Решение № 2А-4997/2023 2А-737/2024 2А-737/2024(2А-4997/2023;)~М-3767/2023 М-3767/2023 от 14 апреля 2024 г. по делу № 2А-4997/2023Кстовский городской суд (Нижегородская область) - Административное Дело № 2а-737/2024 УИД 52RS0016-01-2023-005283-62 Именем Российской Федерации 15 апреля 2024 года г. Кстово Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Колясовой К.А., при секретаре судебного заседания Кавиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 18 по Нижегородской области к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций, Межрайонная ИФНС России № 18 по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по единому налоговому счету в сумме 353 936,37 руб., из которых 343 734 руб. – налог на имущество физических лиц за 2021 год, 1 254 руб. – земельный налог за 2021 год, 8 209,79 руб. – пени по налогу на имущество физических лиц, 164,11 руб. – пени по налогу на доходы физических лиц, 1,71 руб. – пени по единому налогу на вмененный доход, 572,48 руб. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 0,28 руб. – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. В обоснование административных исковых требований указывают, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Нижегородской области в качестве налогоплательщика состоит ФИО2, являющийся плательщиком земельного налога, налога на имущество физических, так как на нем в установленном законом порядке зарегистрировано имущество, являющееся объектом налогообложения, который не исполнил в установленные действующим законодательством сроки своей обязанности по уплате налогов, в результате чего у него образовалась задолженность по оплате обязательных платежей, которую административный истец Межрайонная ИФНС России № 18 по Нижегородской области просит взыскать в судебном порядке. Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещены надлежаще. Административный ответчик в судебном заседании участия не принимал, извещался судом надлежаще. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежаще. Суд, учитывая требования ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), находит возможным рассмотрение настоящего административного дела в отсутствии не явившихся участников процесса и их представителей. Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля уплаты обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1). В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Частью 3 статьи 72 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно п. 12 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительными органами муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками данного налога в соответствии с положениями статьи 400 НК РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. В силу ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение). Статьей 402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Частью 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно ст. 388 НК РФ - налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом. В соответствии с п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в соответствии со ст. 85 НК РФ). Положениями п. 1 ст. 408 НК РФ предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В соответствии с п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Статьей 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога и сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с момента направления заказного письма. Пунктом 1 статьи 69 НК РФ установлено, что неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. В пункте 4 ст. 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В силу статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пунктом 1 статьи 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. В силу пунктов 5, 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки. Судом установлены и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства. На налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Нижегородской области в качестве налогоплательщика состоит ФИО2, являющийся плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, так как на нем в установленном законом порядке зарегистрировано следующее имущество, являющееся объектом налогообложения: - земельный участок по адресу: (адрес обезличен), (адрес обезличен), (адрес обезличен), КН (номер обезличен); - иное строение по адресу: (адрес обезличен), КН (номер обезличен); - объект незавершенного строительства по адресу: (адрес обезличен), КН (номер обезличен). Расчет налога по каждому объекту налогообложения отражен в налоговом уведомлении № 40123459 от 01.09.2022, предъявленном налогоплательщику к уплате. Согласно статьям 69 и 70 НК РФ должнику направлены требования об уплате налогов и пени № 525071821 от 14.12.2022, а также № 525006086 от 03.03.2022, которые оставлены без удовлетворения. В связи с неисполнением требования налогоплательщиком, на основании ст. 31, 48 НК РФ, Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области обращалась в судебный участок №4 Кстовского судебного района Нижегородской области с заявлением о вынесении судебного приказа. 05.05.2023 года вынесен судебный приказ № 2a-1005/2023. Определением от 25.09.2023г. данный судебный приказ был отменён, на основании поступивших от должника возражений. В настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность в размере 353 936,37 руб., в том числе: - налог на имущество физических лиц за 2021 год в сумме 343 734 руб.; - земельный налог с физических лиц за 2021 год в сумме 1254 руб.; - пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1 031,20 руб., начисленные за период с 02.12.2022 по 13.12.2022 на недоимку 2021 года; - пени по налогу на имущество физических лиц в размере 5 533,02 руб., начисленные за период с 02.12.2020 по 02.03.2022 на недоимку 2019 года; - пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1 645,57 руб., начисленные за период с 03.12.2019 по 06.09.2021 на недоимку 2018 года; - пени по налогу на доходы физических лиц в размере 164,11 руб., начисленные за период с 19.03.2019 по 16.06.2019 на недоимку 2018 года; - пени по единому налогу на вмененный доход в размере 1,71 руб., начисленные за период с 26.09.2019 по 22.01.2020 на недоимку 2018 года; - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 572,48 руб., начисленные за период с 03.07.2018 по 05.08.2020, с 02.07.2019 по 02.03.2022, с 02.07.2019 по 26.01.2021 на недоимку 2017 и 2018 гг.; - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 0,28 руб., начисленные за период с 28.03.2019 по 22.01.2020 на недоимку 2019 года. Между тем при проверке предоставленного расчета налога на имущество за 2021 год суд приходит к выводу о неправомерности начисления административному ответчику налога на объект незавершенного строительства в связи со следующим. Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 27 апреля 2007 года по гражданскому делу № 2-616/07 (л.д. 43-45) за ФИО2 признано право собственности на объект незавершенного строительства – нежилое кирпичное здание и кафе, площадью по наружному обмеру 328 кв.м., с процентом готовности 80%, расположенное по адресу: <...>. В дальнейшем Кстовским городским судом в решении от 13 апреля 2012 года по гражданскому делу № 2-1009/12 (л.д. 46-49) было установлено, что на основании решения Кстовского городского суда от 27.04.2007 ФИО2 выдано свидетельство о государственной регистрации права на указанный объект незавершенного строительства. 16.08.2010 года администрацией Кстовского муниципального района (адрес обезличен) было дано разрешение на ввод в эксплуатацию магазина и кафе, расположенных по (адрес обезличен) на территории автостанции. Согласно технического паспорта, выданного Кстовским отделением ФГУП «Ростпхинвентаризация – Федеральное БТИ от 30.08.2010 года, земельный участок, на котором расположены магазин и кафе, составляет 339,8 кв.метров, общая площадь магазина и кафе составляет 289,2 кв.метров, инвентарный номер 1603. Согласно кадастрового паспорта, выданного 19.03.2012 года, объекту недвижимого имущества – магазину и кафе, присвоен кадастровый (номер обезличен), общая площадь – 289,2 кв.м. Решением суда от 13 апреля 2012 года за ФИО2 признано право собственности на нежилое двухэтажное отдельностоящее здание магазина и кафе, общей площадью 289,20 кв.метров, расположенное по адресу: (адрес обезличен), территория автостанции. В определении Кстовского городского суда от 22 ноября 2023 года разъяснено, что вступившее в законную силу решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 13.04.2012 послужило основанием не только для государственной регистрации права собственности на нежилое двухэтажное отдельностоящее здание магазина и кафе, общей площадью 289,20 кв.м., расположенное по адресу: (адрес обезличен), территория автостанции, что и было осуществлено, но и для прекращения права собственности на объект незавершенного строительства – нежилое кирпичное здание магазина и кафе, площадью по наружному обмеру 328 кв.м. с процентом готовности 80%, инвентарный (номер обезличен), условный (номер обезличен), расположенный по адресу: (адрес обезличен) (территория автостанции), однако данное действие произведено не было, что привело к двойной регистрации одного и того же объекта недвижимости, и как следствие этого двойному налогообложению, что существенно нарушает права заявителя ФИО2 как собственника объекта недвижимого имущества. При указанных обстоятельствах суд полагает не подлежащими удовлетворению требования административного истца о взыскании с ФИО2 налога на имущество физических лиц за 2021 год, начисленного за объект незавершенного строительства с кадастровым номером 52:25:0010717:613 в размере 174 430 руб., и соответственно, пени в размере 523,29 руб. (исходя из расчета 174 430 руб. х 7,5 % х 1/300 х 12 дней). В остальной части расчет задолженности признан судом верным, контррасчета административным ответчиком не представлено. Таким образом, за налогоплательщиком числится задолженность по налогам и пени. Обязанность, предусмотренную п. 1 ст. 23 НК РФ по уплате налога, налогоплательщик не выполнил, тем самым нарушил нормы налогового законодательства. До настоящего времени ответчиком вышеуказанные суммы в бюджет не внесены. Доказательств обратного суду не представлено. Налог, как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 17.12.1996 г. № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции РФ, ст. 23 НК РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. В силу положений действующего налогового законодательства РФ, налоговый орган имеет право на обращение с административным иском в суд в порядке искового производства в порядке, установленном главой 32 КАС РФ. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 №62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа. В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка. Из материалов дела следует, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию недоимки и пени с ФИО2, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика начисленного налога и пени. В связи с чем инспекцией и было подано заявление о вынесении судебного приказа, затем после его отмены на основании возражений налогоплательщика, в течение шести месяцев после отмены судебного приказа мирового судьи, предъявлен соответствующий административный иск. При установленных по делу обстоятельствах и с учетом вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган своевременно принял меры к взысканию образовавшейся задолженности, при этом процессуальный срок на подачу настоящего административного искового заявления, вопреки доводам административного ответчика, не пропущен. Таким образом, поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания налоговых платежей, вышеуказанные объекты имущества, являющиеся объектом налогообложения, в спорный период были зарегистрированы на имя ФИО2, суд приходит к выводу, что требования налогового органа подлежат удовлетворению. Согласно ст. 114 КАС РФ, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход местного бюджета. В силу ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 4 780 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 18 по Нижегородской области к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить. Взыскать с ФИО1, (дата обезличена) года рождения, уроженца (адрес обезличен), ИНН (номер обезличен), зарегистрированного по адресу: (адрес обезличен), (адрес обезличен), (адрес обезличен), в пользу МИФНС России № 18 по Нижегородской области задолженность по единому налоговому счету в сумме 178 983,08 руб., из которых 169 304 руб. – налог на имущество физических лиц за 2021 год, 1 254 руб. – земельный налог за 2021 год, 7 686,50 руб. – пени по налогу на имущество физических лиц, 164,11 руб. – пени по налогу на доходы физических лиц, 1,71 руб. – пени по единому налогу на вмененный доход, 572,48 руб. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 0,28 руб. – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Взыскать с ФИО2, (дата обезличена) года рождения, уроженца (дата обезличена) года рождения, уроженца (адрес обезличен), ИНН (номер обезличен), в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 780 руб. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд Нижегородской области. Судья К.А. Колясова Мотивированное решение изготовлено (дата обезличена). Суд:Кстовский городской суд (Нижегородская область) (подробнее)Судьи дела:Колясова Камилла Ахтямовна (судья) (подробнее) |