Решение № 2А-466/2024 2А-466/2024~М-482/2024 М-482/2024 от 8 сентября 2024 г. по делу № 2А-466/2024Спасский районный суд (Рязанская область) - Административное 2а-466/2024 62RS0026-01-2024-000737-35 Именем Российской Федерации 09 сентября 2024 года г. Спасск-Рязанский Спасский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Смирновой Г.В., при секретаре судебного заседания Титковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени, Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени, в обоснование административных исковых требований указав, что административный ответчик обязан уплачивать законно установленные налоги; совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете (ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица, а исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (ЕНП). Однако, обязанность по уплате налога ответчиком не исполняется. Согласно ст.ст.69 и 70 НК РФ должнику направлено требование об уплате задолженности ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии задолженности на момент направления требования, а также об обязанности уплатить ее в установленный срок, однако до настоящего времени она не погашено. На основании изложенных обстоятельств, административный истец просит суд восстановить срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением в части сумм, по которым данный срок нарушен и взыскать с ФИО1 задолженность по налогам и пени, а именно транспортный налог за период ДД.ММ.ГГГГ г.г. в размере <данные изъяты>.; пени за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. В судебное заседание представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен судом своевременно и надлежащим образом, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, представил в адрес суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Административный ответчик ФИО1, извещенный надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, возражений на иск не представил. Посчитав возможным в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителя административного истца, административного ответчика, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Согласно п.п.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В силу ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В соответствии со ст.45,69 НК РФ ненадлежащее или неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налог и пеней. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования. Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.2 Закона Рязанской области №76-ОЗ от 22.11.2002 «О транспортном налоге на территории Рязанской области» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории (типа) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах. Налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно 10 рублей с каждой лошадиной силы, свыше 100 л.с до 150 л.с. включительно 20 рублей с каждой лошадиной силы. В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на административного ответчика ФИО1 в спорный период были зарегистрированы транспортные средства ВАЗ 21103, государственный регистрационный знак № ГАЗ31105 государственный регистрационный знак №, Форд Скорпио государственный регистрационный знак №, УАЗ331512 государственный регистрационный знак №, ВАЗ 21102 государственный регистрационный знак №. Указанные транспортные средства являются объектами налогообложения транспортным налогом (ст.358 НК РФ), мощность двигателя - налоговой базой (ст.359НКРФ), а административный ответчик - налогоплательщиком транспортного налога (ст.357 НК РФ). Налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год (п.1 ст.360 НК РФ). Ставки налога, порядок и сроки его уплаты установлены Законом Рязанской области от 22.11.2002 №76-ОЗ "О транспортном налоге на территории Рязанской области". Уплата налога производится вне зависимости от того, эксплуатируется транспортное средство или нет (п.2 ст.4 указанного Закона). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы, налоговой ставки, с учётом коэффициента, определяемого как отношение числа месяцев (в том числе неполных), в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (далее Коэффициент) (п.2 и 3 ст.362 НКРФ). Ввиду отсутствия в налоговом органе сведений об уплате административным ответчиком транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы в размере <данные изъяты> руб. ФИО1 направлено налоговое уведомление с указанием расчета суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, а после вставлено требование об уплате задолженности, которое оставлено без удовлетворения. Таким образом задолженность по транспортному налогу за указанный период составляет <данные изъяты> коп. Как следует из материалов дела, в связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки обязанность по уплате налогов, ФИО1 не исполнена, у налогоплательщика образовалось отрицательное сальдо ЕНС в размере <данные изъяты>., которое не погашено. На сумму образовавшейся задолженности в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени в размере <данные изъяты>. за период с ДД.ММ.ГГГГ. Вступившим с силу с 1 января 2023 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа (далее - ЕНП) при введении с 1 января 2023 года института Единого налогового счета (далее - ЕНС). Пунктами 1, 2, 3 статьи 11.3 НК РФ установлено, что единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом. Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа. Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа (далее - ЕНП), и денежным выражением совокупной обязанности. Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности. В соответствии со статьей 11 НК РФ совокупная обязанность - общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации - общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных настоящим Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица. В соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления; 2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате; 3) пени; 4) проценты; 5) штрафы. В свою очередь, ч. 3 ст.45 НК РФ гласит, что если взыскание налоговой задолженности с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст.46, 47 Кодекса, то есть с принятием решения, то взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 Кодекса. Согласно п. 3 ст.48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей. Таким образом, налоговое законодательство содержит специальные нормы, определяющие последовательность осуществления налоговым органом досудебных и принудительных судебных процедур взыскания с налогоплательщика - физического лица налоговых платежей, из смысла которых следует, что при рассмотрении данного вопроса в административном исковом порядке правовое значение имеет соблюдение налоговым органом порядка взыскания обязательных платежей, в том числе соблюдения досудебного порядка урегулирования налогового спора и срока предъявления требования о взыскании налога в суд в порядке административного искового производства. В силу ч.3.1 ст.1 КАС РФ заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В абзаце 2 пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что в случае отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В соответствии со ст.52 НК РФ обязанность по исчислению сумм налога на имущество, транспортного налога в отношении физических лиц возложена законом на налоговый орган, поэтому последний не позднее 30 дней до наступления срока платежа обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога к уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога, а в случае его неисполнения либо ненадлежащего исполнения налоговый орган обязан направить налогоплательщику в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки требование об уплате налога и пеней (ст.ст.45, 52, 69, 70 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений). Согласно ст. 52 НК РФ, налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также направлено по почте заказным письмом и в таком случае, считается полученным по истечении 6-ти дней с даты направления заказного письма. Аналогичный подход применяется и к требованию об уплате налога (ст. 69 НК РФ). В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.289 КАС РФ). УФНС России по Рязанской области в материалы дела представлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № № с указанием сумм начислений, расчетом налога, реквизитам для их уплаты. Ввиду неуплаты в установленный срок транспортного налога, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены требования о его уплате. После внесенных Законом №263-ФЗ в налоговое законодательство изменений налоговым органом ФИО1 направлено требование об уплате задолженности № № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму задолженности транспортного налога в размере <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты>. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в отношении ФИО1 вынесено Решение №№ о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика. По общему правилу п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Нарушение сроков, установленных ст.70 НК РФ, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 апреля 2014 года№-О, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса. Так, с даты выявления недоимки не должны быть превышены совокупные сроки, установленные статьей 48 (срок обращения в суд после истечения сроков, установленных требованием, при превышении установленной законом суммы), статьей 69 (срок, в течение которого требование считается полученным, а также срок для исполнения требования) и статьей 70 (трехмесячный срок не позднее дня выявления недоимки) Налогового кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться. В данном случае, административный истец обратился к мировому судье судебного участка №38 судебного района Спасского районного суда Рязанской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 имеющейся задолженности по налогам и пени ДД.ММ.ГГГГ года. Определением мирового судьи судебного участка №38 судебного района Спасского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ налоговому органу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в соответствии с п.3 ч.3 ст.123.4 КАС РФ. С настоящим административным исковым заявлением, согласно отметки почтового отделения, налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ При этом, УФНС России по Рязанской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с административным иском в суд. В соответствии с п.5 ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Предусмотрев в НК РФ норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам, и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными (определения Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 года №611-О и от 17 июля 2018 года №1695-О). По мнению суда, срок на подачу требования о взыскании задолженности по налогам за ДД.ММ.ГГГГ г. восстановлению не подлежит, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих тот факт, что он пропущен по уважительной причине не представлено. Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему должны быть известны правила и сроки взыскания налоговых платежей. В рассматриваемом случае своевременность подачи административного искового заявления в части требования о взыскании задолженности по налогам зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в установленный законом срок. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований полагать, что срок по заявленному требованию о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. пропущен налоговым органом по уважительной причине, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, а потому административный истец на дату обращения с административным иском в суд утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика указанной задолженности. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования налогового органа о взыскании с ответчика задолженности по уплате транспортного налога удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.46, 157, 175-180, 227, 293, 294 КАС РФ, суд В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени- отказать. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Спасский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Г.В. Смирнова Мотивированное решение изготовлено 13.09.2024 г. Копия верна. Судья Г.В. Смирнова Суд:Спасский районный суд (Рязанская область) (подробнее)Судьи дела:Смирнова Галина Владимировна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |