Решение от 25 марта 2024 г. по делу № А19-29740/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда:

ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации


МОТИВИРОВАННОЕ
РЕШЕНИЕ



г. Иркутск Дело № А19-29740/2023

«25» марта 2024 года

Резолютивная часть решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принята 22.02.2024 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25.03.2024 года.


Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Никитиной И.К., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по исковому заявлению

ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (664007, Иркутская область, Иркутск город, Декабрьских Событий улица, дом 92, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ КУЛЬТУРЫ «КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР «АЛЬЯНС» НИКОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, АДРЕС: 664544, <...> )

о взыскании 1 079 руб. 14 коп. - убытки в виде переплаты страховой пенсии ФИО1 в январе-феврале 2022 года, возникшие в результате несвоевременного представления страхователем индивидуальных сведений на застрахованное лицо

установил:


ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ КУЛЬТУРЫ «КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР «АЛЬЯНС» НИКОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ о взыскании убытков, возникших в связи с переплатой пенсии ФИО1 в январе-феврале 2022 года в размере 1 079 руб. 14 коп.

Определением суда от 21.12.2024 исковое заявление принято; возбуждено производство по делу; дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ); ответчику предложено представить отзыв на иск.

Ответчик отзыв на иск не представил; о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления 664025 91 74 7320.

Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ, путем принятия решения арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, в виде подписания судьей резолютивной части решения от 22.02.2024.

От истца поступило заявление о составлении мотивированного решения.

Согласно части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

Если судья, подписавший резолютивную часть решения, отсутствует в день поступления заявления о составлении мотивированного решения или апелляционной жалобы, вопрос о составлении мотивированного решения указанным судьей разрешается в пятидневный срок, начинающий исчисляться с момента возобновления исполнения указанным судьей своих обязанностей.

Поскольку судья Никитина И.К. в период с 26.02.2024 по 22.03.2024 находилась в служебной командировке, в силу части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о составлении мотивированного решения отложен до момента возобновления исполнения судьей Никитиной И.К. своих обязанностей, о чем разъяснено истцу определением от 05.03.2024.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ФИО1, СНИЛС <***>, работник ответчика МУК КСЦ «Альянс» является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

МУК КСЦ «Альянс» в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

На страхователе лежит обязанность в установленный срок представить органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, порядок предоставления которых определен Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Федеральный закон № 27-ФЗ).

Пунктом 2.2 статьи 11 Федеральный закон № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика.

Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения предоставляются по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016.

Как указал истец, МУК КСЦ «Альянс» несвоевременно (14.03.2022) представило сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2022 года в отношении ФИО1, при установленном сроке представления - 15.02.2022.

В отсутствие своевременно представленных сведений по форме СЗВ-М отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской считало ФИО1 прекратившей трудовую деятельность.

В связи с отсутствием своевременно представленных сведений о факте работы за январь 2022 года ФИО1 был произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, как пенсионеру прекратившему осуществление работы (решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии от 25 03.2022 № 220000041475/119050/22В).

Протоколом 09.11.2022 №11668 отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской установило факт излишне выплаченной суммы страховой пенсии по старости ФИО1 за период с 01.01.2022 по 28.02.2022 в размере 1 079 руб. 14 коп.

Согласно расчету, страховая пенсия по старости за период с 01.01.2022 по 28.02.2022 выплачена в размере 24 734 руб. 46 коп., при этом размер полагающейся к выплате страховой пенсии, при своевременном представлении ответчиком формы СЗВ-М (исходная), подлежал выплате 23 655 руб. 32 руб.

Как указал истец, переплата пенсии в размере 1 079 руб. 14 коп. за период с 01.01.2022 по 28.02.2022 произошла в результате нарушения страхователем сроков направления индивидуальных сведений.

Претензией № 1501/5261 от 23.08.2023 отделение фонда предлагало МУК КСЦ «Альянс» в добровольном порядке в течение 10 дней с момента получения претензии возместить ущерб в размере 1 079 руб. 14 коп.

Поскольку претензия оставлена без ответа и удовлетворения, в связи с возникшими убытками, истец обратился в суд с иском.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к следующим выводам.

Правоотношения сторон регулируются положениями главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В силу положений статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) органа (должностного лица), причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, а также размер убытков.

В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ).

По общему правилу гражданского законодательства возмещение вреда допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями и вины причинителя вреда, при этом в отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.

В части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 58 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в 4 период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).

Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком, страхователем по телекоммуникационным каналам связи 14.03.2022 в адрес Фонда были представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2022 года.

Таким образом, сведения за январь 2022 года страхователем в отношении ФИО1 были представлены с нарушением установленного законом срока (до 15-го числа месяца, следующего за отчетным).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении от 26.02.2018 N 10-П получение гражданином сумм в размере большем, чем причитается по закону, подпадает под признаки неосновательного обогащения за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, приводит к нарушению публичных интересов в сфере пенсионного обеспечения, конституционных прав и свобод других граждан - участников системы пенсионных отношений, основанной на началах всеобщности и солидарности, но следует учитывать, что возложение на гражданина обязанности возвратить полученные с момента вынесения соответствующего решения денежные средства, при отсутствии установленных фактов недобросовестности (противоправности) со стороны самого заинтересованного лица - приводило бы к нарушению баланса публичных и частных интересов в пенсионной сфере.

Сведения о недобросовестности со стороны получателя денежных средств в материалах дела отсутствуют, поскольку несвоевременное представление сведений, повлекших выплаты, предоставлены ответчиком по делу.

Из представленных документов следует, что за период с 01.01.2022 по 28.02.2022 ФИО1 выплачена страховая пенсия в размере 24 734 руб. 46 коп., при этом размер полагающейся к выплате работнику страховой пенсии должен был составить 23 655 руб. 32 коп., то есть размер переплаты составил 1 079 руб. 14 коп.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" работодатель представляет ежемесячные сведения по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М) только на работающих у него граждан.

На основании вышеуказанной формы отчетности орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положения статьи 26.1 Закона №400-ФЗ. Поэтому уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится органом Пенсионного фонда ежемесячно, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета представленных работодателями.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ. Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи.

Таким образом, из совокупности указанных норм права следует, что истец при непредставлении страхователем сведений по форме СЗВ-М за январь 2022 года, при установленном сроке 15.02.2022, должен был в марте 2022 года принять решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а суммы страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежат выплате с 1 апреля 2022 года.

Между тем, Решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) № 220000041475/119050/22/В было принято отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области 25.03.2022, тогда когда сведения по форме СЗВ-М за январь 2022 года предоставлены истцу ответчиком 14.03.2022.

Таким образом, пенсионный фонд на основании сведений по форме СЗВ-М за январь 2022 года, полученных 14.03.2022, располагал информацией об осуществлении ФИО1 трудовой деятельности на дату принятия решения об индексации пенсии последней (25.03.2022).

Кроме того, в материалы дела представлены решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) №210000124258/В от 23.11.2021 от 23.11.2021, №210000127626/В/М от 16.12.2021, в которых указано, что по состоянию на сентябрь 2021 года ФИО1 не работает, а по состоянию на октябрь 2021 года – работает, то есть в выплатном деле №001001299 имелись противоречивые сведения относительно занятости пенсионера.

В силу абзаца 9 статьи 16 Федерального закона № 27-ФЗ на Фонде лежит обязанность по осуществлению контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных федеральным законодательством, в том числе по их учетным данным.

Согласно пункту 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (действовавшей в спорный период), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», которым внесены изменения, в том числе в Закон № 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.

Таким образом, в декабре 2021 года истец располагал сведениями о том, что пенсионер работает (решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) №210000127626/В/М от 16.12.2021), однако 23.01.2022 выносит распоряжение о перерасчете размера пенсии № 220000026373/М, как не работающему пенсионеру, не дожидаясь представления отчетности от ответчика.

Помимо этого, в материалы дела представлены сведения о трудовой деятельности получателя страховой пенсии.

Пунктами 2.2 и 2.4 статьи 11 Федеральный закон № 27-ФЗ определены персонифицированные сведения, которые страхователь обязан предоставлять в Фонд пенсионного страхования двумя видами отчетности: по форме СЗВ-М (подпункт 2.2) и по форме СЗВ-ТД (подпункт 2.4).

Сведения по форме СЗВ-ТД передают информацию о кадровых мероприятиях страхователя, в том числе о приеме и увольнении работников. При этом сведения по форме СЗВ-ТД предоставляются в орган Фонда пенсионного страхования РФ не позднее следующего дня свершения события приема или увольнения (пункт 2.5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Сведениями об увольнении ФИО1 Фонд не располагал.

Оценив представленные в материалы дела документы, в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ, суд пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченной ФИО1 суммы пенсии, поскольку на момент принятия решения о перерасчете (индексации) размера пенсии (распоряжение от 23.01.2022), истец располагал сведениями о том, что ФИО1 является работающим пенсионером (решение №210000127626/В/М от 16.12.2021), но тем не менее принял решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), положив в основу исключительно факт несвоевременного представления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь 2022 года в установленные законодательством сроки. Каких-либо действий к устранению имеющихся противоречий в сведениях относительно работника Фонд не предпринял, в связи с чем проиндексированная пенсия, которая истцом расценена как убытки, не может быть квалифицирована как прямое следствие бездействия ответчика, выразившееся в несвоевременном предоставлении отчетности за январь 2022 года.

При таких обстоятельствах, исковые требования отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о взыскании с МУК КСЦ «Альянс» убытков в виде излишне выплаченной суммы пенсии в размере 1 079 руб. 14 коп. суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Истцом при подаче иска в суд государственная пошлина не уплачивалась, от ее уплаты истец освобожден в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь 110, 167 – 171, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении исковых требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия решения, выполненного в форме электронного документа, на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.


Судья И.К. Никитина



Суд:

АС Иркутской области (подробнее)

Истцы:

Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ИНН: 3808096980) (подробнее)

Ответчики:

культуры "Культурно-Спортивный центр "Альянс" Никольского муниципального образования (ИНН: 3827021066) (подробнее)

Иные лица:

Мазур Светлана Ивановна (подробнее)

Судьи дела:

Никитина И.К. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Упущенная выгода
Судебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ

Возмещение убытков
Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ