Решение № 2А-228/2026 2А-228/2026~М-7/2026 М-7/2026 от 2 апреля 2026 г. по делу № 2А-228/2026Большеглушицкий районный суд (Самарская область) - Административное ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 марта 2026 года село Большая Черниговка Самарской области Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Зотовой Е.И., при секретаре судебного заседания Толкачевой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-228/2026 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени, Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области обратилась в Большеглушицкий районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением по тем основаниям, что ФИО1 на основании гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком транспортного налога, на основании гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, на основании гл. 32 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц. Административный ответчик являлась налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемых налоговых периодах, в связи с наличием объектов налогообложения. В связи с чем, в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления. В связи с неуплатой налогов позднее в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налогов. В связи с неисполнением требований налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, ДД.ММ.ГГГГ года мировым судьей вынесен судебный приказ. На основании изложенного, административный истец просит суд взыскать с ФИО1 задолженность в размере 3898,13 руб., в том числе: транспортный налог за 2016 г. - 924 руб., транспортный налог за 2017 г. – 1232 руб., транспортный налог за 2018 г. – 1232 руб., налог на имущество физических лиц за 2016 г. – 79 руб., налог на имущество физических лиц за 2017 г. – 87 руб., налог на имущество физических лиц за 2018 г. – 96 руб., земельный налог за 2015 г. – 110 руб., земельный налог за 2016 г. – 16 руб., земельный налог за 2017 г. – 16 руб., земельный налог за 2018 г. – 16 руб., пени в размере 90,13 руб. Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещалась надлежащим образом. В соответствии с частью 2 статьи 289 КАС Российской Федерации неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной Учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении. Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. С 1 января 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который ввел институт единого налогового счета и единого налогового платежа для всех налогоплательщиков. Так, в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом. Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа. Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств,- перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента. Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности. Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности. Учитывая, что спорная задолженность образовалась до 01.01.2023, то к спорным правоотношениям следует применять положения Налогового кодекса РФ о порядке взыскания задолженности в редакции, действующей до 01.01.2023. В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ). Пунктом 1 статьи 45 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (часть 1 статьи 48 НК РФ). Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (не превышает 3 000 рублей, в редакции ФЗ до 23.12.2020), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей (не превысила 3 000 рублей, в редакции ФЗ до 23.12.2020), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Исковое заявление о взыскании налога может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В соответствии со статьей 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена. Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В силу положений статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. В соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего, за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора начисляется пеня, которая определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Плательщиками транспортного налога в силу статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата. Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Как установлено статьей 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса. В силу статьи 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Как установлено статьей 403 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Из материалов дела следует, что по состоянию на 08.06.2017 г. административному ответчику было выставлено требование об уплате налогов и пеней за период 2015 г., срок исполнения по требованию истек 11.07.2017 г.; по состоянию на 22.05.2018 г. административному ответчику было выставлено требование об уплате налогов и пеней за период 2016 г., срок исполнения по требованию истек 25.06.2018 г.; по состоянию на 04.02.2019 г. административному ответчику было выставлено требование об уплате налогов и пеней за период 2017 г., срок исполнения по требованию истек 11.03.2019 г.; по состоянию на 11.02.2020 г. административному ответчику было выставлено требование об уплате налогов и пеней за период 2018 г., срок исполнения по требованию истек 16.03.2020 г. Сведения об исполнении ответчиком данных требований в деле отсутствуют. Установлено, что суммарная задолженность административного ответчика по налогам и пеням не превышает 10 000 рублей, а административный иск подан за пределами шестимесячного срока после истечения трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней в указанной в административном иске сумме. Согласно ответа Мирового судьи Судебного участка № 128 Большеглушицкого судебного района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года судебный приказ по заявлению Межрайонной ИФНС № 23 России по Самарской области о взыскании задолженности по налогам, пени в отношении ФИО1 31 января 2022 года не выносился. Обращение административного истца в суд с данным иском последовало 19.01.2026. В данном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления административным истцом не заявлено. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что срок подачи административного искового заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин. Согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств. В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Статьей 59 НК РФ определены в пп. 1 - 4.3 п. 1 конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пп. 5). Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания. Таким образом, имеются основания для признания указанной задолженности безнадежной к взысканию. В силу ч. 2 ст. 114 КАС РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета. Поскольку административный истец в порядке ст. 333.35 НК РФ освобожден при подаче иска от уплаты государственной пошлины, то расходы по государственной пошлине с административного истца в доход государства взысканию не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.3, 45, 48, 69-70 НК РФ, ст.ст.175-180 КАС РФ, суд, Отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени. Данное решение суда является самостоятельным основанием для признания начисленной ранее налоговым органом задолженности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ИНН: №, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в сумме 3898,13 руб., в том числе: транспортный налог за 2016 г. - 924 руб., транспортный налог за 2017 г. – 1232 руб., транспортный налог за 2018 г. – 1232 руб., налог на имущество физических лиц за 2016 г. – 79 руб., налог на имущество физических лиц за 2017 г. – 87 руб., налог на имущество физических лиц за 2018 г. – 96 руб., земельный налог за 2015 г. – 110 руб., земельный налог за 2016 г. – 16 руб., земельный налог за 2017 г. – 16 руб., земельный налог за 2018 г. – 16 руб., пени в размере 90,13 руб., неподлежащей взысканию и списанию как безнадежной к таковой. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 03 апреля 2026 года. Судья Суд:Большеглушицкий районный суд (Самарская область) (подробнее)Истцы:МИФНС №23 по Самарской области (подробнее)Судьи дела:Зотова Елена Игоревна (судья) (подробнее) |