Решение № 2А-2858/2024 2А-2858/2024~М-2069/2024 М-2069/2024 от 9 июля 2024 г. по делу № 2А-2858/2024




УИД: 31RS0016-01-2024-003442-15

Административное дело №2а-2858/2024


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2024 года город Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Семенова А.В.,

при секретаре Кошкаровой Р.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску УФНС России по Белгородской области к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности,

УСТАНОВИЛ:


УФНС России по Белгородской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по транспортному и земельному налогам в общей сумме 37 400, 49 рублей, в том числе:

-недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2021 год в размере 8 430, 00 рублей,

-недоимки по земельному налогу за 2019-2021 годы в размере 416 рублей,

-пени за несвоевременную оплату налоговых платежей в размере 28554, 49 рублей.

В обоснование административного иска указано, что за административным ответчиком в регистрирующих органах в 2021 году были зарегистрированы транспортные средства автомобиль ГАЗ 331041 государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> государственный регистрационный знак №.

Транспортный налог административным ответчиком не оплачен в установленном порядке и размере.

Также за административным ответчиком в регистрирующих органах были зарегистрированы:

-земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.

-земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.

С 16.07.2003 по 24.12.2020 ФИО1 осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя

В связи с неоплатой своевременно страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также транспортного налога в указанные в административном иске периоды налогоплательщику начислены пени. Налогоплательщику направлено требование об уплате задолженности № 2526 от 16.05.2023, которое он не исполнил.

Пени начислены на недоимку по страховым взносам за 2018-2020 годы за период с 26.01.2022 по 12.08.2023, по транспортному налогу за 2018-2021 годы за период с 26.01.2022 по 12.08.2023, по земельному налогу за 2019-2021 годы за период с 26.01.2022 по 12.08.2023 г.

Основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением является наличие у административного ответчика указанной налоговой задолженности.

В судебное заседание представитель административного истца, а также административный ответчик не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений электронной почтой(административный истец) от 03.07.2023, отчетом об извещении административного ответчика посредством ГЭПС, где содержится информация об ознакомлении ФИО1 с судебным извещением 30.06.2024 в 20.14.

В силу ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 289 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как определено статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 363 НК РФ установлены порядок и сроки уплаты транспортного налога, предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена пунктом 1 статьи 45 НК РФ.

При этом согласно пункту 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.

Таким образом, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

В силу пункта 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно части 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; арбитражные управляющие, индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса):

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ); налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со ст.69 и 70 НК РФ.

Из содержания административного искового заявления и представленных доказательств усматривается, что за административным ответчиком в регистрирующих органах в 2017-2020 году были зарегистрированы транспортные средства ГАЗ 331041, MITSUBISHI LANCER 2.0

Также за административным ответчиком в регистрирующих органах были зарегистрированы:

-земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.

-земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.

Транспортный налог административным ответчиком не оплачен в установленном порядке и размере в общей сумме 8430 рублей за 2021 год, а земельный налог не оплачен за 2019-2021 г.г. в общей сумме 416 рублей.

В связи с неоплатой своевременно транспортного, земельного налогов, а также страховых взносов налоговым органом начислены пени по страховым взносам за 2018-2020 годы за период с 26.01.2022 по 12.08.2023, по транспортному налогу за 2018-2021 годы за период с 26.01.2022 по 12.08.2023, по земельному налогу за 2019-2021 годы за период с 26.01.2022 по 12.08.2023 г.

Налогоплательщику направлено требование об уплате задолженности № 2526 от 16.05.2023, которое он не исполнил.

Представленные налоговым органом расчеты транспортного и земельного налогов, пени за несвоевременную уплату транспортного налога и страховых взносов основаны на требованиях закона, выполнены арифметически верно, административным ответчиком не оспариваются, поэтому суд признает их правильным. Доказательств, что административный ответчик исполнил обязанность по уплате налоговой задолженности не представлено.

В соответствии с положениями ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа(п. 3 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа.

20.10.2023 мировом судьей судебного участка № 7 Западного округа города Белгорода вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 налоговой задолженности в размере 37400, 49 рублей, в том числе:

-недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2021 год в размере 8 430, 00 рублей,

-недоимки по земельному налогу за 2019-2021 годы в размере 416 рублей,

-пени за несвоевременную оплату налоговых платежей в размере 28 554, 49 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 7 Западного округа города Белгорода от 23.11.2023 года судебный приказ от 20.10.2023 отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.

Административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 налоговой задолженности направлено налоговым органом в Октябрьский районный суд города Белгорода 25.04.2024 года, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока после вынесения определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, установленный абз.2 п.3 ст.48 НК РФ срок предъявления иска, а также срок и порядок обращения налогового органа с требованием о взыскании налоговой задолженности административным истцом соблюден.

Оценив представленные административным истцом доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достаточными, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.

Заявленные административным истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1322, 02 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:


административное исковое заявление УФНС России по Белгородской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения(ИНН №) в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области ИНН/КПП №, задолженность по налоговым платежам в сумме 37 400, 49 рублей, в том числе:

-недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2021 год в размере 8 430, 00 рублей,

-недоимки по земельному налогу за 2019-2021 годы в размере 416 рублей,

-пени за несвоевременную оплату налоговых платежей в размере 28 554, 49 рублей.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения(ИНН №) в доход бюджета городского округа «Город Белгород» государственную пошлину в размере 1 322, 02 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Белгорода.

Мотивированное решение изготовлено 12.08.2024.

Судья А.В. Семенов



Суд:

Октябрьский районный суд г. Белгорода (Белгородская область) (подробнее)

Судьи дела:

Семенов Алексей Валерьевич (судья) (подробнее)