Решение № 2А-1447/2018 2А-1447/2018 ~ М-629/2018 М-629/2018 от 6 мая 2018 г. по делу № 2А-1447/2018

Борский городской суд (Нижегородская область) - Гражданские и административные



Дело № 2а-1447/2018


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2018 года городской округ город Бор

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю., с участием представителя административного истца ФИО1, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированной в реестре №, при секретаре Ильичевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к ИФНС России по Борскому району Нижегородской области, Управлению ФНС по Нижегородской области о признании незаконным и отмене налогового уведомления, обязании произвести перерасчет по транспортному налогу,

У с т а н о в и л:


Административный истец ФИО2 обратилась в суд с иском к ИФНС России по Борскому району Нижегородской области о признании незаконным и отмене налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ в части предъявления к уплате транспортного налога за 3 года за транспортное средство «Опель Кадет Комбо», государственный номер №, обязании произвести перерасчет по транспортному налогу, исключив из расчета транспортное средство «Опель Кадет Комбо», государственный номер № за 2014, 2015, 2016 г.г. на сумму 4 050 рублей, указывая в обоснование, что данное транспортное средство было продано в 2002 г. и ранее налоговой службой не предъявлялось требований об уплате налога за указанное транспортное средство за последние 15 лет.

Административный истец обращалась в вышестоящий в порядке подчиненности орган – УФНС России по Нижегородской области с жалобой на налоговое уведомление, однако решением административного ответчика жалоба оставлена без удовлетворения.

В судебное заседание административный истец не явилась, о дате и месте судебного разбирательства извещена была надлежащим образом, имеется телефонограмма о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного истца ФИО1, действующий в пределах полномочий по доверенности, заявленные требования поддержал, пояснив, что спорное транспортное средство было снято с учета в октябре 2017 г., при этом после оформления договора купли-продажи новый собственник должен был автомобиль переоформить в органах ГИБДД. Доказательств данному факту нет.

Представитель ИФНС России по Борскому району ФИО3, действующая по доверенности, с иском не согласна, пояснив суду, что согласно сведениям из УГИБДД по Нижегородской области транспортное средство «Опель Кадет Комбо», государственный номер № зарегистрировано на имя ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Поскольку расчет налога за данное транспортное средство ранее не производился, в соответствии со ст.363 НК РФ было произведено начисление налога за 2014-2016 г. При этом налог за 2016 г. уменьшен как пенсионеру на основании ст.7 Закона НО № 71-З «О транспортном налоге».

Представитель УФНС России Нижегородской области, привлеченный судом в качестве административного соответчика, в суд не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч.2 ст.44, ст.45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Статьей 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья 358 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ).

В силу части 3 статьи 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что за ответчицей было зарегистрировано на период 2016 г. транспортные средства, в т.ч. «Опель Кадет Комбо», государственный номер №.

В адрес налогоплательщика налоговым органом было направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за вышеуказанное транспортное средство за 2014, 2015 год, 2016 г., исчисленного исходя из налоговой базы транспортного средства – 60 л.с.

При этом, как следует из пояснений представителя административного ответчика, требования об уплате налога за данное транспортное средство истице не выставлялось.

Не соглашаясь с оспариваемым уведомлением, административный истец ссылается на то обстоятельство, что транспортное средство «Опель Кадет Комбо», государственный номер № было ею продано в 2002 г., однако доказательств данному факту не представлено, по сведениям органов ГИБДД по Нижегородской области собственником до ДД.ММ.ГГГГ числилась ФИО2

С позицией административного истца суд не соглашается, поскольку из приведенных выше положений налогового законодательства, наличие обязанности по уплате транспортного налога связывается с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.

Факт реализации транспортного средства в отсутствие данных о снятии его с регистрационного учета и внесении изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с приведенными выше нормами законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган при начислении налога исходит из сведений ГИБДД о регистрации транспортного средства, представленных за конкретный налоговый период.

Абзацем третьим пункта 2 статьи 52 НК РФ установлено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором этого пункта.

Из содержания приведенных норм следует, что налоговый орган имеет право на перерасчет транспортного налога за последние три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления, то есть за 2014, 2015 и 2016 годы, следовательно, за указанные периоды налоговая инспекция не утратила право взыскания транспортного налога в 2017 году.

В связи с этим довод административного истца о необоснованном уведомлении об уплате транспортного налога за транспортное средство «Опель Кадет Комбо», государственный номер №, направленное в адрес ФИО2 за три предшествующих года необоснован.

Таким образом, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 179, 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении требований ФИО2 к ИФНС России по Борскому району Нижегородской области, Управлению ФНС по Нижегородской области о признании незаконным и отмене налогового уведомления, обязании произвести перерасчет по транспортному налогу – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения суда.

Судья - И.Ю.Копкина



Суд:

Борский городской суд (Нижегородская область) (подробнее)

Ответчики:

ИФНС России по Борскому району Нижегородской области (подробнее)

Судьи дела:

Копкина Ирина Юрьевна (судья) (подробнее)