Решение № 2А-832/2026 2А-832/2026~М-55/2026 М-55/2026 от 8 апреля 2026 г. по делу № 2А-832/2026Кировский районный суд г. Саратова (Саратовская область) - Административное Дело № 2а-832/2026 64RS0045-01-2026-000074-29 Именем Российской Федерации 26 марта 2026 года г. Саратов Кировский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Сорокиной Е.Б., при помощнике ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Приволжскому таможенному управлению Федеральной Таможенной службы Саратовская таможня, заместителю начальника Саратовской таможни ФИО4, начальнику отделения взыскания задолженностей службы СТК ПВТ ФИО5, заинтересованные лица - ФИО6, ФИО7 о признании незаконным решения ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ФИО3 для использования членами семьи было ввезено два транспортных средства: MITSUBISHI Outlender, VI№: JE4L3T185PZ704717 и MITSUBISHI Pajero, VI№: JE4№R62R2LJ707180 с уплатой утилизационных сборов в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. В последствие, в связи со сложным финансовым положением и сложившимися семейными обстоятельствами, данные автомобили были нами проданы третьим лицам. В ходе проверки проводимой Федеральной таможенной службой Приволжского таможенного управления Саратовской таможней установлено, что все транспортные средства ввезены на территорию Российской Федерации с целью последующей продажи, что исключает применение коэффициентов, предусмотренных для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. ФИО3 были направлены уведомления от 17.10.2025 № 10413000/2025/УС/0000724 и № 10413000/2025/УС/0000725 об уплате утилизационных сборов, которые были частично исполнены, в части уплаты утилизационных сборов в общей сумме 973 200 рублей. Указанная сумма была оплачена ФИО3 во избежание дополнительных начислений пеней. Согласно уведомления от 17.10.2025 № 10413000/2025/УС/0000724, ФИО3 начислена подлежащая уплате сумма пени 338858 рублей 83 коп. Согласно уведомления от 17.10.2025 № 10413000/2025/УС/0000725, ФИО3 начислена подлежащая уплате сумма пени 132719 рублей 95 коп. Считает, что указанные выше уведомления о необходимости доплаты утилизационного сбора направлены в адрес ФИО3 17.10.2025, то есть с нарушением десятисуточного срока со дня выявления таможенным органом не полной оплаты утилизационного сбора. С указанным размером пени по не уплаченным суммам утилизационного сбора ФИО3 не согласна, считаю данные расчеты не законными и не обоснованными. Ссылается на постановление от 28 марта 2022 г. № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», которым приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренных законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий) сроком на 6 месяцев: 01 апреля 2022г. по -01 октября 2022г. В период действия указанного моратория заявленные таможенным органом пени не подлежат начислению за период с 01 апреля 2022г. до 01 октября 2022г. Указывает, что алгоритм программного обеспечения, который в 2020-2023 годах не позволял таможенным органам исчислять размер утилизационного сбора с физических лиц по иным коэффициентам, соответственно ФИО3 верно был оплачен утилизационный сбор на время ввоза ТС. На время ввоза указанных автомобилей на территорию Российской Федерации в законе вообще отсутствовало понятие для личного пользования. Из чего следует, что Саратовской таможней нарушен конституционный принцип правовой определенности. До получения ФИО3 уведомлений от 17.10.2025 № 10413000/2025/УС/0000724 и № 10413000/2025/УС/0000725 об уплате утилизационных сборов, ФИО3 не знала и не могла знать о наличии задолженности по оплате утилизационных сборов в общей сумме 471578,78 рублей, но получив данные уведомления в ноябре 2025г., в кротчайшие сроки 05.11.2025 произвела оплату утилизационного сбора в полном объеме. На основании изложенного, административный истец просит суд снизить размер начисленной Федеральной таможенной службой Приволжского таможенного управления Саратовской таможней пени до 5000 (пяти тысяч) рублей за просрочку исполнения обязательств по оплате утилизационного сбора за транспортное средство MITSUBISHI Outlender, VI№: JE4L3T185PZ704717, исключив начисление пеней за период с 01.04.2022 до 01.10.2022; снизить размер начисленной Федеральной таможенной службой Приволжского таможенного управления Саратовской таможней пени до 5000 (пяти тысяч) рублей за просрочку исполнения обязательств по оплате утилизационного сбора за транспортное средство MITSUBISHI Pajero, VI№: JE4№R62R2LJ707180, исключив начисление пеней за период с 01.04.2022 до 01.10.2022; Представитель административного ответчика ФИО2 заявленные требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что действия таможенного органа законны и обоснованы. В судебное заседание административный истец ФИО3, административный ответчик заместитель начальника Саратовской таможни ФИО4, начальник отделения взыскания задолженностей службы СТК ПВТ ФИО5, заинтересованные лица не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Принимая во внимание мнение лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц. Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, исполнительного производства, суд приходит к следующему. В силу положений ст.123 Конституции РФ и ст.14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии со ст.46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В соответствии со ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9). В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п.1 ст. 24.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 указанной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе, для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Перечень видов и категорий транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (далее - Перечень), Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства № 1291). Пунктом 5 Правил установлено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291. Разделом I Перечня предусмотрен порядок расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории M1, в том числе, повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории в зависимости от вида силовой установки транспортного средства, рабочего объема двигателя, целей ввоза и года выпуска транспортного средства. При этом, согласно примечанию № к Перечню категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ №. В приложении № к данному техническому регламенту указано, что к категории Ml относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили. Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции (примечание № к Перечню). Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора составляет 20 ООО руб. (примечание № к Перечню). Коэффициенты расчета сумм утилизационного сбора приведены в пункте 3 раздела № Перечня и зависят от вида, объема двигателя, даты изготовления т/с: - с электродвигателями: новые т/с - 0,17, т/с более 3 лет - 0,26; - не более 1000 куб. сантиметров: новые т/с - 0,17, т/с более 3 лет - 0,26; - свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров: новые т/с - 0,17, т/с более 3 лет - 0,26; - свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров: новые т/с - 0,17, т/с более 3 лет - 0,26; - свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров: новые т/с - 48, 5, т/с более 3 лет - 74,25; - свыше 3500 куб. сантиметров: новые т/с - 61,76, т/с более 3 лет - 81,19. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 24.1 названного Федерального закона к лицам, которые признаются плательщиками утилизационного сбора, относятся лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию. Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (пункт 2 Правил). Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, государственная регистрация транспортного средства (далее - регистрация транспортного средства) осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителей либо опекунов (попечителей) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства (далее - владелец транспортного средства). Регистрация транспортного средства на собственника или владельца является условием его использования, в данном случае для личного пользования. Не осуществление регистрации транспортных средств на лицо уплатившее утилизационный сбор по коэффициентам предусмотренным пунктом 3 раздела 1 Перечня, т.е. как для транспортных средств, ввезенных для личного пользования, свидетельствует о несоблюдении цели ввоза транспортных средств и является основанием для его пересчета. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила). Пунктом 11 Правил установлен перечень документов, которые плательщик утилизационного сбора предоставляет в таможенный орган для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора. Согласно подпункта б) пункта 11(2) Правил, документы, предусмотренные пунктом 11 Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации. Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктом 11 Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора. Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктом 11 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. В соответствии с абзацем 15 пункта 11(2) Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) при недекларировании колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, подлежащих таможенному декларированию, или при неисполнении обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, не подлежащих таможенному декларированию при ввозе в Российскую Федерацию, сроком уплаты утилизационного сбора считается день пересечения колесным транспортным средством (шасси) или прицепом к нему государственной границы Российской Федерации, а если этот день не установлен - первый документально установленный день нахождения колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему на территории Российской Федерации. Как следует из письменных материалов дела, административный истец ФИО3 приобрела транспортные средства: - MITSUBISHI Pajero, 2019 года выпуска, объем двигателя 3828 куб. сантиметров, VI№: JE4№R62R2LJ707180 ввезено в РФ в июне 2023 года, расчет утилизационного сбора (далее – РУС) от 05.06.2023 подан на Пензенский областной таможенный пост Саратовской таможни, ТПО №10413090/070623/1000000493; - MITSUBISHI Outla№der, 2023 года выпуска, объем двигателя 2488 куб. сантиметров, VI№: JE4L3T185PZ704717, ввезено в РФ в июле 2023 года, РУС от 17.07.2023, подан на Пензенский областной таможенный пост Саратовской таможни, ТПО № 10413090/190723/1000000599. Установлено, что в расчетах утилизационного сбора ФИО3 применены коэффициенты для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования с применением базовой ставки для расчета размера утилизационного сбора равной 20000 рублей. Согласно материалам дела, транспортные средства ФИО3 не были использованы в соответствии с заявленными при уплате утилизационного сбора условиями, в связи с чем сумма утилизационного сбора подлежала пересчету и доплате:MITSUBISHI Pajero, 2019 года выпуска, объем двигателя 3828 куб. сантиметров, VI№: JE4№R62R2LJ707180, 01.08.2023 было зарегистрировано в РЭО ОГИБДД УМВД России по г.о. Домодедово на собственника гражданина РФ ФИО7; MITSUBISHI Outla№der, 2023 года выпуска, объем двигателя 2488 куб. сантиметров, VI№: JE4L3T185PZ704717, 08.11.2023 зарегистрировано в МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области на собственника гражданина РФ ФИО6 Из материалов дела следует, в ходе проведенной проверки дата ввоза транспортных средств MITSUBISHI Pajero, 2019 года выпуска, объем двигателя 3828 куб. сантиметров, VI№: JE4№R62R2LJ707180 и MITSUBISHI Outla№der, 2023 года выпуска, объем двигателя 2488 куб. сантиметров, VI№: JE4L3T185PZ704717 на территорию РФ не установлены. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. №1291, в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений, для целей раздела I настоящего перечня под транспортным средством, ввезенным для личного использования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, в отношении которого лицом, которое осуществило его ввоз, в расчете суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 241 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", приведенном в приложении № 1 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", указано, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования и такое транспортное средство в течение 12 месяцев с даты его ввоза зарегистрировано на указанное лицо либо зарегистрировано на лицо, отличное от лица, которое ввезло такое транспортное средство, по истечении 12 месяцев с даты его ввоза Размер утилизационного сбора, подлежащий уплате в отношении транспортных средств, которые ввозятся физическими лицами для личного пользования в Российскую Федерацию из государств - членов Евразийского экономического союза в течение 2 лет с даты первоначального ввоза в Российскую Федерацию или производства в Российской Федерации и которые не были зарегистрированы в государствах - членах Евразийского экономического союза, определяется в зависимости от категории таких транспортных средств согласно пунктам 1 и 2 раздела I настоящего перечня. С 29 октября 2023 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17 октября 2023 г. № 1722 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291". Согласно данному постановлению гражданам купившим автомобили в странах ЕАЭС (т.е. и в республике Армения) необходимо оплатить "коммерческий" утилизационный сбор. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора. Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Согласно ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Судом учтено, что представленные в материалы дела письменные доказательства в совокупности свидетельствуют об отсутствии оснований для признания незаконным начисление пени. Так, Саратовской таможней с целью осуществления контроля за соблюдением требований постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в отношении ФИО3 проведена таможенная проверка в части проверки иных лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру, по факту выпуска товаров, исчисления, полноты и своевременности уплаты утилизационного сбора. По результатам таможенной проверки установлен факт нарушения ФИО3 требований статьи 24.1. Федерального закона № 89-ФЗ. пункта 11 Правил, выразившийся в недостоверном заявлении цели ввоза на территорию Российской Федерации 2 транспортных средств, повлекший недостоверный расчет и неполную уплату утилизационного сбора в отношении данных транспортных средств в связи с тем, что транспортные средства использовались на территории Российской Федерации не в личных целях, а в целях продажи и поставлены на регистрационный учет в ГИБДД МВД РФ в короткие сроки на новых собственников. Довод административного истца об отсутствии оснований для начисления утилизационного сбора и пени по за его неуплату в заявленном размере основан на неправильном толковании действующего законодательства, в связи с чем, отклоняется судом. Поскольку сам факт ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации физическим лицом не свидетельствует о его ввозе для личного пользования, так как транспортное средство может быть предназначено для иных целей. Так, ввозимые физическим лицом транспортные средства для личного пользования могут ввозиться исключительно для пользования или потреблением лицом, их перемещающим. Несостоятельным является и довод о том, что размер таможенных платежей является завышенным и превышает фактическую стоимость самого автомобиля, поскольку основой для начисления таможенного сбора в данном случае служит объем двигателя транспортного средства, стоимость автомобиля никак не влияет на размер заявленных к возмещению сумм таможенных платежей. Требования административного истца о снижении суммы пени удовлетворению не подлежат, так как не основаны на законе. Так, довод о том, что взысканный размер пени несоразмерен последствиям нарушения обязательств, ввиду чего при определении размера пени суд должен применить положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может являться основанием для снижения пени, поскольку к рассматриваемым правоотношениям данные правовые нормы не применимы. Уменьшение размера начисленных пеней, причитающихся к взысканию с физических лиц за нарушение сроков уплаты таможенных платежей, в размере, установленном таможенным законодательством, ввиду явно несоразмерной величины этой суммы последствиям нарушения обязательств, не допускается. Согласно п. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Из приведенных норм права следует, что целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица. Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца. Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, оспариваемые действия совершены в соответствии с действующим законодательством в пределах представленных полномочий в установленном законом порядке. Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО3 административных исковых требований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова. Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2026 года. Судья Е.Б. Сорокина Суд:Кировский районный суд г. Саратова (Саратовская область) (подробнее)Ответчики:Заместитель начальника таможни Клименко Андрей Владимирович (подробнее)Начальник отделения взыскания задолженностей службы СТК ПВТ Колисова Юлия Александровна (подробнее) Федеральная таможенная служба Приволжское таможенное управление Саратовская таможня (подробнее) Судьи дела:Сорокина Елена Борисовна (судья) (подробнее) |