Решение от 30 января 2024 г. по делу № А55-20663/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15 Именем Российской Федерации Дело № А55-20663/2023 30 января 2024 года г. Самара Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2024 года. Полный текст решения изготовлен 30 января 2024 года. Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Черномырдиной Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании 16 января 2024 года дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ВИКТОРИЯ», г. Самара (ИНН <***>) к Межрайонной ИФНС России №20 по Самарской области к Межрайонной ИФНС России №24 по Самарской области при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО2 на стороне заявителя: ФИО3, на стороне заинтересованных лиц: Межрайонная ИФНС России №18 по Самарской области, УФНС России по Самарской области ООО «Энергосервис» (ИНН <***>) о признании незаконными действий при участии в заседании: от заявителя - ФИО4, доверенность от 22.05.2023, ФИО3 – директор, от заинтересованных лиц – ФИО5, доверенности от 22.03.2023, 02.08.2023, от ФИО3 – ФИО3 лично, паспорт, от МИФНС №18 по Самарской области – ФИО6, доверенность от 11.10.2023, ФИО7, доверенность от 28.03.2023, от УФНС России по Самарской области - ФИО5, доверенность от 11.08.2023 УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «ВИКТОРИЯ» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит: 1. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 20 по Самарской области по внесению в ЕГРЮЛ записи от 10.04.2023г ГРН 2236300270303 о недостоверности сведений в отношении директора и единственного учредителя Общества с ограниченной ответственностью «Виктория» ФИО3; 2. Признать незаконным решение Межрайонной инспекции ФНС №20 по Самарской области №10735А от 11.04.2023 об отказе в государственной регистрации; 3. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России №20 по Самарской области исключить из ЕГРЮЛ записи 10.04.2023 ГРН 2236300270303 о недостоверности сведений в отношении директора и единственного учредителя Общества с ограниченной ответственностью «Виктория» ФИО3; 4. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России №20 по Самарской области рассмотреть представленные 04.04.2023 (вх. №10735А) документы при государственной регистрации и осуществить соответствующие регистрационные действия; 5. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 20 по Самарской области по внесению в ЕГРЮЛ записи от 27.04.2023г ГРН 2236300312235 о недостоверности сведений в отношении места нахождения и адреса Общества с ограниченной ответственностью «Виктория»; 6. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 20 по Самарской области исключить из ЕГРЮЛ записи 27.04.2023г ГРН 2236300312235 о недостоверности сведений в отношении места нахождения и адреса Общества с ограниченной ответственностью «Виктория». В судебном заседании представители заявителя требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, представлены документы, которые судом приобщены к материалам дела. В судебном заседании представитель МИФНС России №20 по Самарской области и МИФНС России №24 по Самарской области с заявленными требованиями не согласился. Позиция регистрирующего органа поддержана представителями Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области и УФНС России по Самарской области. В судебном заседании ФИО3 требования считает подлежащими удовлетворению. В судебное заседание ФИО2 не явилась о месте и времени, которого извещена надлежащим образом в силу ст. 123 АПК РФ. В судебное заседание представители ООО «Энергосервис» не явились, о месте и времени которого извещены надлежащим образом в силу ст. 123 АПК РФ. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 121-124, 156 АПК РФ в отсутствие ООО «Энергосервис», а также ФИО2 не обеспечивших явку своих представителей в судебное заседание, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания. Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, оценив в совокупности в соответствии со ст.ст.71, 168, 200 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, 10.04.2023 Межрайонной ИФНС России № 20 по Самарской области внесена в Единый государственный реестр юридических лиц запись №2236300270303 о недостоверности сведений об участниках/учредителях юридического лица ФИО3, о недостоверности сведений в отношении лица, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица – директоре ФИО3, запись от 27.04.2023 ГРН 2236300312235 о недостоверности сведений в отношении места нахождения и адреса Общества с ограниченной ответственностью «Виктория», а так же принято решение №10735А от 11.04.2023 об отказе в государственной регистрации. Сведения в отношении ФИО3 как об учредителе участнике и директоре ООО «ВИКТОРИЯ» внесены Инспекцией в ЕГРЮЛ 29.10.2021 при создании юридического лица. ООО «ВИКТОРИЯ» состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области. 03.04.2023 в Регистрирующий орган поступило заявление ФИО3 по форме №Р34001 в связи с недостоверностью любых сведений о физическом лице в отношении ООО «ВИКТОРИЯ». Указанное заявление представлено в Межрайонную ИФНС России №18 по Самарской области и перенаправлено, в свою очередь, почтовым отправлением в регистрирующий орган. С заявлением по форме № Р34001 представлен протокол допроса ФИО3 от 30.03.2023, составленный сотрудником Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области. Согласно показаниям свидетеля, зафиксированным в протоколе допроса, по мнению заинтересованного лица, ФИО3 не имеет отношения к финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВИКТОРИЯ», поскольку не владеет какой-либо информацией относительно бухгалтерской и налоговой отчетности и поскольку не является участником и руководителем ООО «ВИКТОРИЯ», просит внести в реестр о себе недостоверные сведения. Подписывая заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме №Р34001, заявитель подтверждает, что содержащиеся в настоящем заявлении сведения достоверны и оно не направлено на причинение вреда другим лицам, также иное недобросовестное осуществление гражданских прав. Более того, заявитель при представлении данного заявления соглашается с тем, что факт представления в налоговый орган, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц, заявления влечет внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице, в отношении которого подано заявление. Указанная информация изложена в п. 5 листа А формы № Р34001. Тем самым, заинтересованным лицом сделан вывод о том, что ФИО3, подписывая заявление по форме №Р34001, однозначно выразил и реализовал свое волеизъявление, заявив о наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о себе как об участнике и руководителе ООО «ВИКТОРИЯ». Исходя из действующих норм, представление в регистрирующий орган заявления по форме № Р34001 является необходимым и достаточным основанием для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений. Согласно п.6 ст.9 Закона №129-ФЗ физическое лицо вправе направить в регистрирующий орган возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме №Р38001, утвержденной Приказом ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@ (далее - возражение по фору; №Р38001). ФИО3 в регистрирующий орган представлено возражение по форме №Р38001 в отношении ООО «ВИКТОРИЯ с протоколом допроса свидетеля №б/н от 13.03.2023, произведенного сотрудником Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области. Из возражения по форме №Р38001 следует, что ФИО3 возражал против внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности как об участнике и директоре организации. Действующим законодательством предусмотрены меры защиты для заинтересованных лиц их прав и интересов. Руководствуясь положениями п.4 и п.5 ст.51 ГК РФ и п.6 ст.9 Закона №129 ФЗ регистрирующим органом сделан вывод о том, что само по себе поступление возражения по форме №Р38001 не является безусловным основанием отказа в государственной регистрации соответствующих изменений. Возражения подлежат рассмотрению в порядке и в срок, которые предусмотрены Законом №129-ФЗ с принятием соответствующего решения и только при обоснованности поступивших возражений, регистрирующий орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации. Более того, при осуществлении регистрационных действий по заявлению по форме №Р34001 не предусмотрено представление заинтересованным лицом возражения относительно предстоящего внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности соответствующих сведений. Тем самым, представленное ФИО3 возражение по форме № Р38001 не является основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. О результатах рассмотрения возражения по форме № Р38001 ФИО3 проинформирован письмом регистрирующего органа №22-09/18001 @ от 24.04.2023, направленным по адресу электронной почты, указанной в возражении. Пункт 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Законодательство о государственной регистрации не предусматривает оснований для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о физическом лице, в случае поступления в надлежащий регистрирующий орган соответствующего заявления по установленной форме № Р34001. Регистрирующий орган, в соответствии с положениями п. 5 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, 10.04.2023 принято решение № 10484А о государственной регистрации, что послужило основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи ГРН 2236300270303 о недостоверности сведений в отношении участника и директора ООО «ВИКТОРИЯ» ФИО3 Представление заявления по форме №Р34001 о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, заявителем в отношении себя и в последующем обжалование записи о недостоверности сведений, внесенной на основании такого заявления, по мнению заинтересованного лица, не соответствует поведению добросовестного участника и руководителя юридического лица, у которого имеется разумный и обоснованный интерес в продолжении деятельности общества, отвечающего требованиям гражданского и налогового законодательства. Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области в регистрирующий орган направлен протокол допроса № б/н от 13.03.2023 в качестве свидетеля ФИО3 относительно финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВИКТОРИЯ» для рассмотрения вопроса о внесении записи о недостоверности в отношении руководителя и учредителя ООО «ВИКТОРИЯ» ФИО3, и протокол осмотра объекта недвижимости от 20.03.2023, свидетельствующий об отсутствии единоличного исполнительного органа юридического лица (его представителя) по адресу места нахождения ООО «ВИКТОРИЯ», для рассмотрения вопроса о внесении записи о недостоверности в отношении адреса ООО «ВИКТОРИЯ». Территориальным налоговым органом, в подтверждение факта недостоверности адреса в связи с отсутствием двусторонней связи с ООО «ВИКТОРИЯ», приложены отчеты об отслеживании отправления корреспонденции, направленной территориальным налоговым органом по адресу ООО «ВИКТОРИЯ» в марте 2023 года и которой присвоен статус «неудачная попытка вручения» адресату. В целях соблюдения процедуры, установленной п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 18 Оснований и Порядка, регистрирующим органом в адрес места нахождения ООО «ВИКТОРИЯ», а также в адрес места жительства руководителя и учредителя (участника) ООО «ВИКТОРИЯ» ФИО3 заказными письмами направлены уведомления от 24.03.2023 №73 о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о руководителе и учредителе (участнике) ООО «ВИКТОРИЯ». На официальном сайте АО «Почта России» содержится информация за штриховыми почтовыми идентификаторами (ШПИ) 80104381687570, 80104381687587 о вручении заказных писем, направленных по адресу места нахождения ООО «ВИКТОРИЯ», а также по адресу места жительства руководителя и учредителя (участника) ООО «ВИКТОРИЯ» ФИО3 В целях соблюдения процедуры, установленной п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 18 Оснований и Порядка, регистрирующим органом в адрес места нахождения ООО «ВИКТОРИЯ», а также в адрес места жительства руководителя и учредителя (участника) ООО «ВИКТОРИЯ» ФИО3 заказными письмами направлены уведомления от 22.03.2023 № 582 о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе места нахождения ООО «ВИКТОРИЯ». На официальном сайте АО «Почта России» содержится информация за штриховыми почтовыми идентификаторами (ШПИ) 8010238265129, 80102382651309 о вручении заказных писем, направленных по адресу мест, нахождения ООО «ВИКТОРИЯ», а также по адресу места жительства руководителя и учредителя (участника) ООО «ВИКТОРИЯ» ФИО3 В регистрирующий орган от ООО «ВИКТОРИЯ», в ответ на уведомление о недостоверности №582 поступило обращение, с приложением документов, подтверждающих, по мнению заявителя, достоверность сведений о юридическом лице. На основании поступившего обращения регистрирующим органом направлено поручение в Межрайонную ИФНС России №18 по Самарской области (исх. от 11.04.2023 № 23-10/15808@) о проведении мероприятий по факту подтверждения/не подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, об участнике, директоре, адресе юридического лица, с учетом представленной организацией информации. Межрайонная ИФНС России №18 по Самарской области подтвердила факт недостоверности сведений об участнике, директоре ООО «ВИКТОРИЯ» ФИО3 (исх. от 25.04.2023 № 07-15/07926@), об адресе юридического лица (исх. от 24.04.2023 № 07-15/07845@). В связи с отсутствием надлежащих доказательств того, что сведения об адресе юридического лица достоверны, по истечении срока, установленного п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, Инспекцией внесена в ЕГРЮЛ запись ГРН 2236300312235 от 27.04.2023 о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) ООО «ВИКТОРИЯ». Таким образом, Инспекцией соблюдена процедура внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности, предусмотренная действующим законодательством. Вместе с тем, учитывая факт внесения в ЕГРЮЛ записи ГРН 2236300270303 от 10.04.2023 о недостоверности сведений в отношении участника и директора ООО «ВИКТОРИЯ» ФИО3 на основании заявления по форме № Р34001, инициированная процедура по проверке указанных сведений регистрирующим органом прекращена. Перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, определен п.2 ст.17 Закона №129-ФЗ. 04.04.2023 в регистрирующий орган в электронном виде, через сайт ФНС России поступило заявление по форме № Р13014 о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в отношении ООО «ВИКТОРИЯ», направленное нотариусом через сайт ФНС России (номер заявки - U023040430725585). Представленным заявлением вносились сведения о прекращении участия ФИО3 в обществе и сведения о новом участнике общества ФИО2 на основании сделки (договора), подлежащей (подлежащего) обязательному нотариальному удостоверению. В соответствии с пп. «д» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в соответствии с положениями ст. 65.1 ГК РФ. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Применяя п. 1 ст. 32 и ст. 39 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ) следует учитывать, что высшим органом общества является общее собрание участников общества либо единолично принятое решение единственного участника общества. Документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном Законом №129-ФЗ, должны не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Таким образом, необходимым условием для осуществления регистрационных действий является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного законодательством, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ. То есть само по себе представление в регистрирующий орган документов, перечисленных в п.2 ст. 7 Закона №129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны. Пункт 1 ст.23 Закона № 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. На основании пп. «ч» п.1 ст.23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения. Факт внесения в ЕГРЮЛ записи ГРН2236300270303 от 10.04.2023 о недостоверности сведений в отношении участника и директора ООО «ВИКТОРИЯ» ФИО3 (заявление по форме №Р34001) препятствует совершения регистрационных действий. При таких обстоятельствах, регистрирующим органом 11.04.2023 принято решение №10735 А об отказе в государственной регистрации, на основании пп.«ч» п.I ст.23 Закона №129-ФЗ. Регистрирующий орган осуществляет свои функции, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, в пределах и полномочиях, установленных нормативно-правовыми актами. Правовое регулирование Закона №129-ФЗ направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц. Развитие законодательства о юридических лицах предполагает, в числе прочего, повышение стабильности гражданского оборота. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, договорные и иные обязательства. Статьей 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, который является федеральным информационным ресурсом, позволяет участникам гражданского оборота, полагаясь на записи, занесенные в государственный реестр, считать, что они соответствуют действительности. Принцип публичной достоверности содержащихся в государственном реестре сведений, защиты третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены использованием недостоверных сведений, обеспечивается уполномоченным органом посредством реализации предоставленных Законом № 129-ФЗ полномочий. Согласно п.9 ст.14 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе. В рамках досудебного урегулирования спора ФИО3 обратился в УФНС России по Самарской области с жалобой на решение Межрайонной ИФНС России № 20 по Самарской области от 10.04.2023 № 10484А о государственной регистрации и на запись ГРН 2236300270303 от 10.04.2023 о недостоверности сведений об учредителе (участнике) и директоре ООО «ВИКТОРИЯ» ФИО3, а также на решение Регистрирующего органа от 11.04.2023 № 10735А об отказе в государственной регистрации при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Решением УФНС России по Самарской области от 22.05.2023 № 20-16/16199@ жалоба оставлена без удовлетворения. Посчитав решение Межрайонной ИФНС России № 20 по Самарской области от 10.04.2023 №10484А о государственной регистрации и запись ГРН 2236300270303 от 10.04.2023 о недостоверности сведений об учредителе (участнике) и директоре ООО «ВИКТОРИЯ» ФИО3, решение регистрирующего органа от 11.04.2023 №10735А об отказе в государственной регистрации при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, а также решение от 27.04.2023 ГРН2236300312235 о недостоверности сведений в отношении места нахождения и адреса Общества с ограниченной ответственностью «Виктория» незаконным, директор ООО «ВИКТОРИЯ» обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя. Из материалов дела усматривается, что заявителем данный срок не пропущен. В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В соответствии со 4, 5 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры юридических лиц, содержащие, в том числе, сведения: -об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 65.1. Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества - сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества; -сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации. Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона №149-ФЗ). Необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр. Все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 №7075/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ, обеспечиваются, в том числе, проверкой достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. В силу пункта 4.2. статьи 9 Закона №129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки. Основания, условия и способы проведения указанных в вышеназванной норме Закона №129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. В соответствии с пунктом 11 названных Оснований, мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренные подпунктами «б» - «д» пункта 4.2 статьи 9 Закона №129-ФЗ, проводятся регистрирующим органом или по его поручению иными территориальными органами ФНС России. В силу пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности). В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице. Исходя из вышеназванных норм Закона №129-ФЗ следует, что направлению уведомления о недостоверности сведений в адрес юридического лица и его участников должна предшествовать проверка достоверности сведений, проводимая налоговым органом. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такая проверка фактически не проводилась. Действия налоговых органов свелись, по сути, к вызову ФИО3 для дачи пояснений, а также направлению уведомлений о необходимости представления в регистрирующий сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «Виктория». Заинтересованное лицо ссылается на то, что Инспекцией соблюдена процедура внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности в отношении директора и единственного учредителя. В своих пояснениях суду ФИО3 сообщил, что осуществляет руководство обществом. Поскольку доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, оснований не доверять пояснениям ФИО3 у суда не имеется. Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области проведено обследование объекта недвижимости по адресу: <...>, п.803-4 и установлено, что ООО «Виктория» по адресу регистрации не находится, о чем составлен протокол осмотра объекта недвижимости от 20.03.2023. Однако в протоколе осмотра от 20.03.2023 не отражен факт внутреннего осмотра помещения, расположенного по адресу: <...> п.803-4. Проверяющий инспектор ограничился только указанием на отсутствие вывески. В протоколе не отражен факт осмотра (невозможности осмотра) офисов, кабинетов, комнат и пр. на всех этажах здания. Из проведенного осмотра следует, что при осмотре помещений, установлено отсутствие вывески, таблички. Суд критически относится к данному документу и полагает, что он не может с достоверностью свидетельствовать об отсутствии юридического лица по адресу регистрации, не может являться доказательством недостоверности адреса. Определением суда от 13.11.2023 Межрайонной ИФНС России №20 по Самарской области, Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области предложено представить видеозапись к протоколу осмотра от 20.03.2023. Однако данное определение не исполнено. В судебном заседании представители налогового органа пояснили, что не представляется возможным представить видеозапись. Кроме того, факт реального нахождения общества по указанному адресу подтверждается договором субаренды от 01.01.2023 между ИП ФИО8 и ООО «Виктория», а также арендатором помещения ИП Каминной Н.А. Ссылка налогового органа и третьего лица на то, что договор субаренды арендатор не вправе заключать признается судом несостоятельной. При рассмотрении дела доказательств признания недействительным в установленном порядке договора субаренды суду не представлено, требование об освобождении помещения не заявлено. В материалах дела имеются платежные поручения, подтверждающие оплату за аренду нежилого помещения на основании выставленных счетов (л.д.53-60). Кроме того, суд отмечает, что сведения об адресе были внесены в ЕГРЮЛ налоговым органом на основании указанных документов. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, доказательств, свидетельствующих о наличии у регистрирующего органа на 04.04.2023 - дату продажи 100% доли в уставном капитале ООО «Виктория» ФИО2 информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, в материалах дела не имеется. При таких обстоятельствах доводы заявителя об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации судом признаны обоснованными. Исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом факта недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении директора и единственного учредителя ФИО3, а также в отношении места нахождения и адреса Общества с ограниченной ответственностью «Виктория». Таким образом, действия Межрайонной ИФНС России №20 по Самарской области по внесению в ЕГРЮЛ записи от 10.04.2023 ГРН2236300270303 о недостоверности сведений в отношении директора и единственного учредителя Общества с ограниченной ответственностью «Виктория» ФИО3, по внесению в ЕГРЮЛ записи от 27.04.2023 ГРН 2236300312235 о недостоверности сведений в отношении места нахождения и адреса Общества с ограниченной ответственностью «Виктория», а так же решение Межрайонной инспекции ФНС №20 по Самарской области №10735А от 11.04.2023 об отказе в государственной регистрации противоречат вышеназванным правовым актам и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, представления налоговой отчетности, заключения сделок, и влекут негативные последствия в виде привлечения к ответственности, что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания их незаконными. В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя, в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд считает необходимым обязать Межрайонную ИФНС России № 24 по Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записей от 10.04.2023 ГРН 2236300270303 о недостоверности сведений в отношении директора и единственного учредителя Общества с ограниченной ответственностью «Виктория» ФИО3, от 27.04.2023 ГРН 2236300312235 о недостоверности сведений в отношении места нахождения и адреса Общества с ограниченной ответственностью «Виктория», рассмотрения представленных 04.04.2023 (вх. №10735А) документов при государственной регистрации и осуществить соответствующие регистрационные действия в установленном законом порядке. Судебные расходы по оплате государственной пошлине судом не распределяются, так как при обращении в арбитражный суд заявителю предоставлена отсрочка. Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 20 по Самарской области по внесению в ЕГРЮЛ записи от 10.04.2023 ГРН 2236300270303 о недостоверности сведений в отношении директора и единственного учредителя Общества с ограниченной ответственностью «Виктория» ФИО3, по внесению в ЕГРЮЛ записи от 27.04.2023 ГРН 2236300312235 о недостоверности сведений в отношении места нахождения и адреса Общества с ограниченной ответственностью «Виктория». Признать незаконным решение Межрайонной инспекции ФНС №20 по Самарской области №10735А от 11.04.2023 об отказе в государственной регистрации. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России №24 по Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из ЕГРЮЛ записей от 10.04.2023 ГРН 2236300270303 о недостоверности сведений в отношении директора и единственного учредителя Общества с ограниченной ответственностью «Виктория» ФИО3, от 27.04.2023 ГРН 2236300312235 о недостоверности сведений в отношении места нахождения и адреса Общества с ограниченной ответственностью «Виктория», рассмотреть представленные 04.04.2023 (вх. №10735А) документы при государственной регистрации и осуществить соответствующие регистрационные действия в установленном законом порядке. Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. Судья / Е.В. Черномырдина Суд:АС Самарской области (подробнее)Истцы:ООО "Виктория" (подробнее)Ответчики:Межрайонная ИФНС России №20 по Самарской области (подробнее)Межрайонная ИФНС России №24 по Самарской области (подробнее) Иные лица:Гвинджилия Давид Фридонович (подробнее)Скоротович Лидия Александровна (подробнее) Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (подробнее) Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области (подробнее) Межрайонная ИФНС России №18 по Самарской области (подробнее) ООО "Энергосервис" (подробнее) Судьи дела:Черномырдина Е.В. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |