Постановление от 15 декабря 2022 г. по делу № А32-27411/2021АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА Именем Российской Федерации арбитражного суда кассационной инстанции Дело № А32-27411/2021 г. Краснодар 15 декабря 2022 года Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2022 года Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Афониной Е.И. и Твердого А.А., при участии в судебном заседании ответчика – индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП 316237500059501) и его представителя ФИО2 (доверенность 14.11.2022), в отсутствие истца – администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>), третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, общества с ограниченной ответственностью «Эковилла», извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по делу № А32-27411/2021, установил следующее. Администрация МО город Краснодар (далее – администрация) обратилась в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – предприниматель) с требованиями о возложении на предпринимателя обязанности снести самовольно возведенный объект – одноэтажное нежилое строение с кадастровым номером 23:43:0206021:954, площадью 80,1 кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0206021:956,6, по адресу: просп. Чекистов, 52, в Западном внутригородском округе города Краснодара. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – управление), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, ООО «Эковилла» (далее – общество). Решением суда от 23.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.08.2022, в удовлетворении требований отказано в связи с пропуском срока исковой давности. В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, суды пришли к неправомерному выводу о пропуске срока исковой давности. Администрация не является органом, осуществляющим кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности, в связи с чем суды неправильно установили начало течения срока исковой давности. Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее. В судебном заседании предприниматель и его представитель высказали свои возражения. Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав предпринимателя и его представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам. Как видно из материалов дела, в ходе осуществления муниципального контроля, за соблюдением земельного законодательства Управлением муниципального контроля администрации установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206021:956, расположенного по адресу: <...>, расположен одноэтажный объект капитального строительства, который используется для размещения магазина Millstream. По результатам осмотра составлен акт визуальной фиксации использования земельного участка от 08.04.2021 № 226. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206021:956, площадью 132 кв. м с видом разрешенного использования «Объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению площадью не более 350 кв. м, за исключением встроенных и (или) встроено-пристроенных объектов в многоэтажных и среднеэтажных жилых домах: объекты оптовой торговли; объекты розничной торговли общественного питания (рестораны, кафе, столовые, бары); рынки, ярмарки; ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания; химчистки, прачечные; объекты технического обслуживания и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; фотоателье, фотолаборатории; общественные бани; парикмахерские; объекты проката; объекты по оказанию обрядовых услуг (свадеб и юбилеев); объекты банковского и страховой деятельности; ветеринарные лечебницы; киоски по распространению периодических печатных изданий (газеты, журналы, альманахи, бюллетени и иные издания); иные объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения» и находящейся на нем объект капитального строительства с кадастровым номером 23:43:0206021:954, площадью 80,1 кв. м (далее – магазин), принадлежат на праве собственности предпринимателю Магазин передан предпринимателем в аренду обществу с 14.01.2021 по 31.12.2023. Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 31.03.2021 № 5003/29 разрешение на строительство или иная разрешительная документация на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206021:956 не выдавалась. Администрация, ссылаясь на то, что магазин является самовольной постройкой, обратилась в суд с иском. Ответчик в суде первой инстанции заявил ходатайство о пропуске срока исковой давности по заявленным требованиям. Удовлетворяя заявленное ответчиком ходатайство, и отказывая в удовлетворении требований администрации о сносе самовольной постройки магазина, суды исходили из следующего. Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) самовольной постройки является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольной постройки, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. В предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входят, в частности, следующие обстоятельства: отсутствие отведения в установленном порядке земельного участка для строительства; отсутствие разрешения на строительство; несоблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки; нарушение постройкой прав и законных интересов истца. Для признания самовольной постройки достаточно наличия одного из указанных нарушений. Из положений пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса следует, что к признанию самовольной постройки приводит либо частноправовое нарушение (строительство на земельном участке в отсутствие соответствующего гражданского права на землю), либо публично-правовые нарушения: формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил; определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 № 308-ЭС15-15458). Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 22 и 23 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22), собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. В случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. Возможность применения норм о пропуске срока исковой давности к правоотношениям, регулируемым статье 222 Гражданского кодекса, не исключена, но ограничена одним из условий: исковая давность не применяется в случае предъявления требования о сносе самовольной постройки создающей угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 22 постановления № 10/22), и исковая давность также не распространяется на требование о сносе постройки, созданной на земельном участке истца без его согласия, если истец владеет этим земельным участком (пункты 6 и 7 информационного письма № 143). Администрация обосновала свои требования статьей 222 Гражданского кодекса и мотивировала их тем, что принадлежащий ответчику спорный объект создан без получения разрешения на строительство, с нарушением градостроительных норм и правил. Для проверки доводов администрации суд первой инстанции назначил судебную экспертизу, проведение которой поручил экспертам ООО «Новая экспертиза» ФИО3, ФИО4 и ФИО5 Согласно заключению судебной экспертизы от 31.01.2022 магазин не имеет нарушений в части действующих строительных и санитарно-гигиенических норм и правил, а также требований по сейсмобезопасности и расположения объектов строительства внутри охранных зон, но имеет нарушения в части градостроительных 7 и противопожарных норм и правил. Последние являются устранимыми, в связи с чем, экспертами разработаны рекомендации по их устранению. На момент возведения исследуемого объекта строительства – 2006 год Правила землепользования и застройки муниципального образования города Краснодар не действовали. Правила землепользования и застройки муниципального образования города Краснодар утверждены в 2007 году, следовательно, котировать выявленные отступления Правил как нарушения на момент строительства, с учетом положений постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14, не представляется возможным. Строительно-техническое состояние объекта исследования и его расположение не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Имеющиеся отступления на момент проведении осмотра объекта исследований от противопожарных требований, в части несоответствия отделки потолка помещений и наличия нагромождений в подсобном помещении перед эвакуационным выходом непосредственно наружу из здания являются устранимыми и, при соблюдении экспертных рекомендаций, не представляют угрозу жизни и здоровью людей в процессе эксплуатации спорного объекта. Суды отметили, что выявленные противопожарные нарушения устранены ответчиком на дату вынесения судебного акта, что подтверждается представленными в материалы дела договором об оказании услуг по выполнению демонтажа потолка из ПВХ и установке потолка из плиты потолочной «Armstrong Retail» с классом горючести Г1 в спорном нежилом здании, а также актом о проведении внесудебной экспертизы от 16.03.2022 № 4/22, выполненного экспертом ООО «Эксперт» ФИО6, согласно которому, выявленные нарушения устранены в соответствии с рекомендациями экспертов. Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206021:956, в границах которого расположен магазин, принадлежит на праве собственности ответчику. Следовательно, применительно к фактическим обстоятельствам рассматриваемого спора надлежащим способом защиты нарушенного права истца является виндикационное требование и на заявленное администрацией требование распространяется общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса в три года. В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Из правового подхода Верховного Суда Российской Федерации, изложенного в определении от 25.12.2019 № 305-ЭС19-18665, следует, что течение срока исковой давности по данной категории исков начинается с момента осуществления технического учета объекта и государственной регистрации права собственности. Составление технического (кадастрового) паспорта на объект недвижимости, а также государственная регистрация права собственности на него является фиксацией факта создания объекта недвижимого имущества в соответствующих параметрах. Установив, что магазин расположен на земельном участке, принадлежащем ответчику на праве собственности, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, суды обоснованно применили общий срок исковой давности. Право собственности за предпринимателем на магазин зарегистрировано в установленном законом порядке 13.01.2016, данный факт подтвержден выпиской из ЕГРН, администрация обратилась с иском – 21.06.2021. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом контроль за планировкой и застройкой территорий муниципальных образований возложен на органы местного самоуправления. Следовательно, администрация, надлежащим образом осуществляя функцию земельного контроля, должна была своевременно узнать о возведении спорных объектов. Поскольку администрация обратилась в суд с иском к предпринимателю с пропуском срока исковой давности, суды отказали в удовлетворении требований администрации о сносе магазина. Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2012 № 3809/12, от 18.06.2013 № 17630/12, определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 № 305-ЭС14-8858, определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2019 № 305-ЭС19-18665 о толковании статьи 200 Гражданского кодекса о начале течения срока исковой давности при наличии контрольных функций, возложенных на органы власти. В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что пропуск стороной по делу срока исковой давности при наличии заявления надлежащего лица о ее применении позволяет суду отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела. Аргументы подателя жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, фактически сводятся к несогласию с выводами судов обеих инстанций и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286 и 287 Кодекса. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по делу № А32-27411/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий Е.Л. Коржинек Судьи Е.И. Афонина А.А. Твердой Суд:ФАС СКО (ФАС Северо-Кавказского округа) (подробнее)Истцы:Администрация МО г Краснодар (подробнее)Администрация муниципального образования город Краснодар (подробнее) Ответчики:Витченко Галина Владимировна (подробнее)Иные лица:Ростреестр (подробнее)УФРС по Краснодарскому краю (подробнее) Управление Росреестра по КК (подробнее) ФГБУ Филиал ФКП Росреестра по КК (подробнее) Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (подробнее) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (подробнее) ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю (подробнее) ООО "Эковилла" (подробнее) Последние документы по делу:Судебная практика по:Исковая давность, по срокам давностиСудебная практика по применению норм ст. 200, 202, 204, 205 ГК РФ |