Решение № 2А-43/2019 2А-43/2019(2А-492/2018;)~М-475/2018 2А-492/2018 М-475/2018 от 18 февраля 2019 г. по делу № 2А-43/2019

Смоленский районный суд (Алтайский край) - Гражданские и административные



Дело № 2а-43/2019


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

с. Смоленское 19 февраля 2019 года

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,

при секретаре судебного заседания Петухове А.С.,

рассмотрев материалы административного дела по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу,

у с т а н о в и л:


Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что согласно данным ГИБДД УВД <адрес> административному ответчику в 2014, 2015 принадлежали следующие транспортные средства: ГАЗ 322132, Рено Логан, ПАЗ 320500, ПАЗ 3205, ГАЗ 32132, КАМАЗ 55111, ЗТМ 60, ПАЗ 3205, ЮМЗ-6АЛ, Лексус, RХ 350, ПАЗ 3205, ЗИЛ 5301, Трактор ЗТМ-60. В соответствие со ст. 356, 357, 358, 359 НК РФ должник является плательщиком транспортного налога и обязан его уплачивать в срок до 01 октября года, следующего, за истекшим налоговым периодом. За несвоевременную уплату налога на основании ст. 75 НК РФ начисляется пеня за каждый день просрочки платежа в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога. Должнику направлялось налоговое уведомление о необходимости оплатить налог, однако налог своевременно уплачен не был. Транспортный налог за 2014 год оплачен в полном объеме 43582 руб. - ДД.ММ.ГГГГ, взыскан по судебному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. Расчет пени произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8107,52 руб. Транспортный налог за 2015 год оплачен в полном объеме 36650 руб. - ДД.ММ.ГГГГ, взыскан по судебному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. Расчет пени произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3030,14 руб. Требования налогового органа в порядке ст. ст. 137-138 НК РФ не обжалованы. До настоящего времени налог должником не оплачен. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> было вынесено определение об отмене судебного приказа. Просили взыскать с ФИО1 пени на недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере 8107,52 руб., за 2015 год в размере 3030,14 руб., а всего 11137,66 руб.

Административное дело рассмотрено по общим правилам судопроизводства в суде первой инстанции, предусмотренном разделом III КАС РФ.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в письменном заявлении, содержащемся в административном иске, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие административного истца.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, суд о причинах неявки не известил. Суд, в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие административного ответчика.

Участвуя в предыдущем судебном заседании административный ответчик заявленные административные исковые требования не признал, пояснив, что он не согласен с тем, что у него имелась недоимка по транспортному налогу за 2014 и 2015 г., когда он узнал о том, что в отношении него был вынесен судебный приказ, он предъявил квитанции об оплате налога в службу судебных приставов. Мировым судьей в 2018 г. также выносился судебный приказ о взыскании транспортного налога за 2016 г., но он отменен по его заявлению, так как налог им оплачен в полном объеме.

Исследовав письменные доказательства, рассматривая административные исковые требования, с учётом правил, установленных главой 15 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что между сторонами сложились правоотношения, регулируемые Налоговым кодексом РФ.

Из представленных суду документов следует, что ФИО1 в 2014, в 2015 годах является собственником следующих транспортных средств: ГАЗ 322132, гос. номер №; Рено Логан, гос. номер №; ПАЗ 320500, гос. номер №; ПАЗ 3205, гос. номер №; ГАЗ 32132, гос. номер №; КАМАЗ 55111, гос. номер №; ЗТМ 60, гос. номер № ПАЗ 3205, гос. номер №; ЮМЗ-6АЛ, гос. номер № Лексус, RХ 350, гос. номер №; ПАЗ 3205, гос. номер №; ЗИЛ 5301, гос. номер Р 436 №; Трактор ЗТМ-60, гос. номер № (л.д. 42-62).

Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Транспортный налог предусмотрен ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч. ч. 1, 6 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 363 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с ч. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В адрес налогоплательщика налоговым органом направлялось налоговое уведомление об оплате транспортного налога за 2014 г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ в размере 43582 руб. (14 оборот, 16).

Также в адрес административного ответчика налоговым органом направлялось налоговое уведомление об оплате транспортного налога за 2015 г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ в размере 36650 руб. (17,18).

В связи с неуплатой транспортного налога, в соответствии с требованиями ст. 69, ст. 70 НК РФ налоговым органом в адрес ФИО1 было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об оплате налога за 2014 г. в сумме 43582 руб. и пени в размере 8119,70 руб., а также об оплате налога за 2015 г. в сумме 36650 руб.и пени в размере 15458,9 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

В силу п. 4 ст. 52 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказного письма.

Исходя из изложенного, направление налогового уведомления или требования по почте заказным письмом признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом.

Согласно данным паспорта административного ответчика (л.д. 118) ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Направление налогового требования по указанному надлежащему адресу налогоплательщика подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, имеющимся в материалах дела (л.д. 20).

Как следует из материалов гражданского дела № по заявлению МИФНС России № 1 по Алтайскому краю о выдаче судебного приказа по требованию о взыскании недоимки по транспортному налогу, соответствующей пени с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в размере 48092 руб., пени 6666,85 руб., всего в сумме 54758,85 руб.

Согласно материалам исполнительного производства № (копии на л.д. 71-99), оно было возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа, выданного мировым судьей судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства, согласно которому в ходе исполнения исполнительного производства было установлено, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме. При этом, в материалах исполнительного производства содержится письмо за подписью представителя МИФНС № 1 России по Алтайскому краю ФИО3, направленное в адрес ОСП <адрес>, датированное ДД.ММ.ГГГГ о том, что судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 54758,85 руб. исполнен в полном объеме. Какие-либо другие документы, свидетельствующие об оплате задолженности и дате внесения платежей, в материалах исполнительного производства отсутствуют. Административным истцом также не представлены допустимые доказательства, свидетельствующие об оплате налога должником именно ДД.ММ.ГГГГ, а не в иную дату

Представленные административным ответчиком платежные документы, свидетельствующие, по его словам, об оплате налога за 2014 г., являются нечитаемыми, в них не определяются ни даты внесения денежных средств, ни суммы.

Как следует из материалов гражданского дела № по заявлению МИФНС России № 1 по Алтайскому краю о выдаче судебного приказа по требованию о взыскании недоимки по транспортному налогу, соответствующей пени с ФИО1 за 2015 год, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу в размере 36650 руб., пени 259,65 руб.

Согласно представленной административным ответчиком квитанции (копия на л.д. 65) ДД.ММ.ГГГГ им был оплачен транспортный налог в сумме 36650 руб.

Административным истцом не представлены какие-либо письменные документы, свидетельствующие о том, что транспортный налог за 2015 г. был оплачен должником ДД.ММ.ГГГГ, а представленная административным ответчиком квитанция, свидетельствует об оплате налога - ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административным истцом не представлены надлежащие доказательства обоснованности приведенного расчета пени.

За несвоевременную уплату налога на основании ст. 75 НК РФ начисляется пеня за каждый день просрочки платежа в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога.В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе, налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 4. ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счёт иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Исходя из положений статей 69-70 НК РФ, на начисленные налоговым органом пени выставляется требование по правилам, предусмотренным статьей 69 НК РФ.

Таким образом, законом предусмотрен порядок взыскания пеней, начисленных в связи с несвоевременным исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, предусматривающий направление требования об уплате пеней. При этом пени могут быть взысканы только в пределах сумм, указанных в требовании.

Анализ приведённых правовых норм свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Как следует из представленных в суд административным истцом документов, в адрес административного ответчика МИФНС № 1 по Алтайскому краю было направлено налоговое требование № об уплате налога, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том, числе пени за 2014 г. в размере 8119,70 руб., за 2015 г. в размере 15458,90 руб., где предложено образовавшуюся задолженность погасить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).

Исходя из срока уплаты налога и пени, указанного в налоговом требовании, шестимесячный срок, установленный для подачи административного иска в суд, по требованию об уплате пени истёк ДД.ММ.ГГГГ.

С заявлением о вынесении судебного приказа по данным требованиям административный истец к мировому судье судебного участка <адрес> не обращался, доказательств этому, не представлено.

С административным иском в суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, направив его посредством почты, который поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 2, 30).

Поскольку судом установлено, что административным истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд с административным иском, следовательно, не могут быть удовлетворены и заявленные административным истцом административные исковые требования о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за 2014, 2015 годы.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 РФ, суд

Р Е Ш И Л :


В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю, заявленных к ФИО1 о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за 2014 в размере 8107 рублей 52 копейки и пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 в размере 3030 рублей 14 копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение месяца.

Судья В.Д. Прохорова



Суд:

Смоленский районный суд (Алтайский край) (подробнее)

Судьи дела:

Прохорова В.Д. (судья) (подробнее)