Решение № 2А-917/2018 2А-917/2018~М-851/2018 М-851/2018 от 17 июля 2018 г. по делу № 2А-917/2018Октябрьский районный суд г. Иваново (Ивановская область) - Гражданские и административные Дело № 2а-917/2018 Именем Российской Федерации 18 июля 2018 года город Иваново Октябрьский районный суд города Иванова в составе: председательствующего судьи Борисовой Н.А., при секретаре Медведевой А.А., с участием административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново к ФИО1 о взыскании налога и пени, ИФНС России по г. Иваново обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налога и пени. Административные исковые требования обоснованы следующим. По данным, предоставленным органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, на ФИО1 зарегистрированы транспортные средства: Вольво 744, гос. рег. знак №. Указанные сведения отражены в налоговом уведомлении №. Налоговая база определяется по каждому транспортному средству отдельно. Налоговая база в отношении транспортных средств, зарегистрированных на должника, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, указана в налоговом уведомлении. Ставка налога для транспортных средств, зарегистрированных на должника, также указана в налоговом уведомлении. За налоговый период 2014г. в установленные законодательством сроки, налогоплательщик транспортный налог в сумме 651,67 руб. не уплатил, что отражено в лицевом счете налогоплательщика. В соответствии со ст.ст. 57, 75 НК РФ за просрочку уплаты транспортного налога начислены пени в сумме 1780,40 руб. На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику налоговым органом были направлены требования об уплате налога и пени. До настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили. На основании изложенного, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 651,67 руб., пени по транспортному налогу за период с 01.12.2015г. по 21.03.2017г. в сумме 1780,40 руб. Одновременно, ИФНС по г.Иваново просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного иска в суд, указывая, что в связи с вводом в налоговых органах РФ в эксплуатацию программного обеспечения и выявлением ошибок подготовка данных для взыскания задолженности с физических лиц по ст. 48 НК РФ была приостановлена. Работоспособность компонентов программного обеспечения ФНС РФ была восстановлена, однако отдельные подсистемы и процессы работали нестабильно. Иного способа определения лиц, имеющих задолженность по уплате налогов, кроме как с помощью имеющегося программного обеспечения, у налогового органа отсутствует. Представитель административного истцав судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство с просьбой о рассмотрении дела без участия представителя. Дополнительно представил пояснения, в соответствии с которыми 18.02.2018г. была списана задолженность, образовавшаяся до 01.01.2015г. по транспортному налогу в сумме 5865 руб., а также пени по транспортному налогу в сумме 1591,80 руб. Пени начислены на следующие суммы задолженности: 1955 руб. – задолженность по налогу за 2013г., 651, 67 руб.- задолженность по налогу за 2014г. Административный ответчикФИО1 в судебном заседании оставил решение на усмотрение суда. Дополнительно пояснил, что транспортное средство уничтожено пожаром более 20 лет назад. Автомобиль был только оформлен на него, но ему не принадлежал. Автомобиль с учета снять не мог, поскольку ГИБДД требовали ее предоставить. В дальнейшем на автомобиль был наложен арест, после снятия ареста в 2014г. он снял ее с регистрационного учета. Полагает, что при данных обстоятельствах обязанность оплачивать транспортный налог у него не возникла. Заслушав пояснения административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.57Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленныеналогии сборы. Судом установлено, что в собственности у ФИО1 в период с 03.02.1994г. по 04.04.2014г. находился автомобиль Вольво 744, государственный регистрационный знак № (л.д. 36). Согласно ст.357Налоговогокодекса РФ налогоплательщиками транспортногоналогапризнаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектомналогообложенияв соответствии со статьей358НалоговогоКодекса РФ. В соответствии со ст.358Налоговогокодекса РФ, объектомналогообложенияпризнаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, в связи с наличием в собственности ФИО1 указанного выше транспортного средства, являющегося объектомналогообложения, он является плательщиком транспортногоналога. Налоговаябазапо транспортномуналогув отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст.359Налогового кодекса РФ). В соответствии с ч. 3 ст.362Налоговогокодекса РФ, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течениеналоговогопериода исчисление суммыналога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев вналоговом(отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. Ст. 361 Налогового кодекса РФ и ст. 2 Закона Ивановской области № 88-ОЗ «Отранспортномналоге» определены ставки транспортногоналога. В соответствии со ст. 363 Налогового кодекса РФ, а также ст. 4 Закона Ивановской области от 28.11.2002г. № 88-ОЗ «О транспортном налоге» - налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают сумму транспортного налога за 2014 год - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим. В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.363Налоговогокодекса, сумманалога, подлежащаяуплатеналогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляетсяналоговымиорганами на основании сведений, которые представляются вналоговыеорганы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Судом установлено, что налоговым органом ФИО1 направлялось налоговое уведомления № 1276563 от 12.04.2015 г. (л.д. 11,12) об уплате транспортного налога за 2014 г. В установленный законом срок ( до 01.10.2015г.) ФИО1 транспортный налог за 2014г. уплачен не был. В соответствии со ст.ст. 57, 75 Налогового кодекса РФ за просрочку уплаты налога ответчику были начислены пени. Согласно расчёту административного истца пени в сумме 107 руб. 08 коп.(л.д. 9-10). Ответчику направлялись требования об уплате транспортного налога и пени: № 91265 по состоянию на 16.10.2015 года со сроком уплаты до 29.01.2016 года и № 20650 по состоянию на 22 марта 2017 (л.д. 7,8) со сроком уплаты до 12 мая 2017 г. Однако административным ответчиком требования исполнены не было, сумма транспортного налога в бюджет не поступила. Учитывая, что общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превысила 3 000 рублей по требованию № 20650 по состоянию на 22 марта 2017 г., срок для обращения в суд с заявлением о взыскании налога и пени необходимо рассчитывать по истечении срока на его добровольное исполнение, т.е. с 28 марта 2017 г. Определением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г. Иваново от 27.11.2017г. отменен судебный приказ от 17.11.2017г. о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пени (л.д. 6). Копия данного определения поступила в ИФНС по г. Иваново 15.12.2017г. (л.д. 5). Таким образом, на момент обращения ИФНС к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа указанный срок истек ( 28.09.2017). Данные обстоятельства послужили основанием обращения административного истца в суд с настоящим иском. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Исковое заявление в Октябрьский районный суд направлено 01.06.2018г. и поступило 08.06.2018г. Таким образом, административный истец обратился в суд по истечение шести месяцев со дня получения копии определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа ( срок до 27.05.2018г.). Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока в связи со сбоем программного обеспеченияАИС«Налог-3» при выборке списка должников в системе электронной обработки данных. Изучив представленные истцом документы, подтверждающие нестабильную работу программного обеспечения, цель обращения в суд, обусловленную защитой интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступлениеналоговыхплатежей, период пропуска срока обращения (менее 2-х месяцев), а также то, что процедура досудебного порядка урегулирования спора о взыскании задолженности, предусмотренная ст.48 НК РФ,налоговойинспекцией в отношении ответчика соблюдена в полном объеме, суд считает причины пропуска процессуального срока уважительными и достаточными для восстановления соответствующего процессуального срока. Суд соглашается с представленным административным истцом расчетом задолженности по уплате транспортного налога и пени. Данный расчет никем не оспорен, контррасчет не представлен (л.д. 9-10, 17-19). Одновременно этим суд учитывает, что 29.12.2017 вступил в силу Федеральный законот 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ), согласно которому признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням. По данным налогового органа, 18.02.2018г. решением ФНС была списана задолженность ФИО1, образовавшаяся до 01.01.2015г. по транспортному налогу в сумме 5865 руб., а также пени по транспортному налогу в сумме 1591,80 руб. Исходя из изложенного, с учетом положений п.1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017г. № 436-ФЗ, у суда имеются основания для признания безденежными ко взысканию пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2013 годв сумме 1673 руб. 32 коп. Таким образом, с ФИО1 подлежат взысканию пени по транспортному налогу за 2014 год, начисленные за период с 01.12.2015г. по 21.03.2017г. в сумме 107,08 руб. Давая оценку доводам административного ответчика об отсутствии у него обязанности по оплате транспортного налога, поскольку транспортное средство было только на него зарегистрировано, а фактически его владельцем являлось иное лицо, а также доводы о том, что наложенный арест на автомобиль явился препятствием для произведения каких-либо действий с транспортным средством, в том числе снятия его с учета в ГИБДД., суд руководствуется статьями 357, 358, 362 НК РФ и, исходит из того, что арест транспортных средств не прекращает права собственности на них и применение данной меры не является основанием для снятия их с регистрационного учета и освобождения от уплаты транспортного налога. В соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19Налоговогокодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублейуплачиваетсяв размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей. При подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате налога и пени налоговый орган освобожден от уплатыгосударственной пошлины. В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ сумма государственной пошлины, при удовлетворении требований, подлежит взысканиюс административного ответчика ФИО1 в доход федерального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, Удовлетворить ходатайство Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления. Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново к ФИО1 взыскании налога и пени удовлетворить частично. Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Иваново, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново транспортный налог за 2014 год в сумме 651 руб. 67 коп., пени по транспортному налогу за 2014 год за период с 01.12.2015г. по 21.03.2017г. в сумме 107 руб. 08 коп. Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 400 руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2018г. Председательствующий: подпись КОПИЯ ВЕРНА Судья: Секретарь: Суд:Октябрьский районный суд г. Иваново (Ивановская область) (подробнее)Истцы:ИФНС России по г.Иваново (подробнее)Судьи дела:Борисова Наталия Альбертовна (судья) (подробнее) |