Решение № 2А-693/2026 2А-693/2026~М-318/2026 М-318/2026 от 17 марта 2026 г. по делу № 2А-693/2026




дело № 2а-693/2026

УИД 30RS0004-01-2026-000592-43


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

18 марта 2026 г. г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Иноземцевой Н.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства в здании Трусовского районного суда г. Астрахани, расположенного по адресу: <...> административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Астраханской ФИО2 к ФИО1 ФИО4 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:


административный истец, Управление федеральной налоговой службы по Астраханской ФИО2 (далее - УФНС по АО) обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 ФИО5.. о взыскании задолженности по неисполненным требованиям по уплате обязательных платежей и санкций, указав в обоснование своих доводов, что административный ответчик является налогоплательщиком имущественного налога, однако не в полном объеме оплачивал налоги. Налогоплательщику направлялись требования об уплате налога и пени, однако, такие требования не исполнены в установленный срок. Обращаясь в суд, административный истец просил взыскать с ФИО1 ФИО6 задолженность: пени, установленные налоговым кодексом РФ, распределяемые в соответствии с пп.1 п.11 ст.46 Бюджетного кодекса РФ в размере 9495,77 рублей.

Административный истец о дне, времени рассмотрения дела извещен, имеется просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Административный ответчик ФИО1 ФИО7. о дне, времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна.

В части 7 статьи 150 КАС РФ указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола, поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.

Суд, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Пунктом 1 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество согласно п. п. 1, 2 ст. 401 НК РФ: жилой дом, в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружения, помещения.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы в соответствии с п. 2 ст. 402 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующего календарному году его направления. Налогоплательщики, физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Пунктами 4, 11 ст. 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения, в электронной форме.

В силу ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно материалам дела ответчик является плательщиком налога на имущество, имеет задолженность по налогу за 2018 г. в размере 1858,06 рублей, за 2020 г. 1008,35 рублей, пени 5,33 рублей.

Административному ответчику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до 30.09.2022г. на сумму задолженности 17389 рублей, на общую сумму 20261,20 рублей.

Как усматривается из представленных документов, УФНС были направлены налогоплательщику налоговые уведомления 27714785 от 15.07.2019г., 43390650 от 01.09.2021г.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 263-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, которыми предусмотрено введение института единого налогового счета (далее - ЕНС).

В соответствии со статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов. Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее - ЕНС).

Исполнение обязанности, числящейся на едином налоговом счете осуществляется использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).

Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммы денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В связи с введением с ДД.ММ.ГГГГ нового порядка учета налогов в соответствии со ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации сумма начисленных пеней учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.

Как следует из представленных материалов, в связи с оплатой задолженности по налогу за 2018-2020 и частичной оплатой пени сумма пени составила 9495,77 рублей.

УФСН России по Астраханской ФИО2 в порядке, предусмотренным главой 11.1 КАС РФ обратилось в адрес судебного участка N<адрес> с заявлением о вынесении в отношении ФИО1 ФИО8. судебного приказа. Судебный приказ, вынесенный 02.12.2022г. № отменен 19.08.2025г.

Следовательно, срок обращения с заявлением о взыскании задолженности налоговым органом не пропущен.

Проведя анализ юридически значимых обстоятельств, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ФИО1 ФИО9., являясь лицом, на которое зарегистрировано недвижимое имущество, является плательщиком налога и обязана производить оплату налога в установленные законом сроки, однако своевременно в добровольном порядке, налог за 2018-2020 год в полном объеме не уплатила.

Представленный истцом расчет задолженности налоговой недоимки соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, оснований к признанию его ошибочным не имеется, иного расчета административным ответчиком не представлено.

Сроки обращения в суд, предусмотренные законодательством о налогах и сборах для взыскания задолженности по налогам и пеням, административным истцом не пропущены и право на их принудительное взыскание налоговым органом не утрачено, поскольку первоначально Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье.

Доказательств того, что ответчик своевременно исполняла обязанность по уплате налога, что он воспользовался правом, предусмотренным п. 7 ст. 45 НК РФ, суду не представлено, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Административный истец при подаче административного искового заявлении был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, согласно которому от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Пунктом 1 статьи 333.19 НК РФ установлено, что по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке.

Учитывая, что административный истец освобожден от оплаты государственной пошлины, с учетом положений ч. 1 ст. 114 КАС РФ и п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290, 291 - 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


Административное исковое заявление административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Астраханской ФИО2 к ФИО1 ФИО10. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 ФИО11, ИНН № задолженность по неисполненным требованиям:

сумму пеней, установленных НК РФ, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 БК РФ в размере 9495,77 руб.;

Взыскать с ФИО1 ФИО12, ИНН № в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья Иноземцева Н.С.



Суд:

Трусовский районный суд г. Астрахани (Астраханская область) (подробнее)

Истцы:

Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (подробнее)

Судьи дела:

Иноземцева Н.С. (судья) (подробнее)