Апелляционное определение № 33А-2734/2026 от 6 апреля 2026 г.




МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


от 07 апреля 2026 года по делу №33а-2734/2026

судья I инстанции: фио

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,

судей фио, фио,

при секретаре Богдановой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело № 2а-319/2025 (УИД 77RS0027-02-2025-001493-21) по апелляционной жалобе административного истца на решение Тверского районного суда адрес от 26 мая 2025 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по адрес к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

УСТАНОВИЛА:

ИФНС № 10 по адрес обратилась в суд с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к ответчику ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017, 2019, 2020, 2021, 2022 годы в размере сумма, пени в размере сумма, в обоснование требований, ссылаясь на то, что обязанность по уплате транспортного налога за 2016-2017, 2019-2022 годы административным ответчиком не исполнена.

Решением Тверского районного суда адрес от 26 мая 2025 года в удовлетворении требований налогового органа отказано.

С указанным решением не согласен административный истец, в поданной апелляционной жалобе просит отменить указанный судебный акт как незаконный, принятый с нарушением норм материального и процессуального права в части отказа во взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2022 год в размере сумма и пени сумма, указал, что налоговое уведомление направлено ФИО1 в электронной форме через личный кабинет и получено 19 сентября 2023 года; порядок и сроки взыскания недоимки по налогу и пени с ФИО1 налоговым органом соблюдены.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя налогового органа фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО1, указавшей на законность принятого судом решения, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Налоговая база в соответствии со ст. 359 Налогового кодекса РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Статьей 3 Закона адрес от 09 июля 2008 года № 33 «О транспортном налоге» установлен срок уплаты транспортного налога - не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом; статьей 2 указанного Закона установлены налоговые ставки транспортного налога.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 408 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 405 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу ст.409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов; пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что фио является лицом, на которое в налоговых периодах 2016-2017, 2019-2022 годы, зарегистрировано транспортное средство марки марка автомобиля, регистрационный знак ТС, 2014 года выпуска (дата снятия с учета 28 июля 2021 года) и транспортное средство марки марка автомобиля, регистрационный знак ТС, 2021 года выпуска (дата регистрации 21 июля 2021 года).

21 сентября 2017 года ИФНС № 10 по адрес подготовлено налоговое уведомление № 71982503, согласно которому ФИО1 в срок не позднее 01 декабря 2017 года необходимо произвести уплату транспортного налога за 2015, 2016 годы в размере сумма

19 августа 2018 года ИФНС № 10 по адрес подготовлено налоговое уведомление № 48786090, согласно которому ФИО1 в срок не позднее 03 декабря 2018 года необходимо произвести уплату транспортного налога за 2017 год в размере сумма

01 сентября 2020 года ИФНС № 10 по адрес подготовлено налоговое уведомление № 60784846, согласно которому ФИО1 в срок не позднее установленного законодательством о налогах и сборах необходимо произвести уплату транспортного налога за 2019 год в размере сумма

01 сентября 2021 года ИФНС № 10 по адрес подготовлено налоговое уведомление № 69692190, согласно которому ФИО1 в срок не позднее 01 декабря 2021 года необходимо произвести уплату транспортного налога за 2020 год в размере сумма

01 сентября 2022 года ИФНС № 10 по адрес подготовлено налоговое уведомление № 45041484, согласно которому ФИО1 в срок не позднее 01 декабря 2022 года необходимо произвести уплату транспортного налога за 2021 год в размере сумма

12 августа 2023 года ИФНС № 10 по адрес подготовлено налоговое уведомление № 117131790, согласно которому ФИО1 в срок не позднее 01 декабря 2023 года необходимо произвести уплату транспортного налога за 2022 год в размере сумма

Судом первой инстанции установлено, что сведения о направление данных налоговых уведомлений ИФНС № 10 по адрес в материалы дела не представлены.

23 июля 2023 года ИФНС № 10 по адрес составлено требование №9148, согласно которому ФИО1 в срок до 11 сентября 2023 года необходимо произвести уплату задолженности по транспортному налогу.

Определением мирового судьи судебного участка № 369 адрес от 29 июля 2024 года отменен судебный приказ № 2а-256/2024 от 17 июля 2024 года о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате транспортного налога, пени.

29 января 2025 года исковое заявление подано в Тверской районный суд адрес.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал, что ИФНС № 10 по адрес пропущен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2017, 2019, 2020, 2021 в порядке приказного производства, т.к. согласно требованию № 9148 от 23 июля 2023 года ФИО1 в срок до 11 сентября 2023 года необходимо было произвести уплату задолженности по транспортному налогу, пени, при этом, ИФНС № 10 по адрес с заявлением о вынесении судебного приказа обратилась лишь в июле 2024 года, т.е. с пропуском установленного законом срока; законных оснований для восстановления данного срока суд первой инстанции не установил.

Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом нормативных положений главы 32 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статьи 62 и 289 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.

Отказывая в удовлетворении административного иска в части требования о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2022 год, суд, учитывая положения п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ, приходит к выводу о том, что обязанность по уплате транспортного налога у ФИО1 не возникла, поскольку в материалы дела не были представлены доказательства направления в адрес административного ответчика налогового уведомления от 12 августа 2023 года № 117131790.

С данными суждениями суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, 12 августа 2023 года ИФНС № 10 по адрес подготовлено налоговое уведомление № 117131790, согласно которому ФИО1 в срок не позднее 01 декабря 2023 года необходимо произвести уплату транспортного налога за 2022 год в размере сумма, данное налоговое уведомление получено ФИО1 19 сентября 2023 года – л.д. 74. Требованием № 9148 от 23 июля 2023 года ФИО1 предложено в срок до 11 сентября 2023 года уплатить рассчитанный налог – л.д. 21. Судебный приказ от 17 июля 2024 года отменен мировым судьей 29 июля 2024 года – л.д. 12, административный иск подан 29 января 2025 года – л.д. 3.

В статье 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Судебная коллегия отмечает, что по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П).

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ оценка уважительности причин пропуска срока для обращения в суд относится к исключительной компетенции суда.

Судебная коллегия учитывает, что налоговым органом предпринимались меры для взыскания с ФИО1 задолженности по обязательным платежам: в ее адрес направлено в установленном порядке налоговое уведомление о расчете транспортного налога за 2022 год, в связи с неуплатой налога в добровольном порядке - требование об уплате задолженности, было направлено заявление о вынесении судебного приказа, направлено настоящее административное исковое заявление в суд, что исключает бездействие со стороны налогового органа, относящееся к неуважительным причинам пропуска срока для обращения за принудительным взысканием задолженности.

При установленных обстоятельствах, требования налогового органа о взыскании с ФИО1 суммы недоимки по транспортному налогу за 2022 года и рассчитанные пени, в связи с неуплатой данного налога в установленный срок, подлежат удовлетворению.

В силу абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции и мировыми судьями, госпошлина при цене иска до сумма составляет сумма.

С учетом размера подлежащей взысканию с ФИО1 недоимки по обязательным платежам и санкциям, судебной коллегией определяется размер государственной пошлины сумма

Руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тверского районного суда адрес от 26 мая 2025 года в части отказа в удовлетворении требований ИФНС № 10 по адрес о взыскании транспортного налога за 2022 год отменить, принять в данной части новое решение, которым взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2022 года в сумме сумма, пени в сумме сумма, госпошлину в сумме сумма

В остальной части решение оставить без изменения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 апреля 2026 года.

Председательствующий

Судьи



Суд:

Московский городской суд (Город Москва) (подробнее)

Истцы:

ИФНС №10 (подробнее)