Апелляционное определение № 33А-739/2026 от 3 марта 2026 г.




33а-739/2026 (2а-568/2025 судья Говорухин А.Ю.

УИД 62RS0017-01-2025-000610-36)


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


4 марта 2026 года

город Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Хмельниковой Е.А.,

судей Лукашевича В.Е., Никишиной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лебедевой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени

по апелляционной жалобе управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области на решение Пронского районного суда Рязанской области от 17 декабря 2025 года, которым в удовлетворении административного искового заявления управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области отказано.

Изучив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Лукашевича В.Е., объяснения административного ответчика ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Управление ФНС России по Рязанской области обратилось в Пронский районный суд Рязанской области с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени.

В обоснование заявленных требований административный истец УФНС России по Рязанской области указало, что административный ответчик ФИО1 обязан уплачивать законно установленные налоги.

Согласно сведениям о недвижимости административный ответчик ФИО1 в спорный период являлся владельцем объекта недвижимости - квартиры с кадастровым номером №, площадью 50.4 кв. м, адрес: <адрес>, дата регистрации права собственности - 17 февраля 2009 года.

Вышеназванное недвижимое имущество является объектом налогообложения, а административный ответчик ФИО1 - плательщиком налога на имущество физических лиц.

В 2024 году налогоплательщику ФИО1 был начислен в отношении указанного выше объекта недвижимости налог на имущество физических лиц за 2023 год в размере 403 рублей.

С 20 апреля 2024 года административный ответчик ФИО1 стал плательщиком налога на профессиональный доход.

Налоговым органом исчислен налогоплательщику ФИО1 налог на профессиональный доход в следующих размерах: за май 2024 года в сумме 6378 рублей 12 копеек; за июнь 2024 года в размере 5338 рублей 95 копеек; за июль 2024 года в сумме 6882 рубля 74 копейки; за август 2024 года в размере 6 162 рублей 41 копейки; за сентябрь 2024 года в сумме 5279 рублей 57 копеек; за октябрь 2024 года в размере 5 730 рублей 70 копеек; за ноябрь 2024 года в сумме 4804 рубля 56 копеек и за декабрь 2024 года в размере 8153 рублей 79 копеек.

Задолженность по налогу на профессиональный доход на дату подачи настоящего административного иска была погашена.

За период с 29 июня 2024 года по 28 января 2025 года административному ответчику ФИО1 начислены пени по налогу на профессиональный доход в сумме 2549 рублей 65 копеек.

Кроме того, исчислены пени за период с 3 декабря 2024 года по 28 января 2025 года по налогу на имущество физических лиц за 2023 год на сумму 403 рубля в размере 16 рублей 08 копеек.

Итого с налогоплательщика ФИО1 подлежат к взысканию пени в сумме 2 565 рублей 73 копейки.

Административному ответчику было направлено налоговым органом налоговое уведомление № от 24 июля 2024 года.

В связи с неисполнением обязанности по уплате указанных выше платежей налогоплательщику ФИО1 направлено требование № по состоянию на 21 июля 2023 года.

Управление ФНС России по Рязанской области обращалось к мировому судье судебного участка № 66 судебного района Пронского районного суда Рязанской области с заявлением о вынесении в отношении должника ФИО1 судебного приказа.

3 марта 2025 года мировым судьей вынесен судебный приказ №, который определением от 27 марта 2025 года был отменен.

Административный истец УФНС России по Рязанской области просило взыскать с административного ответчика ФИО1 единый налоговый платеж в сумме 2 968 рублей 73 копейки, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2023 год в размере 403 рублей и пени за период с 29 июня 2024 по 28 января 2025 года в сумме 2 565 рублей 73 копейки.

Решением Пронского районного суда Рязанской области от 17 декабря 2025 года в удовлетворении административного иска УФНС России по Рязанской области к ФИО1 о взыскании единого налогового платежа в сумме 2 968 рублей 73 копейки отказано.

В апелляционной жалобе административный истец УФНС России по Рязанской области просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, возвратить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела. Апеллятор указывает, что оплаченный административным ответчиком ФИО1 единый налоговый платеж от 10 декабря 2025 года не может быть учтен в счет оплаты задолженности по настоящему административному иску. Данная правовая позиция подтверждается кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации № 53-КАД25-8К8 от 22 октября 2025 года.

От административного ответчика ФИО1 поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение районного суда оставить без изменения, а жалобу административного истца УФНС России по Рязанской области - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца - УФНС России по Рязанской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в силу ч. 7 ст. 96 КАС РФ была также размещена на сайте Рязанского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно ч. 2 ст. 150, ч. 2 ст. 289 и ч. 1 ст. 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в административном деле, извещенного о времени и месте рассмотрения административного дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству административного дела в суде апелляционной инстанции.

Сторона административного истца об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции не просила и доказательств уважительности причины неявки не представила, ее неявка в судебное заседание не препятствует его проведению.

На основании ч. 2 ст. 150, ч. 2 ст. 289 и ч. 1 ст. 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие представителя административного истца - УФНС России по Рязанской области.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик ФИО1 поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу налогового органа.

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда, проверив законность и обоснованность постановленного решения, находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве Единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.

Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 3 ст. 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

В соответствии со ст. 70 НК РФ (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения) требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента не превышает 3 000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо единого налогового счета.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2023 года Федерального закона № 265-ФЗ от 14 июля 2022 года утратила силу статья 71 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающая направление налогоплательщику в случае изменения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа уточненного требования.

Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате задолженности может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Сроки направления вышеуказанных требований увеличены на шесть месяцев в рамках мер по урегулированию задолженности в 2023 - 2024 годы (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 500 от 29 марта 2023 года, Постановление Правительства Российской Федерации № 2315 от 26 декабря 2023 года).

Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации установлен местный налог - налог на имущество физических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5), иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу п. 1 ст. 409 НК РФ (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 2 и п. 3 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В соответствии с п. 1 ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут быть установлены также федеральными законами, принятыми в соответствии с настоящим Кодексом, предусматривающими проведение экспериментов по установлению специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.

В силу пп. 6 п. 2 ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относится налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - Федеральный закон № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года) применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также - специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением территории федеральной территории «Сириус», либо территория федеральной территории «Сириус», либо территория города Байконура в период действия Договора аренды комплекса «Байконур».

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

В силу ч. 7 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 11, ст. 13, ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года налог на профессиональный доход рассчитается налоговой инспекцией по сведениям о расчетах с покупателями (заказчиками) через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки или кредитную организацию. Доходы определяются с каждой операции, облагаемой налогом. При получении денежных средств налогоплательщик должен передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган через приложение «Мой налог» или через оператора либо кредитную организацию.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года для исчисления налога применяются две налоговые ставки, которые устанавливаются в следующих размерах: 4 % - при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам; 6 % - при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года в случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года уплата налога осуществляется не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

В силу ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года налогоплательщик вправе уполномочить одно из лиц, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи. Уплата налога уполномоченным лицом осуществляется без взимания платы за выполнение таких действий.

Согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации.

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, повлекшие формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требования об уплате задолженности, предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, а в случае неисполнения требования об уплате задолженности в срок, установленный в таком требовании, - решения о взыскании задолженности в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей (подпункт 1); не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей (подпункт 2).

Пунктом 4 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, в спорный период административному ответчику ФИО1 принадлежал на праве собственности объект недвижимости - квартира с кадастровым номером №, площадью 50.4 кв. м, адрес: <адрес>, дата регистрации права - 17 февраля 2009 года.

Указанное выше имущество является объектом налогообложения, а ФИО1 - плательщиком налога на имущество физических лиц.

Налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц в отношении объекта недвижимости - квартиры с кадастровым номером 62:11:0060201:920, согласно которому сумма налога, подлежащая уплате ФИО1, составляет 403 рубля.

На момент подачи настоящего административного иска ФИО1 имел задолженность по начисленному в 2024 году налогу на имущество физических лиц за 2023 год в сумме 403 рубля.

Судом первой инстанции также установлено, что с 20 апреля 2024 года административный ответчик ФИО1 является плательщиком налога на профессиональный доход.

Согласно представленному налоговым органом расчету административный ответчик ФИО1 обязан был уплатить налог на профессиональный доход в следующих размерах: за май 2024 года - 6 378 рублей 12 копеек; за июнь 2024 года - 5338 рублей 95 копеек; за июль 2024 года - 6 882 рубля 74 копейки; за август 2024 года - 6 162 рубля 41 копейку; за сентябрь 2024 года - 5279 рублей 57 копеек; за октябрь 2024 года - 5 730 рублей 70 копеек; за ноябрь 2024 года - 4 804 рубля 56 копеек; за декабрь 2024 года - 8153 рубля 79 копеек.

Задолженность по налогу на профессиональный доход на дату подачи управлением ФНС России по Рязанской области административного иска ФИО1 погашена с нарушением срока уплаты, поэтому за период с 29 июня 2024 года по 28 января 2025 года налогоплательщику начислены пени по данному налогу в размере 2549 рублей 65 копеек.

Кроме того, ФИО1 исчислены пени за период с 3 декабря 2024 года по 28 января 2025 года по налогу на имущество физических лиц за 2023 год на сумму 403 рубля в размере 16 рублей 08 копеек.

Всего административному ответчику ФИО1 начислены к взысканию пени в сумме 2 565 рублей 73 копейки.

Налоговым органом было направлено административному ответчику налоговое уведомление № от 24 июля 2024 года с расчетом налога на имущество физических лиц за 2023 год в размере 403 рублей.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налоговых платежей ФИО1 направлено требование № об уплате задолженности по состоянию на 21 июля 2024 года, в котором сообщалось о наличии недоимки по налогу на профессиональный доход, и сроке ее уплаты до 8 августа 2024 года.

УФНС России по Рязанской области 24 февраля 2025 года обратилось к мировому судье судебного участка № 66 судебного района Пронского районного суда Рязанской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 налога на имущество физических лиц за 2023 год, налога на профессиональный доход за 2024 год и пени.

3 марта 2025 года мировым судьей судебного участка № 66 судебного района Пронского районного суда Рязанской области вынесен в отношении должника ФИО1 судебный приказ о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2023 год, налогу на профессиональный доход за период с июля 2024 года по декабрь 2024 года и пени за период с 29 июня 2024 года по 28 января 2025 года.

Определением мирового судьи судебного участка № 66 судебного района Пронского районного суда Рязанской области от 27 марта 2025 года судебный приказ № от 3 марта 2025 года отменен.

26 сентября 2025 года УФНС России по Рязанской области направило в Пронский районный суд Рязанской области почтовое отправление с настоящим административным исковым заявлением, которое поступило в суд 3 октября 2025 года.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик ФИО1 после предъявления в суд административного иска представил чеки по операциям от 10 декабря 2025 года об исполнении обязанности по оплате задолженности, указанной в административном иске, на сумму 2968 рублей 73 копейки, а именно: чек по операции от 10 декабря 2025 года на сумму 403 рубля с указанием наименования платежа - административное дело №, налог на имущество за 2023 год; чек по операции от 10 декабря 2025 года на сумму 2 565 рублей 73 копейки с указанием наименования платежа - административное дело №, сумма пеней с 29 июня 2024 года по 28 января 2025 года. В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный иск УФНС России по Рязанской области не подлежит удовлетворению, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждено исследованными доказательствами, административный ответчик ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2023 год, налога на профессиональный доход за период с июля 2024 года по декабрь 2024 года, а также пеней, начисленных за период с 29 июня 2024 года по 28 января 2025 года, и не имеет задолженности по заявленным требованиям из-за добровольного их исполнения после предъявления административного иска. Доказательств наличия иной задолженности по уплате налогов и пеней за спорный период не представлено и не заявлено, как не было заявлено и других требований по взысканию иных налоговых обязательств.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда соглашается, поскольку они являются правильными, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения.

Федеральным законом № 263-ФЗ от 14 июля 2022 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации включена статья 11.3 («Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет»), согласно пункту 1 которой единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу пп. 6 и пп. 13 п. 5 ст. 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога; расчетов суммы налога (перерасчета ранее исчисленных сумм налога), произведенных налоговым органом в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 2022 года № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» или в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», - со дня уведомления налогоплательщика о сумме налога, подлежащего уплате, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов.

Согласно положениям пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 13 настоящей статьи, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.

В силу п. 1 ст. 58 НК РФ уплата (перечисление) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Из материалов административного дела следует, что с настоящим административным иском УФНС России по Рязанской области обратилось в Пронский районный суд Рязанской области 26 сентября 2025 года.

После принятия административного иска УФНС России по Рязанской области к судебному разбирательству и возбуждения (17 октября 2025 года) судом первой инстанции административного дела № административным ответчиком ФИО1 были представлены чеки по операциям от 10 декабря 2025 года, а именно: чек по операции от 10 декабря 2025 года на сумму 403 рубля с указанием наименования платежа - административное дело №, налог на имущество физических лиц за 2023 год; чек по операции от 10 декабря 2025 года на сумму 2565 рублей 73 копейки с указанием наименования платежа - административное дело №, сумма пеней с 29 июня 2024 года по 28 января 2025 года.

Согласно ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично, изложенное означает не только возможность формально признать административный иск, но и заплатить предъявленную сумму обязательных платежей и санкций.

При наличии волеизъявления налогоплательщика, являющегося административным ответчиком, на уплату конкретного налога и/или иного обязательного платежа за конкретный период, выраженного в платежном документе банка и выплаченного после предъявления административного искового заявления, налоговый орган не вправе изменить назначение платежа и направить перечисленные налогоплательщиком суммы на погашение имеющихся у него иных недоимок в порядке статьи 45 НК РФ, поскольку это будет нарушать конституционное право административного ответчика на судебную защиту.

В рамках данного административного дела заявленные налоговым органом к взысканию суммы были уплачены административным ответчиком ФИО1 после предъявления административного иска в суд.

Отказывая в удовлетворении административного иска УФНС России по Рязанской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, суд первой инстанции обоснованно исходил из указанного обстоятельства, поскольку определенный положениями пунктов 8 и 10 статьи 45 НК РФ порядок погашения недоимки при уплате единого налогового платежа не исключает возможность реализации административным ответчиком ФИО1 права на добровольное исполнение заявленных требований.

В связи с чем являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы административного истца УФНС России по Рязанской области о том, что единый налоговый платеж от 10 декабря 2025 года, оплаченный административным ответчиком ФИО1, не мог быть учтен в счет оплаты налоговой задолженности по настоящему административному иску.

Ссылка УФНС России по Рязанской области в апелляционной жалобе на правовую позицию, изложенную в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации № 53-КАД25-8К8 от 22 октября 2025 года, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, так как высказанная в приведенном определении правовая позиция касается иных фактических обстоятельств дела, в частности, о том, когда административным ответчиком был осуществлен платеж на сумму, соответствующую сумме, заявленной к уплате в налоговом уведомлении, до обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, поэтому не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных обстоятельств административного спора.

Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе административного истца УФНС России по Рязанской области доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, они фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств. Однако основания для иной оценки, имеющихся в административном деле доказательств, отсутствуют, так как выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Нарушений норм материального права и норм процессуального права районным судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным; оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы УФНС России по Рязанской области, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пронского районного суда Рязанской области от 17 декабря 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий -

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 марта 2026 года.



Суд:

Рязанский областной суд (Рязанская область) (подробнее)

Истцы:

УФНС России по Рязанской области (подробнее)

Судьи дела:

Лукашевич Владислав Евгеньевич (судья) (подробнее)