Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 27.09.2023) О принятии технического регламента Таможенного союза О безопасности колесных транспортных средств (вместе с ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств)
 
1HQQESHpv9LE

    3. Требования к устройствам освещения и световой сигнализации



    3. Требования к устройствам освещения

    и световой сигнализации

    3.1. Количество, расположение, назначение, режим работы, цвет огней внешних световых приборов и световой сигнализации на транспортном средстве должны соответствовать указанным изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, при этом световой пучок фар ближнего света должен соответствовать условиям правостороннего движения.

    Класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации транспортного средства, должен соответствовать указанному изготовителем в эксплуатационной документации с учетом заводской комплектации данного транспортного средства либо, в случае внесения изменений в конструкцию транспортного средства, указанному в документации на световые приборы, установленные вместо предусмотренных конструкцией.

    Внешние световые приборы должны находиться в работоспособном состоянии.

    3.2. Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения, назначения, замена, установка дополнительных и демонтаж предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации внешних световых приборов допускается только в соответствии с разделом 1.3 приложения N 4 к настоящему техническому регламенту и таблицей 3.1 настоящего приложения, а также при выполнении требований раздела 9 приложения N 9 к настоящему техническому регламенту.

    На транспортных средствах, снятых с производства, допускается замена светотехнических устройств на используемые на транспортных средствах других типов.

    Требования к дополнительным факультативным

    световым приборам

    Таблица 3.1

    Наименование внешних световых приборов

    Количество приборов на транспортном средстве

    Цвет излучения

    Дополнительные требования

    Фара-прожектор или прожектор-искатель

    1

    Белый

    Допускается наличие, если они предусмотрены конструкцией транспортного средства

    Фары дальнего света

    2

    Белый

    Разрешены на транспортных средствах категории N3. Если на транспортном средстве уже имеется четыре фары дальнего света, то дополнительные две фары могут использоваться только в дневное время для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов.

    Фонари заднего хода

    2

    Белый

    Разрешены на транспортных средствах, длина которых превышает 6 м, кроме транспортных средств категории M1. Должны быть установлены симметрично оси транспортного средства

    Задние габаритные огни

    2

    Красный

    Разрешены на транспортных средствах категорий M2, M3, N2, N3, O3 и O4. Должны быть установлены симметрично оси транспортного средства, как можно ближе к габаритной ширине транспортного средства и выше обязательных габаритных огней не менее чем на 600 мм

    Сигналы торможения

    1 центральный, когда его установка не является обязательной, 2 боковых при отсутствии центрального

    Красный

    Должны быть направлены непосредственно назад. Должны располагаться не менее чем на 600 мм выше обязательных сигналов торможения.

    Сигналы аварийного торможения <1>

    Должна быть обеспечена частота мигания (4 1) Гц

    Указатели поворота боковые (повторители)

    Любое число

    Автожелтый

    Должны быть подключены так, чтобы обеспечивалась их синхронная работа с остальными указателями поворота.

    Указатели поворота задние

    По 2

    Автожелтый

    Разрешены на транспортных средствах категорий M2, M3, N2, N3, O2, O3, O4. Должны располагаться не менее чем на 600 мм выше обязательных указателей поворота.

    Внешняя подсветка

    Любое число

    Белый

    Разрешена на транспортных средствах категорий M и N и может включаться на стоящем транспортном средстве с выключенным двигателем при открытии дверей водителя, пассажирских или багажных отсеков. Внешняя подсветка должна быть такой, чтобы ее нельзя было перепутать с другими огнями транспортного средства.

    Задние светоотражающие устройства

    Любое число, если они не снижают эффективности обязательных устройств.

    Красный

    Не должны иметь треугольную форму для транспортных средств категорий M и N. Должны иметь треугольную форму для транспортных средств категории O. Внешняя граница видимой поверхности не должна быть удалена от внешней границы транспортного средства больше чем на 400 мм.

    Боковые светоотражающие устройства

    Любое число, если они не снижают эффективности обязательных устройств.

    Автожелтый

    Внешняя граница видимой поверхности должна быть не ниже 250 мм и не выше 900 мм от опорной поверхности (1500 мм, если расстояние 900 мм невозможно выдержать из-за особенностей конструкции)

    --------------------------------

    Примечания: <1> Сигналы аварийного торможения представляют собой все одновременно мигающие указатели поворота и сигналы торможения.

    3.3. Никакой огонь не должен быть мигающим, за исключением огней указателей поворота, огней аварийной сигнализации, огней аварийного сигнала торможения и боковых габаритных огней автожелтого цвета, применяемых совместно с указателями поворота.

    3.4. Никакой свет красного цвета не должен излучаться в направлении вперед, и никакой свет белого цвета, за исключением света от фонаря заднего хода, не должен излучаться в направлении назад. Данное требование не распространяется на устройства освещения, устанавливаемые для внутреннего освещения транспортного средства.

    3.5. Контрольные световые сигналы включения фар дальнего света, передних противотуманных фар, указателей поворота, передних и задних габаритных огней, задних противотуманных фонарей должны быть работоспособны.

    3.6. Отсутствие, разрушения и загрязнения рассеивателей внешних световых приборов и установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов (в том числе, бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок) не допускаются.

    Данное требование не распространяется на оптические элементы, предназначенные для коррекции светового пучка фар в целях приведения его в соответствие с требованиями настоящего технического регламента. В подобном случае применяются требования раздела 9 приложения N 9 к настоящему техническому регламенту.

    3.7. Повреждения и отслоения светоотражающей маркировки не допускаются.

    3.8. Требования к фарам ближнего и дальнего света и противотуманным:

    3.8.1. Форма, цвет и размер фар должны быть одинаковыми, а расположение - симметричным.

    3.8.2. В фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство.

    В случае установки источника света, не соответствующего указанному в эксплуатационной документации транспортного средства по классу, либо требующего установку (использование) дополнительных элементов по отношению к исходной конструкции фары, либо требующего внесения изменений в электрическую схему транспортного средства, проверяется выполнение положений настоящего технического регламента, касающихся внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

    При проверке следует руководствоваться маркировкой согласно Правилам ООН, применяемым в отношении данной фары, и информацией, приведенной в руководстве по эксплуатации транспортного средства, а также в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

    Не допускается использование в фарах транспортных средств сменных источников света, не имеющих знака официального утверждения, либо с не соответствующими установленному изготовителем в эксплуатационной документации классом источника света, цоколем, мощностью, цветовой температурой, а также переходников с цоколя источника света одного класса на другой при установке источника света в световой модуль.

    В случае использования в световых приборах транспортного средства сменных источников света классов 0 и H (лампы накаливания, включая галогенные), они должны соответствовать Правилам ООН N 37.

    В случае использования в световых приборах транспортного средства сменных источников света класса D (газоразрядные лампы), они должны соответствовать Правилам ООН N 99, включая тип цоколя, согласно обозначениям:

    "DxR" (где x - цифра от 1 до 4) в фарах со световым модулем без линзы;

    "DxS" (где x - цифра от 1 до 4) в фарах со световым модулем с линзой.

    3.8.3. Не допускается отсутствие или неработоспособность предусмотренных конструкцией транспортного средства либо установленных при внесении изменений в конструкцию транспортного средства устройства фароочистки и автоматического корректирующего устройства угла наклона фар.

    Примечание: В соответствии с Правилами ООН N 48 устройствами фарочистки комплектуются фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен. Автоматическим корректирующим устройством угла наклона фар комплектуются адаптивные системы переднего освещения, выполняющие функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен. Сменные газоразрядные источники света категорий D1R, D2R, D3R, D4R, D1S, D2S, D3S, D4S и галогенные лампы накаливания категорий H9, H9B, HIR1 имеют номинальный световой поток более 2000 люмен.

    3.8.4. Угол наклона плоскости (рисунок 3.1), содержащей левую (от транспортного средства) часть верхней светотеневой границы пучка, именуемый углом регулировки ближнего света фар типов C, HC, DC, CR, HCR, DCR должен быть в пределах 0,2% в вертикальном направлении от нормативного значения угла регулировки, указанного в эксплуатационной документации и (или) обозначенного на транспортном средстве. При отсутствии на транспортном средстве и в эксплуатационной документации данных о нормативном значении угла регулировки, фары типов C, HC, DC, CR, HCR, DCR должны быть отрегулированы в соответствии с указанными значениями угла регулировки ближнего света фар на рисунке 3.1, а или б и в таблице 3.2.

    Нормативы угла регулировки заданы в зависимости от высоты H установки оптического центра фары над плоскостью рабочей площадки.

    Правый участок следа светотеневой границы пучка ближнего света фар типов C, HC, DC, CR, HCR, DCR на экране может быть наклонным или ломаным.

    3.8.5. Угловое отклонение в горизонтальном направлении точки пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы светового пучка фар типов C, HC, DC, CR, HCR, DCR от вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должно быть не более 0,2%.

    3.8.6. Сила света каждой из фар в режиме "ближний свет", измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 750 кд в направлении 34' вверх от положения левой части светотеневой границы и не менее 1600 кд в направлении 52' вниз от положения левой части светотеневой границы.

    Проверку силы света фар в режиме "ближний свет" проводят после регулировки положения светового пучка ближнего света в соответствии с пунктом 3.8.4. При несоответствии силы ближнего света установленным нормативам проводят повторную регулировку в пределах 0,1% в вертикальном направлении от номинального значения угла по таблице 3.2 и повторное измерение силы света.

    3.8.7. Максимальная сила света всех фар, которые могут быть включены одновременно в режиме "дальний свет", не должна превышать 300 000 кд.

    Силу света фар типов R, HR, DR измеряют в направлении оптической оси фары после проведения регулировки в соответствии с настоящим пунктом.

    Фары типов R, HR, DR должны быть отрегулированы так, чтобы центр светового пучка лежал на оси отсчета фары.

    Рисунок 3.1. Схема расположения транспортного средства

    на посту проверки света фар, форма светотеневой границы

    и размещение контрольных точек на экране:

    а) для режима "ближний свет" с наклонным правым участком

    светотеневой границы

    б) для режима "ближний свет" с ломаным правым участком

    светотеневой границы

    в) для противотуманных фар

    1 - ось отсчета; 2 - горизонтальная (левая) часть светотеневой границы; 3 - наклонная (правая) часть светотеневой границы; 4 - вертикальная плоскость, проходящая через ось отсчета; 5 - плоскость, параллельная плоскости рабочей площадки, на которой установлено транспортное средство; 6 - плоскость матового экрана; - угол наклона светового пучка к горизонтальной плоскости; L - расстояние от оптического центра фары до экрана; 7 - положение контрольной точки для измерения силы света в режиме "ближний свет" в направлении линии, расположенной в одной вертикальной плоскости с осью отсчета под углом 34' выше горизонтальной части светотеневой границы пучка ближнего света; 8 - положение контрольной точки для измерения силы света в режиме "ближний свет" в направлении линии, расположенной в одной вертикальной плоскости с оптической осью прибора для проверки и регулировки фар, и направленной под углом 52' ниже горизонтальной части светотеневой границы светового пучка ближнего света; H - расстояние от проекции оптического центра фары до плоскости рабочей площадки.

    Геометрические показатели расположения светотеневой границы

    пучка ближнего света фар на матовом экране в зависимости

    от высоты установки фар

    Таблица 3.2

    Расстояние от оптического центра фары до плоскости рабочей площадки H, мм

    Угол регулировки ближнего света фары

    угл. мин.

    процентов

    Не более 800

    от -34 до -52

    от -1,0 до -1,5

    Свыше 800, но не более 1000

    от -34 до -69

    от -1,0 до -2,0

    Свыше 1000

    от -52 до -69

    от -1,5 до -2,0

    Для транспортных средств категории N3G с высотой установки фар более 1200 мм

    от -69 до -87

    от -2,0 до -2,5

    3.8.8. Противотуманные фары должны быть отрегулированы в соответствии с указаниями изготовителя транспортного средства в эксплуатационной документации или, если они недоступны или отсутствуют, то светотеневая граница должна находиться ниже линии H в соответствии с таблицей 3.3 (рисунок 3.1в). Однако во всех случаях угол регулировки света противотуманной фары типа B не должен быть менее угла регулировки фары ближнего света.

    Геометрические показатели расположения светотеневой

    границы пучка света противотуманных фар на матовом экране

    в зависимости от высоты установки фар

    Таблица 3.3

    Тип фары

    Расстояние от оптического центра фары до плоскости рабочей площадки H, мм

    Угол регулировки света противотуманной фары

    угл. мин.

    процентов

    B

    -

    -52 или ниже

    -1,5 или ниже

    F3

    не более 800

    от -52 до -69

    от -1,5 до -2,0

    F3

    свыше 800

    от -69 до -87

    от -2,0 до -2,5

    Примечание. Знак "-" указывает на наклон вниз.

    3.9. Фонари заднего хода должны включаться при включении передачи заднего хода и работать в постоянном режиме.

    3.10. Требования к указателям поворота и аварийной сигнализации.

    3.10.1. Указатели поворота должны работать в мигающем режиме. Частота следования проблесков должна находиться в пределах 1,5 0,5 Гц (90 30 проблесков в минуту).

    3.10.2. Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота в проблесковом режиме с частотой, указанной в пункте 3.10.1.

    3.10.3. Все указатели поворота, расположенные на одной и той же стороне транспортного средства, должны включаться и выключаться одним и тем же устройством и работать синхронно.

    3.11. Требования к сигналам торможения.

    3.11.1. Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления рабочей или аварийной тормозных систем и обеспечивать излучение в постоянном режиме.

    3.11.2. Совмещение для центрального дополнительного сигнала торможения с другими огнями не допускается.

    3.12. Требования к задним противотуманным фонарям.

    3.12.1. Включение задних противотуманных фонарей должно быть обеспечено только при включенных фарах дальнего или ближнего света либо противотуманных фарах и должно обеспечивать излучение в постоянном режиме.

    3.12.2. Задние противотуманные фонари могут оставаться включенными до тех пор, пока не выключены габаритные фонари.

    3.12.3. Задние противотуманные фонари не должны включаться при воздействии на педаль рабочей тормозной системы.

    3.13. Стояночные огни, расположенные с одной стороны транспортного средства, должны включаться независимо от любых других огней, а также независимо от положения выключателя зажигания.

    3.14. Габаритные и контурные огни должны работать в постоянном режиме.

    3.15. Дневные ходовые огни, если таковые установлены, должны включаться автоматически, когда выключатель зажигания находится в таком положении, которое не исключает возможность работы двигателя, однако они могут оставаться выключенными при нахождении рычага автоматической коробки передач в положении "Стоянка", или приведенной в действие стояночной тормозной системе, или до начала движения транспортного средства после каждого запуска двигателя вручную. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически при включении фар, в том числе передних противотуманных фар, за исключением тех случаев, когда мигание фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов.

    3.16. Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями и работать в постоянном режиме.