Решение № 2А-2237/2019 2А-2237/2019~М-2039/2019 М-2039/2019 от 2 декабря 2019 г. по делу № 2А-2237/2019




Дело № 2а-2237/2019


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Тверь 03 декабря 2019 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Иванова Д.А.,

при секретаре Чекановой Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:


Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в Заволжский районный суд г. Твери с указанным административным иском, в котором просит взыскать с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 03 рубля 39 копеек; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 678 рублей 33 копейки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 37 рублей 89 копеек, задолженность по транспортному налогу в размере 20 970 рублей, пени по транспортному налогу в размере 122 рубля 32 копейки, задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 10 436 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 60 рублей 87 копеек, задолженность по земельному налогу в размере 33 770 рублей и пени по земельному налогу в размере 196 рублей 99 копеек, а всего 66 275 рублей 79 копеек.

В обоснование иска указали, что на административного ответчика зарегистрированы транспортные средства, и он является плательщиком транспортного налога. Также на него зарегистрированы объекты недвижимого имущества и он является собственником земельных участков, в связи с чем является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога. Ответчиком данные виды налогов не были уплачены в полном объеме, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате налогов, которое не было им исполнено, в связи с чем были начислены пени. Также указывают, что ФИО2 утратил статус индивидуального предпринимателя 09.10.2018 г. в связи с принятием им соответствующего решения и своевременно не исполнил свои обязанности по уплате страховых взносов, в связи с чем образовалась задолженность и были начислены пени. Кроме того, ФИО2 несвоевременно оплатил налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (налог, уплачиваемый с применением упрощенной системы налогообложения), в связи с чем ему были начислены пени. Для добровольной уплаты пени по страховым взносам и налога, уплачиваемого с применением упрощенной системы налогообложения административному ответчику отправлены требования № 8689 по состоянию на 08.11.2018 года, № 2138 по состоянию на 27.08.2018 г, № 5847 по состоянию на 26.10.2018 г., № 9453 по состоянию на 05.10.2018 г., оплата не была произведена.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Участвуя в состоявшихся по делу ранее судебных заседаниях представитель административного истца ФИО3 пояснила, что по требованию № 26306 производится взыскание транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц. ФИО2 также являлся индивидуальным предпринимателем и подавал декларацию по упрощенной системе налогообложения, налог им исчислялся самостоятельно. Страховые взносы были взысканы с ФИО2 на основании судебного приказа, который не был отменен. Требования о взыскании пени по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения, и страховым взносам направлялись ФИО2 по почте.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом телеграммой, которая ему не была доставлена, по извещению за телеграммой адресат не явился.

На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка сторон судом обязательной не признавалась, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 346.11 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 346.14 КоАП РФ объектом налогообложения по упрощенной системе налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

В силу п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет обязанность уплачивать страховые взносы, и данная обязанность прекращается только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Как следует из п. 1 ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно п. 1 указанной статьи налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые ставки, в соответствии с положениями ст. 361 НК РФ, установлены в ст. 1 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» от 06.11.2002 г. № 75-ЗО.

В соответствии со ст. 15, 399 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как следует из ст. 400 НК РФ налогоплательщиками названного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Подпунктами 1, 6 п. 1 ст. 401 НК РФ установлено, что объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе жилой дом, помещение.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 1 Закона Тверской области от 13.11.2014 N 91-ЗО «О единой дате начала применения на территории Тверской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единая дата начала применения на территории Тверской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 1 января 2015 г.

Порядок исчисления суммы налога установлен ст. 408 НК РФ.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

При этом п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В случае неуплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Пунктом 4 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно положениям п. 1, 2, 6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из материалов дела в налоговый период 2017 г. ФИО2 являлся собственником транспортных средств – легковых автомобилей Toyota Land Cruiser 200, государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя в 235 л.с. и Audi Q5, государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя в 224 л.с.; земельных участков – 92/1000 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>; имущества – <данные изъяты> доли в праве собственности на помещение 102 в <адрес> и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии со ст. 361 НК РФ, ст. 1 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» от 06.11.2002 г. № 75-ЗО административному ответчику был начислен транспортный налог, подлежащий уплате за 2017 год за указанные транспортные средства, в размере 20 655 рублей; за объекты недвижимого имущества ФИО2 был исчислен налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате за 2017 год, в размере 10 436 рублей; за земельные участки исчислен к уплате земельный налог за 2017 год в размере 33 770 рублей.

Как следует из сообщения заместителя начальника МРИ ФНС России № 12 по Тверской области от 21.10.2019 г., сводные налоговые уведомления для оплаты налогов, в том числе, за 2017 г., были направлены ФИО2 в электронной форме через личный кабинет. Требование № 26306 от 27.12.2018 г. также было выгружено в личный кабинет налогоплательщика.

05.04.2019 г. мировым судьей судебного участка № 5 Заволжского района г. Твери был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам, который был отменен определением мирового судьи от 25.04.2019 г. в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.

06.09.2019 г., то есть в установленный ст. 48 НК РФ срок, Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Таким образом, административный истец выполнил возложенную на него законом обязанность по направлению ответчику требования об уплате налога в целях предупреждения о наличии задолженности. Ответчик требование в установленный срок не исполнил, законно установленную обязанность оставил без удовлетворения.

ФИО2 не представил доказательств, подтверждающих уплату транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц в установленном законом размере и в сроки, предусмотренные законодательством, равно как и доказательств наличия оснований, освобождающих его от уплаты данных видов налогов.

Поскольку в установленные законом сроки административный ответчик задолженность по данным видам налогов не погасил, суд считает требования административного искового заявления о взыскании транспортного налога в сумме 20 655 рублей и пени в размере 120 рублей 49 копеек за транспортные средства Toyota Land Cruiser 200, государственный регистрационный знак № и Audi Q5, государственный регистрационный знак №, земельного налога в размере 33 770 рублей и пени в размере 196 рублей 99 копеек за 92/1000 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес>, а также налога на имущество физических лиц в размере 10 436 рублей и пени в размере 60 рублей 87 копеек за <данные изъяты> доли в праве собственности на помещение <адрес> и жилой дом, расположенный по адресу <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обсуждая вопрос о взыскании с ФИО2 налога и пени за транспортное средство ВАЗ 2108, государственный регистрационный знак № суд, принимая во внимание положения главы 28 НК РФ, связывающие возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика и представленные УМВД России по Тверской области сведения о регистрации данного транспортного средства на иное лицо с 01.11.1997 г., приходит к выводу о необоснованности административных исковых требований в данной части.

Из материалов дела усматривается, что административный ответчик в период с 29.03.2011 года по 09.10.2018 года являлся индивидуальным предпринимателем и был зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в адрес ФИО2 были направлены требования № 8689 по состоянию на 08.11.2018 г., № 2138 по состоянию на 27.08.2018 г., № 5847 по состоянию на 26.10.2018 г. и № 9453 по состоянию на 05.10.2018 г. и, кроме того, в связи с неисполнением требования № 2138 от 27.08.2018 г., принято решение № 10962 от 20.09.2018 г. о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств на сумму 139 рублей 50 копеек.

Согласно положениям п. 1, 2, 6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Между тем, доказательств вручения налогоплательщику требований № 8689, 2138, 5847 и 9453 способами, предусмотренными ст. 69 НК РФ, в материалах дела не имеется.

Как следует из сообщения заместителя начальника МРИ ФНС России № 12 по Тверской области от 21.10.2019 г. указанные выше требования были направлены в адрес налогоплательщика путем почтовых отправлений по адресу места жительства.

Согласно имеющимся в материалах дела спискам № 137, 162, 177 и 187, почтовых отправлений, направляемых на франкировку 29.08.2018 г., 05.10.2018 г., 26.10.2018 г. и 12.11.2018 г. соответственно, направленные налоговым органом согласно данным спискам письма являлись простыми почтовыми отправлениями. Указаний на то, что какое-либо из данных отправлений было направлено в адрес ФИО2 или содержало в себе требования № 8689, 2138, 5847 и 9453, ни в указанных списках, ни в материалах дела не содержится.

При таком положении суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с ФИО2 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 03 рубля 39 копеек; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 678 рублей 33 копейки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в размере 37 рублей 89 копеек.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

При решении вопроса о размере подлежащей уплате государственной пошлины суд руководствуется ст. 333.19 НК РФ, согласно которой размер госпошлины подлежащей взысканию с административного ответчика, с учетом удовлетворенных административных исковых требований, составляет 2157 рублей 18 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 180, 290 КАС РФ, суд

решил:


Требования административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области задолженность по транспортному налогу в размере 20 655 рублей, пени по транспортному налогу в размере 120 рублей 49 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 10 436 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 60 рублей 87 копеек, задолженность по земельному налогу в размере 33 770 рублей и пени по земельному налогу в размере 196 рублей 99 копеек, а всего 65 239 рублей 35 копеек.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Взыскать ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2157 рублей 18 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д.А. Иванов

В окончательной форме решения принято 12.12.2019 г.

Судья Д.А. Иванов



Суд:

Заволжский районный суд г. Твери (Тверская область) (подробнее)

Истцы:

Межрайонная ИФНС России №12 по Тверской области (подробнее)

Судьи дела:

Иванов Д.А. (судья) (подробнее)