Решение от 29 января 2024 г. по делу № А25-3816/2023Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики 369 000, г. Черкесск, пр-кт Ленина, д. 9, тел./факс (8782) 26-36-39 E-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № А25-3816/2023 г. Черкесск 29 января 2024 года Резолютивная часть решения объявлена 09.01.2024 Полный текст решения изготовлен 29.01.2024 Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шишканова Д.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Татаршао Э.М., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Думе Муниципального образования города Черкесска (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности по финансовым санкциям за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2021 года, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в сумме 39 000 руб. при участии: от Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике – нет представителя, надлежащим образом извещено о дате и времени судебного заседания; от Думы Муниципального образования города Черкесска – ФИО1, доверенность от 07.11.2023 № 371; Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту – Отделение, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Думе Муниципального образования города Черкесска (далее – ответчик, страхователь) о взыскании задолженности по финансовым санкциям за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2021 года, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в сумме 39 000 руб. Истец своего представителя в судебное заседание не направил, надлежащим образом извещен о дате и времени судебного разбирательства, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма. Ответчик в отзыве на заявление, а также его представитель в судебном заседании не оспаривают наличие допущенных нарушений в представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, просят суд снизить размер подлежащих взысканию финансовых санкций в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств. Дело рассматривается в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного разбирательства. Суд, изучив содержащиеся в исковом заявлении и отзыве на него доводы, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, заслушав представителя ответчика в судебном заседании, считает, что исковые требования следует удовлетворить в части. Как следует из материалов дела, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрирован истцом в этом качестве под регистрационным № 008-001-008556. Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Ответчиком сведения о застрахованных лицах в количестве 75 человек по форме СЗВ-М с типом «исходные» за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью были представлены в адрес Отделения 21.12.2022, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В деле представлены протоколы проверки и извещения о доставке электронных документов. В рамках реализации проекта «Электронная трудовая книжка» 16.12.2019 были приняты Федеральные законы № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», устанавливающие обязанность работодателей с 01.01.2020 представлять в ПФР отчетность по форме «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)». Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 25.12.2019 № 730п утверждена форма «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица» (форма СЗВ-ТД). Из указанных норм следует, что с 01.01.2021 сведения по форме СЗВ-ТД представляются в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений. Ответчиком при отсутствии кадровых мероприятий не были представлены сведения по форме СЗВ-М за август, декабрь 2022 года в отношении 3 застрахованных лиц. В результате дельнейшего аудита было выявлено, что сведения по форме СЗВ-ТД с типом кадрового мероприятия в отношении указанных лиц в адрес Отделения не поступали, в связи с чем плательщику были направлены уведомления от 30.01.2023 № 09-11/1785, от 16.02.2023 № 09-11/3300 о необходимости в пятидневный срок обеспечить достоверность сведений на индивидуальных лицевых счетах, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено, Ответчиком при отсутствии кадровых мероприятий не были представлены сведения по форме СЗВ-М за апрель 2021 года в отношении 1 застрахованного лица, при этом на указанное застрахованное лицо были представлены сведения за январь, февраль, март 2021 года. В результате дельнейшего аудита было выявлено, что сведения по форме СЗВ-ТД с типом кадрового мероприятия в отношении указанного лица в адрес Отделения не поступали, в связи с чем плательщику было направлено уведомление от 02.02.2022 № 479 о необходимости в пятидневный срок обеспечить достоверность сведений на индивидуальных лицевых счетах, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено. Ответчиком при отсутствии кадровых мероприятий не были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 1 застрахованного лица, при этом на указанное застрахованное лицо были представлены сведения СЗВ-М за соответствующие периоды 2021 года. Плательщику было направлено уведомление от 25.04.2022 № 2090 о необходимости в пятидневный срок обеспечить достоверность сведений на индивидуальных лицевых счетах, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено. Отделением была проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М) за апрель 2021 года, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год. По результатам проверки Отделением выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 78 застрахованных лиц ответчика и 27.01.2023, 22.02.2023, 14.03.2023 составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Акты были направлены в адрес страхователя по почте заказной корреспонденцией, что подтверждается почтовыми квитанциями, списками почтовых отправлений, списками внутренних почтовых отправлений Отделения со штампом органа почтовой связи о приеме корреспонденции. Ответчиком возражения на акты проверок не были представлены. По результатам рассмотрения актов проверок Отделением в отсутствие представителя страхователя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения материалов и акта проверки, 21.04.2023, 10.03.2023, 24.03.2023 были вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в общем размере 39 000 руб. (500 руб. х 78 застрахованных лиц = 39 000 руб.). Копии решений были направлены ответчику заказными почтовыми отправлениями. Отделением в адрес страхователя были выставлены требования об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Требования направлены страхователю 03.04.2023, 24.03.3023, 21.04.2023 заказными почтовыми отправлениями. Поскольку ответчик в добровольном порядке не исполнил требования об уплате финансовых санкций, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке. В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Частью 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. В соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах». Согласно разделу 3 «Тип формы» страхователь выбирает один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм». Код «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период. Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 данного Федерального закона. За совершение указанного правонарушения предусмотрена ответственность страхователя в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений. Суд исходит из того, что по смыслу нормы абзаца третьего статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ: - под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц; - представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; - представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности. Как следует из материалов дела, ответчиком сведения о застрахованных лицах в количестве 75 человек по форме СЗВ-М с типом «исходные» за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью были представлены в адрес Отделения 21.12.2022, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В деле представлены протоколы проверки и извещения о доставке электронных документов. В рамках реализации проекта «Электронная трудовая книжка» 16.12.2019 были приняты Федеральные законы № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», устанавливающие обязанность работодателей с 01.01.2020 представлять в ПФР отчетность по форме «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)». Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 25.12.2019 № 730п утверждена форма «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица» (форма СЗВ-ТД). Из указанных норм следует, что с 01.01.2021 сведения по форме СЗВ-ТД представляются в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений. Ответчиком при отсутствии кадровых мероприятий не были представлены сведения по форме СЗВ-М за август, декабрь 2022 года в отношении 3 застрахованных лиц. В результате дельнейшего аудита было выявлено, что сведения по форме СЗВ-ТД с типом кадрового мероприятия в отношении указанных лиц в адрес Отделения не поступали, в связи с чем плательщику были направлены уведомления от 30.01.2023 № 09-11/1785, от 16.02.2023 № 09-11/3300 о необходимости в пятидневный срок обеспечить достоверность сведений на индивидуальных лицевых счетах, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено, Ответчиком при отсутствии кадровых мероприятий не были представлены сведения по форме СЗВ-М за апрель 2021 года в отношении 1 застрахованного лица, при этом на указанное застрахованное лицо были представлены сведения за январь, февраль, март 2021 года. В результате дельнейшего аудита было выявлено, что сведения по форме СЗВ-ТД с типом кадрового мероприятия в отношении указанного лица в адрес Отделения не поступали, в связи с чем плательщику было направлено уведомление от 02.02.2022 № 479 о необходимости в пятидневный срок обеспечить достоверность сведений на индивидуальных лицевых счетах, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено. Ответчиком при отсутствии кадровых мероприятий не были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 1 застрахованного лица, при этом на указанное застрахованное лицо были представлены сведения СЗВ-М за соответствующие периоды 2021 года. Плательщику было направлено уведомление от 25.04.2022 № 2090 о необходимости в пятидневный срок обеспечить достоверность сведений на индивидуальных лицевых счетах, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.Совершенные ответчиком правонарушения следует квалифицировать как непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок. В рассматриваемом случае ответчик до истечения предусмотренного законом срока не представил в орган контроля сведения с типом «исхд» (исходные формы) по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года, февраль, июль 2022 года. В соответствии с пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 03.04.2023 № 256н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Фонда, несоответствиях формам и форматам, установленным Фондом (протокол проверки). В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Фонда. Выявленные нарушения не были устранены ответчиком в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомлений об устранении выявленных органом контроля нарушений. С учетом установленных фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что в данном случае в действиях ответчика имеется состав правонарушения, а у Отделения имелись правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ. Следовательно, Отделение правомерно привлекло заявителя к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, при наличии вины страхователя в непредставлении полных и достоверных сведений в установленный срок. Порядок проведения проверки, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования истцом в рассматриваемом случае не нарушены. Размер штрафа Отделением определен в соответствии с правилами статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Вместе с тем суд считает возможным в данном случае уменьшить размер подлежащих взысканию с ответчика финансовых санкций исходя из следующего. По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в Постановлении от 24.06.2009 № 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. Суд учитывает правовые позиции, изложенные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П, в соответствии с которой суду как независимому и беспристрастному арбитру необходимо соблюдать дифференциацию юридической ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения. Указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3). При этом, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод не означает восстановление действия положений Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы. В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа. Как отмечено Конституционным Судом РФ в постановлении от 15.07.1999 № 11-П в целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налога, закрепленного в статье 57 Конституции РФ, а также для возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель устанавливает меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права. Принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия. Действовавшая до 01.01.2015 статья 44 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предполагала установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и их учет при привлечении к ответственности (часть 4), причем перечень смягчающих обстоятельств носил открытый характер. Так, согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2015, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признавались: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливались судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитывались при привлечении к указанной ответственности. В соответствии с абзацами первым и третьим статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ, постольку при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов ранее применялась процедура привлечения к ответственности, установленная названным Федеральным законом. С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания в отношениях по обязательному пенсионному страхованию, в том числе, при применении статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, необходимо руководствоваться главой 15 НК РФ «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений», определяющей обстоятельства, смягчающие ответственность, и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств. Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей данного Кодекса (пункт 3 статьи 114 НК РФ). Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации № 41/9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса. Следовательно, санкции могут быть уменьшены до такого размера, который орган контроля или суд посчитают допустимым в конкретной ситуации при наличии смягчающих ответственность обстоятельств. Перечень смягчающих ответственность обстоятельств содержится в статье 112 НК РФ и не является исчерпывающим. Таким образом, перечень смягчающих ответственность обстоятельств является открытым. Учитывая изложенное, а также тот факт, что из решений Отделения не усматривается, что при его вынесении должностное лицо устанавливало обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя за совершение правонарушения, суд в порядке статей 112, 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ, с учетом разъяснений Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 № 11-П, от 19.01.2016 № 2-П признает в качестве смягчающих ответственность заявителя за совершение вмененного ему правонарушения следующие обстоятельства: - отсутствие у ответчика умысла на уклонение от исполнения обязанности по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета; - признание ответчиком факта допущенных правонарушений и раскаяние в его совершении; - отсутствие негативных последствий в виде убытков для бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за отчетный период уплачены ответчиком своевременно и в полном объеме), а также нанесения вреда какому-либо застрахованному лицу (представленные ответчиком сведения и РСВ за отчетные периоды признаны органом контроля надлежащими и достоверными); - выполнение ответчиком социально-значимых функций. Обратного Отделением в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказано. Суд, учитывая приведенные выше обстоятельства, а также принцип соразмерности наказания допущенному нарушению, предполагающий дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания штрафных санкций согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П, исходит из того, что несвоевременность подачи отчетности не повлекла нарушение прав и свобод иных лиц, никаких негативных последствий не наступило, само правонарушение не содержит опасных угроз для личности, общества и государства; учреждение не имеет задолженности по страховым взносам. Истец не представил доказательства того, что допущенное ответчиком нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах повлекло недостоверное начисление либо уплату страховых взносов, выплату излишних сумм пенсий, причинило иной ущерб, либо создало реальную угрозу причинения ущерба. Таким образом, принимая во внимание изложенное, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и конституционные принципы индивидуализации и справедливости наказания, суд считает возможным в данном случае признать указанные выше обстоятельства смягчающими ответственность страхователя и снизить размер подлежащих взысканию с ответчика финансовых санкций с 39 000 руб. до 1 000 руб. Исковые требования Отделения подлежат удовлетворению в части взыскания с ответчика 1 000 руб. финансовых санкций. В остальной части в иске следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29, 167-171, 216 АПК РФ, суд 1. Исковые требования Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить в части. Взыскать с Думы Муниципального образования города Черкесска (369000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 26.11.2002) финансовые санкции за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2021 года, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей. 2. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., д.2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина пр-т, д. 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000). Судья Д.Г. Шишканов Суд:АС Карачаево-Черкесской Республики (подробнее)Истцы:Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН: 0901001747) (подробнее)Ответчики:Дума МО г.Черкесска (ИНН: 0901039444) (подробнее)Судьи дела:Шишканов Д.Г. (судья) (подробнее) |