Решение № 2А-5573/2025 2А-919/2026 2А-919/2026(2А-5573/2025;)~М-3991/2025 М-3991/2025 от 6 мая 2026 г. по делу № 2А-5573/2025Советский районный суд г. Астрахани (Астраханская область) - Административное Дело № 2а-919/2026 УИД 30RS0003-01-2025-008973-60 Именем Российской Федерации 21 апреля 2026 года Г. Астрахань Советский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Иноземцевой Э.В. при секретаре Бастаевой Л.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 <ФИО>15 к Астраханской таможне, исполняющему обязанности первого заместителя начальника Астраханской таможни ФИО1 <ФИО>14, исполняющему обязанности заместителя начальника Астраханской таможни ФИО2 <ФИО>13 о признании незаконными выводов проверки документов и сведений, представленных при списании утилизационного сбора от 18 августа 2025 года № 10-03-18-13018, признании незаконным и отмене паспорта задолженности по утилизационному сбору, приостановлении действий по взысканию задолженности, о восстановлении срока обжалования, ФИО3 обратился в суд с иском Астраханской таможне, исполняющему обязанности первого заместителя начальника Астраханской таможни ФИО1 <ФИО>16, исполняющему обязанности заместителя начальника Астраханской таможни ФИО2 <ФИО>17 о признании незаконными выводов проверки документов и сведений, представленных при списании утилизационного сбора от 18 августа 2025 года № 10-03-18-13018, признании незаконным и отмене паспорта задолженности по утилизационному сбору, приостановлении действий по взысканию задолженности, о восстановлении срока обжалования. В обоснование иска указал, что 18 августа 2025 года, Астраханской таможней ему направлены результаты проверки документов и сведений, представленных при списании утилизационного сбора в отношении «К1А», SELTOS, VIN <***>, 2024 года выпуска. Данное сообщение получено 22 сентября 2025 года. По результатам проверки, по мнению Астраханской таможни, им не в полном объеме уплачен утилизационный сбор в размере 552 800 рублей. С указанным выводом, он не согласен. В ходе проверки не было установлено, что автомобиль был ввезен не в личных, а в иных целях. Таможенному органу был предоставлен договор купли-продажи от 23.09.2024 года, согласно которому автомобиль им был приобретен. Он не является индивидуальным предпринимателем, автомобиль использует в личных целях. В судебном заседании представитель истца ФИО4 иск поддержала. Представители Астраханской таможни ФИО5 и ФИО6 возражали против удовлетворения иска. Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. При этом частью 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта. Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также перечень колесных транспортных средств, в отношении которых взимается утилизационный сбор, утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора») (далее - Постановление Правительства № 1291, Правила). В соответствии с пунктом 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1291 (далее - Перечень). Таким образом, обязанность и ответственность по расчету и уплате утилизационного сбора возлагается на плательщика. Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется) документы, предусмотренные пунктом 11 Правил. 3 октября 2024 г. ФИО3, обратившимся в Астраханскую таможню самостоятельно, на Астраханский таможенный пост в соответствии с пунктом 11 Правил было подано заявление о принятии к списанию с единого лицевого счета денежных средств в счет уплаты утилизационного сбора с Расчетом утилизационного сбора (далее - Расчет) и приложением документов, установленных Правилами, в отношении транспортного средства «К1А», SELTOS, VIN <номер>, 2024 года выпуска, с рабочим объемом двигателя 1497 куб. см, тип двигателя бензин, категория транспортного средства Ml, ввезенного на территорию Российской Федерации из Кыргызской Республики 1 сентября 2024 г. (вх. Астраханского таможенного поста от 3 октября 2024 г. № 16471). В Расчете указано, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования, для исчисления утилизационного сбора плательщиком применяется так называемый «льготный коэффициент», предусмотренный пунктом 3 раздела I Перечня - «0,17», предусмотренным для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 20 000,00 рублей. При этом для целей применения коэффициентов, установленных пунктом 3 раздела I Перечня, должны быть соблюдены условия, определённые сноской <6> к Перечню (в редакции, действующей на дату подачи Расчета):транспортное средство ввезено плательщиком утилизационного сбора, который в расчете суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором статьи 24,1 Федерального закона 89-ФЗ, приведенном в приложении № 1 к Правилам указал, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования;транспортное средство в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера зарегистрировано на плательщика утилизационного сбора; соблюдено одно из следующих условий: в отношении транспортного средства таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. При этом для транспортного средства, решение о выпуске которого в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза принято не таможенными органами Российской Федерации, с даты такого выпуска до даты его отчуждения в пользу гражданина Российской Федерации должно пройти не менее 12 месяцев; в отношении транспортного средства документы, определяющие право плательщика утилизационного сбора на владение таким транспортным средством, оформлены до 29 октября 2023 г. (включительно) и в отношении такого транспортного средства оформлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) до 21 декабря 2023 г. (включительно) (при условии подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора до 1 января 2025 г.); транспортное средство произведено на территории Российской Федерации и находилось на государственном регистрационном учете в государствах - членах Евразийского экономического союза не менее 12 месяцев; транспортное средство приобретено плательщиком утилизационного сбора на открытых аукционах (торгах), проводимых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и (или) его подразделениями на территории Российской Федерации; транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 6 приложения N 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования"; транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию- соотечественников, проживающих за рубежом. В подтверждение условий применения сноски <6> к Перечню ФИО3 предоставлены: копия ПТД № 41715006/160924/0000001364, оформленная ФИО7 в таможенных органах МТО «Автомобильный» ЖДТ «Северная» Кыргызской Республики в подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении рассматриваемого транспортного средства по единым ставкам в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза по ТПО № 41715006/160924/0000001364/00 (информация о таможенном декларировании ввозимого колесного транспортного средства на территории государств - членов Евразийского экономического союза (ПТД № 41715006/160924/0000001364) также соответствует информации, размещенной на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»; копия договора купли-продажи транспортного средства от 23 сентября 2024 г., заключенного в городе Бишкек (Кыргызская Республика) между ФИО7 <ФИО>19 (Продавец) и ФИО3 <ФИО>18 (Покупатель) в качестве документа, подтверждающего право собственности на колесное транспортное средство (согласно пункту 1 данного договора Продавец передает в собственность Покупателя (продает), а Покупатель принимает (покупает) и оплачивает транспортное средство «К1А», SELTOS, VIN <номер>, 2024 года выпуска, цвет белый, стоимость транспортного средства составляет 1 800 000,00 сом (по курсу киргизского сома на 23 сентября 2024 г. - 1 979 640,00 руб.); пояснения о приобретении транспортного средства «К1А», SELTOS, VIN <номер>, 2024 года выпуска в городе Бишкек, а также об отсутствии у него транспортных документов, поскольку вышеуказанное транспортное средство перевозил через таможенную границу собственными силами (указана следующая информация о дате ввоза транспортного средства «К1А», SELTOS, VIN <номер>, 2024 года выпуска, с рабочим объемом двигателя 1497 куб. см.: в заявлении - 1 октября 2024 г., в Расчете - 1 сентября 2024 г.). Таким образом, из представленных в таможенный орган документов следует, что: ввоз автомобиля осуществлялся из Китая в Кыргызскую Республику (то есть на территорию ЕАЭС) ФИО7 <ФИО>20 с уплатой в отношении транспортного средства таможенных пошлины, налогов по единым ставкам в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; ФИО3 является плательщиком утилизационного сбора как лицо, осуществившее ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию с одновременным соблюдением условий, предусмотренных сноской <6> к Перечню. По результатам проверочных мероприятий в соответствии с пунктами 12 и 12(1) Правил должностным лицом Астраханского таможенного поста осуществлен учет денежных средств плательщика в качестве утилизационного сбора в отношении транспортного средства KIA», SELTOS, VIN <номер>, 2024 года выпуска, с рабочим объемом двигателя 1497 куб. см., тип двигателя бензиновый, категория транспортного средства Ml в сумме 3400,00 руб. по ТПО <номер>. 25 ноября 2024 г. в Астраханскую таможню поступило письмо Крымской таможни № 09-27/12121 «О направлении информации» (далее - Письмо) о подаче Расчета и подтверждающих документов к нему в регионе деятельности Крымской таможни гражданкой ФИО8 <ФИО>21. В пояснении к представленным документам гражданка ФИО8 указала, что по договору купли-продажи приобрела, оплатила и получила транспортное средство KIA, SELTOS, VIN <номер>, 2024 г., с рабочим объемом двигателя 1497 куб. см. по договору об оказании услуг по приобретению транспортного средства от 16 сентября 2024 г. № б/н у гражданина ФИО9 в г. Астрахань по адресу <адрес>, офис 209. Крымской таможней было установлено, что гражданкой ФИО8 16 сентября 2024 г. была выдана доверенность ФИО9 на приобретение и доставку автомобиля KIA SELTOS 2024 г. белого цвета. Транспортное средство KIA, SELTOS, VIN <номер>, 2024 г., с рабочим объемом двигателя 1497 куб. см. 25 сентября 2024 г. в г. Астрахань было передано по Акту сдачи-приемки услуг по договору оказания услуг по приобретению транспортного средства от 16 сентября 2024 г. № б/н. 6 После возврата комплекта документов, гражданкой ФИО8 повторно подано заявление и комплект документов к нему. К комплекту была приложена международная транспортная накладная (далее - CMR) от 18 сентября 2024 г. № 001275, согласно которой ФИО9 в свой адрес отправил с территории Кыргызской Республики на территорию Российской Федерации (г. Астрахань) 7 транспортных средств марки «К1А» SELTOS, 2024 года выпуска и 1 транспортное средство «К1А» КЗ, среди которых доставлен автомобиль «К1А», SELTOS, VIN <номер>, 2024 года выпуска. В дальнейшем ФИО8 таможенным органом было отказано в списании льготного коэффициента, поскольку транспортное средство не ввозилось на территорию Российской Федерации плательщиком утилизационного сбора. Данная информация была доведена до Астраханской таможни Письмом, поскольку в отношении семи транспортных средств «К1А», SELTOS утилизационный сбор был списан в зоне деятельности Астраханской таможни. Информация, поступившая в Астраханскую таможню, стала основанием для инициирования проверочных мероприятий в целях проверки фактов, указанных в Письме. В ходе проверочных мероприятий Астраханской таможней были направлены запросы: ФИО3 об обстоятельствах ввоза и уплаты утилизационного сбора в отношении транспортного средства «К1А», SELTOS, УШ <номер>, 2024 года выпуска, с рабочим объемом двигателя 1497 куб. см.; ФИО9 о приобретении семи транспортных средств «К1А» SELTOS и 1 «К1А» КЗ в Кыргызской Республике и возможной дальнейшей перепродаже на территории Российской Федерации иным физическим лицам. Пояснения об обстоятельствах ввоза из Кыргызской Республики вышеуказанного транспортного средства, а также пояснения о доставке данного транспортного средства ФИО9 в ходе проверочных мероприятий ФИО3 представлены не были. Пояснения об обстоятельствах ввоза из Кыргызской Республики вышеуказанных восьми транспортных средств «К1А» на тягаче RENAULT г/н <номер>, прицеп г/н <номер>, а также о продаже 7 транспортных средств «К1А» SELTOS иным физическим лицам, включая ФИО3, в ходе проверочных мероприятий ФИО9 не были представлены. В процессе проверочных мероприятий Астраханской таможней было установлено, что день пересечения государственной границы транспортным средством RENAULT г/н <номер>, прицеп г/н <номер> через МАЛИ «Караузек» 22 сентября 2024 г. (служебная записка ОКВОТ № 1 СТКПВТ от 25 февраля 2025 г. № 12-02-11/0212). В качестве транспортного документа при пересечении границы Российской Федерации была представлена CMR от 18 сентября 2024 г. № 001088. В графах №№ 1,2 вышеуказанной CMR в качестве отправителя, получателя товаров указан ФИО10 <ФИО>22 (ИНН <номер>). ФИО3 не значится ни в одной из CMR в качестве получателя товаров. Пояснения ФИО3 о том, что ввоз транспортного средства «К1А», SELTOS, VIN <номер>, 2024 года выпуска осуществлялся собственными силами, вместе с указанной датой пересечения границы Российской Федерации от 01.10.2024, опровергаются полученными в ходе проверки документами (CMR от 18 сентября 2024 г. № 001088). Кроме того, представленным 3 октября 2024 г., при подаче на Астраханский таможенный пост комплекта документов на уплату утилизационного сбора, договором купли-продажи от 23 сентября 2024 г. подтверждается передача права собственности на рассматриваемое транспортное средство с момента подписания данного договора (пункт 5 договора), то есть 23 сентября 2024 г. В соответствии с пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу указанной нормы права на момент пересечения границы Российской Федерации (22 сентября 2024 г.) транспортное средство «К1А», SELTOS, VIN <номер>, 2024 года выпуска не принадлежало ФИО3 на праве собственности. На дату приобретения ФИО3 <ФИО>23 по договору купли- продажи от 23 сентября 2024 г. транспортное средство уже находилось на территории Российской Федерации. Таким образом, ФИО3 не соблюдены условия, определённые сноской <6> к с пункту 3 раздела I Перечня в части ввоза транспортного средства плательщиком утилизационного сбора, то есть не соблюдено условие, сформулированное в абзаце 2 сноски <6>, а именно «транспортное средство ввезено плательщиком утилизационного сбора». Для применения коэффициентов в соответствии с пунктом 3 раздела Перечня I необходимо одновременное соблюдение всех условий сноски <6> к пункту 3 раздела 1 Перечня. В случае несоблюдения условий, предусмотренных данной сноской, коэффициенты, предусмотренные пунктом 3 раздела I Перечня, не применяются. В этой связи, таможенным органом принято решение о неправомерности применения коэффициента утилизационного сбора «0,17», установленного пунктом 3 раздела I Перечня в отношении транспортного средства «К1А», SELTOS, VIN <номер>, 2024 года выпуска, с рабочим объемом двигателя 1497 куб. см. Исходя из вышеизложенного, в силу положений абзаца 4 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89, на основании документально подтвержденной информации о нахождении транспортного средства «KJA», SELTOS, VIN <номер>, 2024 года на территории Российской Федерации 22 сентября 2024 г. (служебная записка ОКВОТ № 1 СТКПВТ от 25 февраля 2025 г. № 12-02-11/0212) на момент заключения договора купли-продажи от 23 сентября 2024 г. ФИО3 является плательщиком утилизационного сбора как лицо, которое приобрело транспортное средство на территории Российской Федерации у лица, не уплатившего в нарушение установленного порядка утилизационного сбора. Таким образом, выводы таможенного органа о неправомерности применения коэффициента утилизационного сбора «0,17», установленного пунктом 3 раздела I Перечня в отношении транспортного средства «К1А», SELTOS, VIN <номер>, 2024 года выпуска, с рабочим объемом двигателя 1497 куб. см. сделаны на основании действующего законодательства. По доводам истца о неверном применении таможенным органом повышенного коэффициента утилизационного сбора Астраханской таможней на основании вновь вскрывшихся обстоятельств с 14 января 2026 г. по 15 января 2026 г. проведена проверка документов и сведений, представленных на Астраханский таможенный пост при списании утилизационного сбора в отношении транспортного средства «К1А», SELTOS, VIN <номер>, 2024 года выпуска по ТПО № 10311020/101024/1000003651, плательщик -- ФИО3 <ФИО>24 (ИНН <номер>), в части контроля начисления и уплаты утилизационного сбора в соответствии с Постановления Правительства № 1291. По результатам проверки выявлена техническая ошибка в указании коэффициента утилизационного сбора в докладной записке от 18 августа 2025 г № 10-03-09/0596 «О результатах проверки документов и сведений», таможенный орган пришел к выводу о необходимости применения коэффициента на день регистрации расчета утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства «К1А», SELTOS, VIN <номер>, 2024 года выпуска (3 октября 2024 г.) - «15,03» при базовой ставке 20 000,00 руб. Во исполнение пункта 15(1) Правил, в адрес ФИО3 направлено заказное письмо с уведомлением от 20 января 2026 г. № 10-05-11/00600 о наличии задолженности по уплате утилизационного сбора. Письмо в настоящий момент не получено (с 24 января 2026 г. находится в почтовом отделении). В настоящее время рассматриваемая задолженность по уплате таможенных и иных платежей является непогашенной и составляет 392 046,42 руб., из которых сумма задолженности по уплате утилизационного сбора составляет 297 200,00 руб., сумма пени составляет 94 846,42 руб. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации, (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. N 2-П). Бесспорный порядок взыскания этих платежей вытекает из обязательного и принудительного характера в силу закона (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года 20-П). Относительно требований истца о признании незаконным паспорта задолженности по уплате утилизационного сбора в сумме 552 800,00 руб. необходимо отметить следующее. В паспорте задолженности зафиксирована задолженность, возникшая у ФИО3 по результатам проверочных мероприятий, установивших факт неполной уплаты утилизационного сбора. В настоящий момент задолженность скорректирована и с учетом пени составляет 392 046,42 руб. В самом паспорте задолженности не содержится каких-либо властных волеизъявлений, обращенных к ФИО3 и влекущих возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей. Непосредственно на ФИО3 паспорт задолженности никаких обязанностей не возлагает и ограничений не создает, носит информационный характер, не обладает признаками ненормативного правового акта. В этой связи, паспорт задолженности не может быть обжалован и отменен, поскольку не нарушает права, свободы, интересы ФИО3, и не создает препятствий к их реализации. При установленных обстоятельствах, требования истца не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд Отказать ФИО3 <ФИО>25 в удовлетворении исковых требований к Астраханской таможне, исполняющему обязанности первого заместителя начальника Астраханской таможни ФИО1 <ФИО>27, исполняющему обязанности заместителя начальника Астраханской таможни ФИО2 <ФИО>26 о признании незаконными выводов проверки документов и сведений, представленных при списании утилизационного сбора от 18 августа 2025 года № 10-03-18-13018, признании незаконным и отмене паспорта задолженности по утилизационному сбору, приостановлении действий по взысканию задолженности, о восстановлении срока обжалования. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца, через Советский районный суд г. Астрахани. Мотивированное решение составлено 07 мая 2026 года. Судья Иноземцева Э.В. Суд:Советский районный суд г. Астрахани (Астраханская область) (подробнее)Ответчики:Астраханская таможня (подробнее)Судьи дела:Иноземцева Эллина Викторовна (судья) (подробнее) |