Решение № 2А-4290/2019 2А-4290/2019~М-4095/2019 М-4095/2019 от 6 августа 2019 г. по делу № 2А-4290/2019




Дело {Номер изъят}а-4290/2019


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

г. Киров 7 августа 2019 года

Ленинский районный суд г. Кирова Кировской области в составе:

судьи Федяева С.В.,

при секретаре Куимовой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ИФНС России по г. Кирову к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:


ИФНС России по г. Кирову обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности. В обоснование требований указано, что ответчик является плательщиком налога на доходы физических лиц. За {Дата изъята} год за ответчиком числится задолженность по уплате НДФЛ и пени. Выставленные требования об уплате налога налогоплательщик не исполнил. На основании изложенного просит взыскать с ФИО1 в доход государства НДФЛ и пени в размере 59 420,40 руб.

Представитель административного истца ИФНС России по г. Кирову в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований на основании доводов, изложенных в письменном отзыве. Просил суд в удовлетворении требований отказать.

Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в соответствии со ст.228 НК РФ у ответчика возникла обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц за 2017 год.

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком, в том числе от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Доход от источников в Российской Федерации определены в ст. 208 НК РФ.

При определении налоговой базы (п.1 ст. 210 НК РФ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Руководствуясь п.3 ст. 210 НК РФ налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.

Согласно п.1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц при получении доходов в денежной форме. Налоговая ставка устанавливается в размере 13% в соответствии с п.1 ст. 224 НК РФ.

Обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы, предусмотрена пп.1 п.1 ст. 23 НК, 45 НК РФ и ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с п.3 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет. Исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговым агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

В соответствии с п.1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят:

1. физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договора аренды любого имущества;

2. физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев предусмотренных п.17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению;

3. физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, исходя из сумм таких доходов.

Налогоплательщики НДФЛ, в соответствии с п.1 ст. 229 НК РФ обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию по НДФЛ в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом в соответствии со ст. 216 НК РФ признается календарный год.

Уплата налога производится в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.6 ст. 227 НК РФ).

{Дата изъята} ФИО1 представил в ИФНС России по г. Кирову декларацию по НДФЛ за {Дата изъята} год.

На основании представленных деклараций ИФНС России по г. Кирову проведена камеральная проверка по вопросу занижения налоговой базы.

В ходе проведения налоговой проверки установлено, что ? доли в праве общей долевой собственности на {Адрес изъят} находилась в собственности у ФИО1 на дату продажи {Дата изъята} менее 3-х лет.

По результатам камеральной проверки составлен Акт налоговой проверки от {Дата изъята} {Номер изъят}, в котором отражен факт нарушения налогового законодательства, выразившегося в неправомерном завышении имущественного налогового вычета по НДФЛ, согласно положений статей 210, 220 Налогового кодекса Российской Федерации.

Извещением от {Дата изъята} {Номер изъят}, налогоплательщику было предложено явиться {Дата изъята}, в Инспекцию ФНС России по городу Кирову для рассмотрения акта и материалов камеральной налоговой проверки. Извещение вместе с актом камеральной проверки вручено налогоплательщику лично {Дата изъята}, что соответствует личной подписи ФИО1 в указанных документах.

По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от {Дата изъята} {Номер изъят}. Указанное решение вручено налогоплательщику лично {Дата изъята}, что соответствует личной подписи ФИО1 на странице 7 решения.

Согласно резолютивной части решения, ФИО1 в соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в связи с неуплатой сумм НДФЛ в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа с учетом установленных в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, смягчающих вину обстоятельств в сумме - 2925.00 руб.

В соответствии с п.1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пп.2 п.1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в частности, при продаже недвижимого имущества, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые установлены указанной статьей.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 220 Кодекса, устанавливающим особенности применения имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, имущественный налоговый вычет предоставляется: в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 220 Кодекса при реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).

В Постановлении от 13.03.2008 №5-П Конституционного Суда РФ указано, что при реализации по одному гражданско-правовому договору гражданами своих долей в имуществе, выделенных в натуре и являющихся самостоятельным объектом индивидуального права собственности, положение абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 статьи 220 (пп.З п.2 ст. 220 в действующей редакции) Налогового кодекса Российской Федерации применению не подлежит. Абзац первый подпункта 1 пункта 1 статьи 220 (абз.2 пп.1 п.2 ст. 220 в действующей редакции) Налогового кодекса Российской Федерации, допускающий предоставление имущественного налогового вычета при продаже долей, в частности, в жилом доме или квартире, в системной связи с нормами гражданского и жилищного законодательства означает, что такой вычет может быть предоставлен в полном объеме, если самостоятельным объектом договора купли-продажи является выделенная в натуре доля жилого дома или квартиры.

Также Конституционный суд РФ, в указанном выше Постановлении указал, что по смыслу приведенной правовой позиции, имущественный налоговый вычет предоставляется на объект недвижимости, из чего следует, что в случае продажи квартиры. находящейся в общей долевой собственности, он должен быть распределен между совладельцами пропорционально их долям. Возможность выплаты имущественного налогового вычета в полном объеме, т.е. в размере до 1000000 руб., каждому из совладельцев проданного недвижимого имущества законом не предусмотрена.

Министерство финансов РФ в письме от 25.07.2013 № ЕД-4-3/13578 разъяснило, что если квартира, находившаяся в общей долевой собственности трех человек менее трех лет, была продана как единый объект права собственности по одному договору купли-продажи, имущественный налоговый вычет в размере 1000000 рублей распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле. Если каждый владелец 1/3 доли в праве собственности на квартиру продал свою долю, находившуюся в его собственности по отдельному договору купли-продажи, он вправе получить имущественный налоговый вычет в размере 1000000 рублей.

В соответствии с ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При не достижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.

Таким образом, выдел участнику общей собственности жилого помещения, представляющего собой отдельную квартиру, принадлежащей ему доли допустим, если имеется техническая возможность передачи участнику изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла и др.), оборудования отдельного входа.

В соответствии с ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно пп.3 п.8 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является соглашение о выделе доли в натуре в праве общей собственности на объект недвижимого имущества.

Как установлено камеральной налоговой проверкой, {Дата изъята} ФИО1 с родной сестрой А. по договору купли-продажи (далее Договор) продали квартиру, {Номер изъят} в {Адрес изъят} (далее Квартира), принадлежащую им на праве общей долевой собственности в равных долях, по 1/2 доли у каждого соответственно, по цене 1900000 рублей.

Основанием возникновения права собственности на указанную Квартиру у собственников явилось вступление в права наследования, которые были оформлены выдачей нотариальных свидетельств о праве на наследство по закону от 22.07.2016.

Таким образом, установлено, что для целей налогообложения указанный объект недвижимости находился в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока, установленного статьей 217.1 НК РФ, а также то обстоятельство, что расходов связанных с приобретением квартиры заявитель фактически не производил. Что в свою очередь свидетельствует о наличии обязанности у налогоплательщика по представлению налоговой декларации и уплате соответствующих сумм налога.

Согласно данных протокола допроса А. стоимость проданной квартиры составила 1 900 000руб., сделка по продаже квартиры проходила в кабинете у нотариуса, где первая часть денежных средств была передана покупателями в размере 850 000руб. и эта сумма была разделена сразу с братом ФИО1 в кабинете по 425000 рублей. После подписания договора купли-продажи оставшаяся часть денежных средств в размере 1 050 000руб. была переведена на счет А. на счет в «Россельхозбанке». После снятия со счета вышеуказанной суммы А. передала брату ФИО1 525 000руб. Таким образом, А. получила 950000 руб., ФИО1 получил 950000руб.

Исходя из содержания документов, имеющихся в материалах камеральной проверки, следовало, что объект наследуемого имущество Квартира {Номер изъят} в {Адрес изъят} является единым объектом права собственности, принадлежавшая наследодателю как целая квартира. Наследование указанной квартиры наследниками, и как следствие возникновение права общей долевой собственности, происходило в равных долях (1/2) в один день и оформлялось выдачей единого документа. Соглашение о выделении доли в натуре между участниками долевой собственности не заключалось.

Последующая продажа, указанной Квартиры, также происходила как единый объект права собственности, в качестве предмета договора купли-продажи от {Дата изъята}, заключенного в нотариальной форме, указывается квартира, имеющая индивидуально определенные характеристики (адрес, площадь, кадастровый номер).

Пункт 5 Договора, на который ссылался налогоплательщик, как устанавливающий соглашение о продаже своих долей в квартире, фактически такие условия не содержит, а лишь определяет порядок расчетов между сторонами Договора.

Исходя из того, что в материалы камеральной проверки заявителем не были представлены доказательства раздела или выдела, принадлежащей ему на праве собственности доли в натуре, как самостоятельного объекта индивидуального права собственности, налоговым органом по результатам проверки обоснованно отказано в предоставлении имущественного налогового вычета в сумме 1000000 руб. при продаже 1/2 доли в квартире в связи с распределением вычета между совладельцами квартиры пропорционально их доле.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах, Инспекцией правомерно вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении плательщика ФИО1 в соответствии с санкцией, установленной п.1 ст. 122 НК РФ.

До настоящего времени образовавшаяся задолженность ФИО1 не погашена.

Согласно ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 30 Налогового кодекса РФ ИФНС России по г. Киров является территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Учитывая, что административный иск подан соблюдением требований ч.6 ст. 289 КАС РФ, задолженность ответчиком не погашена, доказательств обратного, а также доказательств иного размера задолженности ответчиком не представлено, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по налогу подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, в соответствии с положениями п. 6 ст. 52, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 982 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Взыскать с ФИО1 {Дата изъята} года рождения за счет его имущества в доход государства 59420 рублей 40 копеек, из которых: 58500 руб. - налог на доходы физических лиц за {Дата изъята} год, пени за уплату налога на доходы физических лиц за {Дата изъята} год в более поздние сроки за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} в размере 920 рублей 40 копеек.

Взыскать с ФИО1 {Дата изъята} года рождения, госпошлину в доход бюджета МО «Город Киров» в размере 1982 рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.В. Федяев



Суд:

Ленинский районный суд г. Кирова (Кировская область) (подробнее)

Судьи дела:

Федяев С.В. (судья) (подробнее)