Решение № 2А-3694/2024 2А-3694/2024~М-2582/2024 М-2582/2024 от 12 августа 2024 г. по делу № 2А-3694/2024Центральный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) - Административное Дело № 2а-3694/2024 УИД: 22RS0068-01-2024-004878-63 Именем Российской Федерации 13 августа 2024 года г. Барнаул Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Баньковского А.Е., при секретаре Мгдесян Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым платежам, Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском, в котором (с учетом уточнения требований) просит взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2020 год в размере 3975 руб., за 2021 год в размере 3975 руб., за 2022 год в размере 3975 руб., по земельному налогу за 2019 год в размере 238 руб., за 2020 год в размере 261 руб., за 2021 год в размере 254 руб., за 2022 год в размере 254 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 110 руб., пени в размере 9730,85 руб., всего на общую сумму 22772,85 руб. В обоснование требований указано, что ФИО1 в спорный период времени являлась собственником транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, недвижимого имущества: жилого дома, расположенного по адресу: ...., кадастровый №, а также земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый №, в связи с чем обязана была оплачивать транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог. В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка по налогам, начислены пени. Налоговые уведомления, требования об уплате налогов направлены налогоплательщику в установленном порядке, вместе с тем, оплата задолженности в установленный срок не произведена, сумма задолженности по налогам и пени не погашена, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 2 Центрального района г.Барнаула с заявление о выдаче судебного приказа, в выдаче которого было отказано. В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежаще. В административном исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей. В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 поименованного кодекса). Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства и составляют в отношении легковых автомобилей свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 25 руб. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (часть 2 статьи 2 Закона Алтайского края, статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату возникновения спорных правоотношений). В судебном заседании установлено и из ответа УМВД России по г.Барнаулу следует, что в 2020, 2021, 2022 годах ФИО1 на праве собственности принадлежало транспортное средство марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощность двигателя 159 л.с., год выпуска 2001, право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В связи с владением указанным транспортным средством налоговым органом в налоговом уведомлении № 27385151 от 1 сентября 2021 года начислен транспортный налог за 2020 год в сумме 3975 руб., в налоговом уведомлении № 16739513 от 1 сентября 2022 года – транспортный налог за 2021 год в сумме 3975 руб., в налоговом уведомлении № 101847218 от 5 августа 2023 года – транспортный налог за 2022 год в размере 3975 руб. Суд соглашается с произведенным расчетом. Таким образом, недоимка по транспортному налогу за 2020-2022 годы, подлежащая уплате ФИО1, составляет 11925 руб. (3975 +3975 +3975). В соответствии с частью 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Плательщиками налога на имущество физических лиц в силу статьи 400 Налогового кодека Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. Согласно пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшей до 1 января 2021 года) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости) может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории Алтайского края порядок исчисления налоговой базы из кадастровой стоимости установлен с 1 января 2020 года. За предшествующие налоговые периоды налог исчислялся на основании данных об инвентаризационной стоимости объекта. При расчете налога на имущество исходя из инвентаризационной стоимости налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации). Приказами Минэкономразвития России от 30 октября 2018 года № 595 коэффициент-дефлятор в 2019 году составил 1,518. Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ...., кадастровый №, общей площадью 35,9 кв.м., право собственности с 16 октября 2012 года, кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2019 года – 254892 руб. Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастра по Алтайскому краю» инвентаризационная стоимость указанного жилого дома, переданная в налоговые органы по состоянию на 1 января 2012 года, составила 72697,63 руб. При умножении инвентаризационной стоимости объекта на коэффициент-дефлятор (с учетом доли в праве собственности) налоговая база по жилому дому за 2019 год составит 110355 руб. Размер налога в отношении жилого дома за 2019 год составит: 110355 руб. х 1 х 0,10% х 12/12 = 110 руб. Аналогичный расчет суммы налога на имущество по жилому дому за 2019 года произведен налоговым органом в налоговом уведомлении № 9197376 от 3 августа 2020 года. Таким образом, ФИО1 верно начислен налог на имущество физических лиц за 2019 в сумме 110 руб. В соответствии с положениями статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Согласно части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. В соответствии со статьей 390, частью 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговым периодом в соответствии со статьей 393 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год. На основании статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Согласно статье 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно сведениям ЕГРН в 2019, 2020, 2021, 2022 годах ФИО1 принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый №, площадью 1450 +/-10 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, период владения с ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость на 01.01.2019, 01.01.2020 составляла 122873 руб., на 01.01.2021, 01.01.2022 составляла 84680 руб. С учетом приведенных характеристик земельного участка сумма земельного налога за 2019 год составила 238 руб. (122873 (кадастровая стоимость)*1(доля в праве собственности)*0,30% (налоговая ставка)*12/12 (количество месяцев владения)). Вместе с тем, при проверке судом указанного расчета получается сумма равная 369 руб., таким образом, расчет налоговым органом земельного налога за 2019 года улучшает положение налогоплательщика, в связи с чем, судом в данном случае берется за основу расчет налога с применением налоговой базы, рассчитанной налоговым органом. Сумма земельного налога за 2020 год составила 261 руб. (122873 (кадастровая стоимость)*1(доля в праве собственности)*0,30% (налоговая ставка)*12/12 (количество месяцев владения)). При проверке судом указанного расчета получается сумма равная 369 руб., таким образом, расчет налоговым органом земельного налога за 2020 года улучшает положение налогоплательщика, в связи с чем, судом в данном случае берется за основу расчет налога с применением налоговой базы, рассчитанной налоговым органом. Сумма земельного налога за 2021, 2022 годы составила по 254 руб. (84680 руб. (кадастровая стоимость) *1 (доля в праве собственности)*0,30% (налоговая ставка)*12/12 (количество месяцев владения)). Расчеты земельного налога за 2019 год произведен в налоговом уведомлении № 9197376 от 3 августа 2020 года, за 2020 год – в налоговом уведомлении № 27385151 от 1 сентября 2021 года, за 2021 год – в налоговом уведомлении № 16739513 от 1 сентября 2022 года, за 2022 год – в налоговом уведомлении № 101847218 от 5 августа 2023 года, судом проверены, признаны верными. Таким образом, ФИО1 верно начислен земельный налог за 2019-2022 годы в сумме 1007 руб. В требование № 88088 от 23 июля 2023 года включены недоимка по транспортному налогу за 2020-2022 годы, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, по земельному налогу за 2019-2022 год, пени. Проверяя обоснованность включения перечисленных сумм в требование № 88088 от 23 июля 2023 года, суд приходит к следующему. Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, а именно с 1 января 2023 года введен институт Единого налогового счета. В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона сальдо единого налогового счета организации или физического лица (далее в настоящей статье - сальдо единого налогового счета) формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов (далее в настоящей статье - суммы неисполненных обязанностей) (пункта 1 части 1). В целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания (пункт 1 части 2). Согласно пункту 1 части 9 этой же статьи Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом следующих особенностей: требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона). По смыслу приведенных норм в требование № 88088 от 23 июля 2023 года могли быть включены только суммы недоимок, по которым не истек срок взыскания по состоянию на 31 декабря 2022 года. Согласно положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 1 января 2023 года) налоговые органы имеют право обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей (с 23 декабря 2020 года - превышает 10000 рублей), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб. (а с 23 декабря 2020 года - 10000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 2 и часть 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). С учетом установленных обстоятельств, суммы транспортного налога за 2020-2022 годы, земельного налога за 2019-2022 годы, налога на имущество физических лиц за 2019 год обоснованно включены в требование № 88088 от 23 июля 2023 года. Срок на обращение в суд по требованию № 88088 от 23 июля 2023 года (срок исполнения до 16 ноября 2023 года) истекал 16 мая 2024 года. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г.Барнаула от 10 апреля 2024 по делу № 9а-309/2024 отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 земельного налога за 2019-2022 в сумме 1007 руб., налога на имущество физически лиц за 2019 год в сумме 110 руб., транспортному налогу за 2015-2022 в сумме 15900 руб., пени – 9730 руб. В суд с настоящим иском налоговый орган обратился 16 мая 2024 года, то есть в предусмотренный законом срок. Обязанность по уплате земельного, транспортного налога и налога на имущество за 2022 год возникла уже после выставления требования № 88088 от 23 июля 2023 года и не была исполнена на момент обращения в суд с настоящим административным иском. Поскольку сумма недоимки в требовании № 88088 от 23 июля 2023 года до настоящего времени не погашена, данное требование является актуальным и выставление нового требования в отношении вновь образовавшейся задолженности не требуется. С учетом изложенного с административного ответчика подлежат взысканию транспортный налог за 2020-2022 год в сумме 11925 руб., налог на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 110 руб., земельный налог за 2019-2022 годы в сумме 1007 руб. Кроме того, в административном иске налоговый орган просит взыскать с ФИО1 пени в размере 9730,85 руб., числящуюся на Едином налоговом счете налогоплательщика по состоянию на 5 февраля 2024 года. В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 1 января 2023 года) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Аналогичное понятие пени приведено в действующей редакции части 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2023 года в ЕНС налогоплательщика ФИО1 были сконвертированы пени в размере 7892,73 руб. состоящие из пени: - по транспортному налогу в размере 7733,24 руб.; - по земельному налогу в размере 137,84 руб.; - по налогу на имущество в размере 21,65 руб. В связи с внедрением с 1 января 2023 года института ЕНС в соответствии с федеральным законом от 14 июля 2022 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» расчет пени с 1 января 2023 года производится на совокупную обязанность по уплате налогов. Согласно административному иску совокупная обязанность ФИО1 по состоянию на 1 января 2023 года составила 7892,73 руб. На указанную сумму за период с 1 января 2023 года по 5 февраля 2024 года начислена пени в размере 3611,37 руб. Оценивая правомерность начисления пени, суд учитывает разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 17 февраля 2015 года № 422-О, согласно которым положения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Суд соглашается с расчетом пени по перечисленным выше налогам и общей суммы пени в размере 9730,85 руб. Таким образом, требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ФИО1 в доход муниципального образования городской округ г.Барнаул подлежит взысканию государственная пошлина в размере 883 руб. Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю удовлетворить. Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу ...., в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю налог на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 110 руб., транспортный налог за 2020-2022 годы в сумме 11925 руб., земельный налог за 2019-2022 годы в сумме 1007 руб., пени 9730,85 руб., всего 22772,85 руб. Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Барнаул государственную пошлину в размере 883 руб. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья Баньковский А.Е. Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2024 года Суд:Центральный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) (подробнее)Судьи дела:Баньковский Артур Евгеньевич (судья) (подробнее) |