Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)
 
1HQQESHpv9LE

    II. Этапы инновационного развития



    Модель инновационного социально ориентированного развития наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энергосырьевом секторе предполагает создание и активизацию новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов суммарно обеспечивает выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 106,4 - 106,5 процента в год.

    Инновационное развитие российской экономики в 2008 - 2020 годах будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.

    Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

    Данный этап характеризуется следующими условиями социально-экономического развития:

    адаптация экономики к негативным явлениям на мировых финансовых рынках;

    сужение возможностей форсированного наращивания энергетического и сырьевого экспорта, адаптация экономики к ухудшению внешнеэкономической конъюнктуры и снижению мировых цен на нефть и сырье, а также развертыванию мирового финансового и экономического кризиса;

    сокращение предложения трудовых ресурсов в связи со снижением численности населения в трудоспособном возрасте, обострение дефицита профессиональных кадров;

    негативное влияние на экономику ограничений со стороны энергетической и транспортной инфраструктуры;

    усиление конкуренции на внутренних рынках, связанной, с одной стороны, с возрастанием требований потребителей к качеству товаров, с другой - с исчерпанием ценовых конкурентных преимуществ обрабатывающих производств;

    изменение макроэкономической ситуации, прекращение укрепления рубля в связи со снижением внешнеторгового сальдо.

    Основные приоритеты социальной и экономической политики на данном этапе включают следующее:

    в области развития человеческого потенциала:

    принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;

    выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;

    решение основных социальных проблем военнослужащих;

    преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с 2010 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016 - 2020 годам);

    структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;

    создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

    улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой;

    возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;

    создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке;

    в области создания высококонкурентной институциональной среды:

    развитие конкурентных рынков товаров и услуг, капитала, рабочей силы, создание инфраструктуры международного финансового центра в г. Москве;

    либерализация экономической среды, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, налаживание институтов частно-государственного партнерства;

    создание эффективного государства, снижение уровня коррупции;

    поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5 - 6,5 процента в год;

    сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики;

    в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

    завершение формирования национальной инновационной системы, модернизация фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования;

    содействие модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;

    содействие повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности (в том числе переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов, автомобилестроение, пищевая промышленность) с целью рационализации импорта и увеличения экспорта продуктов переработки;

    содействие развитию малого и среднего бизнеса;

    в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

    преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в генерации электрической энергии и сетевом хозяйстве), завершение реформы электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли;

    завершение крупномасштабных проектов в области добычи, переработки и транспортировки углеводородов, направленных на обеспечение внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта;

    реализация масштабных проектов по развитию транспортной сети, повышение качества и снижение стоимости транспортных услуг для населения и бизнеса;

    в области укрепления внешнеэкономических позиций России:

    формирование таможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая гармонизацию законодательства и правоприменительной практики;

    расширение сотрудничества по осуществлению взаимных инвестиций, в том числе со странами ЕврАзЭС, для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей и повышения трансграничной мобильности факторов производства;

    развитие устойчивых производственных кооперационных связей со странами - технологическими лидерами, в том числе в целях осуществления совместных проектов выхода на глобальные рынки;

    завершение процесса присоединения к Всемирной торговой организации и создание инфраструктуры полноценного участия России в этой организации, вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития;

    в области сбалансированного пространственного развития:

    создание новых центров развития на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, связанных с комплексной переработкой сырья, развитием рекреационной инфраструктуры;

    формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России.

    На первом этапе будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2012 год к 2007 году):

    увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2,5 года;

    рост валового внутреннего продукта - 137 - 138 процентов;

    рост производительности труда - 140 - 141 процент;

    снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - 81 - 83 процента;

    рост реальных располагаемых доходов населения - 153 - 154 процента;

    рост инвестиций в основной капитал - 180 - 185 процентов;

    расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 1,4 - 1,6 процента валового внутреннего продукта;

    расходы на образование (частные и государственные расходы) - 5,5 - 5,7 процента валового внутреннего продукта;

    расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 5,2 - 5,4 процента валового внутреннего продукта.

    Второй этап (2013 - 2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

    Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются:

    ожидаемой новой технологической инновационной волной в ведущих странах мира, связанной с распространением новых технологий, качественно меняющих свойства выпускаемых товаров, процессы производства и потребления;

    повышением демографической нагрузки на трудоспособное население, способным усилить напряженность в пенсионной системе;

    наличием созданных в предшествующий период экономических институтов, стимулирующих предпринимательскую и инвестиционную активность, и национальной инновационной системы;

    интенсивным расширением среднего класса, формирующим спрос на комфортное жилье, качественные услуги образования и здравоохранения;

    преодолением в основном ограничений в экономике со стороны энергетической и транспортной сетей;

    возрастанием требований к экологическим параметрам производства.

    Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают следующее:

    в области развития человеческого потенциала:

    распространение стандартов здорового образа жизни;

    переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;

    внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;

    выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;

    распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда;

    создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;

    установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2 - 2,2 раза);

    в области создания высококонкурентной институциональной среды:

    адаптация экономических институтов к требованиям глобальной мобильности факторов производства и трансграничной производственной кооперации;

    обеспечение глобальной конкурентоспособности банковского сектора, финансовых рынков;

    снижение инфляции до 3 - 3,5 процента в год;

    в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

    интеграция национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;

    расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста;

    обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий, формирование центров глобальной компетенции в обрабатывающей промышленности, сфере интеллектуальных услуг и других секторах экономики, решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами;

    в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

    масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике (включая чистые угольные технологии), расширение производства электроэнергии на атомных электростанциях;

    расширение ресурсной базы экономики, активное освоение месторождений углеводородов арктического шельфа и Восточной Сибири;

    завершение формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта транспортных услуг;

    транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых;

    внедрение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг;

    переход сельского хозяйства к устойчивому режиму развития при значительном укреплении позиции России на мировых рынках продовольствия;

    опережающее развитие энергетической инфраструктуры, преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в генерации электрической энергии и сетевом хозяйстве), завершение реформы электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли;

    в области укрепления внешнеэкономических позиций России:

    обеспечение полномасштабного функционирования таможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;

    формирование зон свободной торговли с заинтересованными странами-соседями на евразийском пространстве;

    расширение гибких разносторонних отношений с мировыми экономическими центрами, расширение участия в региональных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона;

    превращение России в один из мировых финансовых центров, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства;

    превращение российского рубля в ведущую региональную резервную валюту;

    в области сбалансированного пространственного развития:

    комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, закрепление населения в восточных регионах страны;

    снижение территориальной социально-экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов;

    обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных обязательств регионов;

    развитие на инновационной основе центров экономического роста (в перспективных специализациях) на Урале, в Поволжье, на Северо-Западе, формирование новых центров расселения и концентрации высокотехнологичного бизнеса в Центральной России.

    На втором этапе будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2020 год к 2012 году):

    увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2 года;

    рост валового внутреннего продукта - 164 - 166 процентов;

    рост производительности труда - 171 - 178 процентов;

    снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - 70 - 75 процентов;

    рост реальных располагаемых доходов населения - 164 - 172 процента;

    рост инвестиций в основной капитал - 215 - 223 процента;

    расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 3 процента валового внутреннего продукта;

    расходы на образование (частные и государственные расходы) - 6,5 - 7 процентов валового внутреннего продукта;

    расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 6,7 - 7 процентов валового внутреннего продукта.

    Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

    Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются:

    переходом России в группу стран с высоким уровнем дохода на душу населения, доминированием массового среднего класса в социальной структуре общества;

    развертыванием новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем;

    эффективной интеграцией России в систему мирового разделения труда, что позволит реализовать ее конкурентный потенциал в сферах высоких технологий, экономики знаний, энергетики и транспорта;

    расширением передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;

    ужесточением экологических требований.

    Приоритеты социальной и экономической политики в этот период включают следующее:

    в области развития человеческого потенциала:

    улучшение качества социальной среды и здоровья нации, выход на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;

    ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения, характерные для развитых стран;

    переход к комфортному типу расселения, доступному для основной массы населения;

    снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран;

    в области создания высококонкурентной институциональной среды:

    развитие государственного управления экономикой, адаптированного к сетевым международным формам ведения бизнеса, системам глобальной кооперации;

    развитие новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций;

    создание полноценной финансовой системы, интеграция банковской и финансовой систем в мировое хозяйство;

    снижение инфляции до уровня менее 3 процентов в год;

    в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

    устойчивое развитие высокотехнологичного сектора как составной части мирового рынка высокотехнологичной продукции;

    формирование новых высококонкурентных отраслей, основанных на экономике знаний;

    расширение интеграции обрабатывающих отраслей в мировую экономику на основе их встраивания в глобальные цепочки производства добавленной стоимости;

    развитие экологически чистых производств;

    в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

    развитие экологически чистых способов производства энергии;

    интеграция транспортной и энергетической систем в структуры глобальной экономики, эффективное функционирование международных транспортных коридоров;

    повышение качества транспортных услуг и внедрение новых транспортных технологий;

    в области укрепления внешнеэкономических позиций России:

    обеспечение функционирования работоспособных экономических объединений на евроазиатском экономическом пространстве с участием и при лидирующей роли России;

    достижение ключевой роли России в выработке мирового экономического порядка и решении глобальных проблем в рамках участия в международных институтах сотрудничества;

    в области сбалансированного пространственного развития:

    обеспечение высокой территориальной мобильности населения и сопоставимых условий жизни на всей территории страны;

    обеспечение высокой экономической активности в восточных и южных регионах страны.

    За пределами 2020 года накопленный потенциал знаний и капитала, соответствующий передовым экономикам мира, определит сохранение тенденций устойчивого социально-экономического развития страны с опорой на инновационные высокотехнологичные сектора экономики и сектор услуг как основные движущие силы экономического роста. К 2030 году валовой внутренний продукт может вырасти по сравнению с 2007 годом в 3,8 раза, а валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности достичь 51 тыс. долларов США (в ценах 2005 года).