Решение № 2А-14285/2025 2А-3771/2026 2А-3771/2026(2А-14285/2025;)~М-9018/2025 М-9018/2025 от 2 августа 2026 г. по делу № 2А-14285/2025Приморский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Административное УИД: 78RS0019-01-2025-015067-03 Дело № 2а-3771/2026 (2а-14285/2025) 31 марта 2026 года Именем Российской Федерации Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Катковой А.С., при секретаре судебного заседания Вохминой В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу к ФИО1 о взыскании недоимок по налогу на имущество физических лиц за 2021-2022 года, пени, Межрайонная ИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу, в лице представителя ФИО2, действующей на основании доверенности, обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просила взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2021-2022 года в размере 36 862 руб., пени в сумме 160 080,10 руб., а всего 196 942,10 руб. В обоснование требований указано, что в спорный период ФИО1 являлась собственником ряда объектов недвижимого имущества, в отношении которых являлась плательщиком налога на имущество физических лиц. О начислении налога на имущество физических лиц за 2021-2022 года сформированы и направлены налогоплательщику налоговые уведомления: - № 52475459 от 01.09.2022 года об уплате в срок до 1 декабря 2022 года налога на имущество физических лиц за 2021 год в сумме 17 892 руб.; - № 129993860 от 05.10.2023 года об уплате в срок до 1 декабря 2023 года налога на имущество физических лиц за 2022 год в размере 19 015 руб., которым также произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2021 год в отношении двух объектов налогообложения, в результате чего сумма налогов за 2021 год уменьшилась на 10 руб. В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налогов, в отношении недоимок, образующих отрицательное сальдо Единого налогового счета налоговым органом сформировано и направлено налогоплательщику требование № 125059 по состоянию на 07.09.2023 г. об уплате в срок до 02.10.2023 года налогов в общей сумме 708 790.96 руб., пени в размере 202 470.18 руб. Ввиду неисполнения обязанности по уплате налогов, неисполнения требования, в июне 2024 года налоговая инспекция обратилась за вынесением судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам за 2021-2022 года, пени на общую сумму 196 942,10 руб. Определением мирового судьи судебного участка № 171 Санкт-Петербурга от 30.07.2024 года судебный приказ № 2а-480/2024-171 отменен. Копия указанного определения поступила в налоговую инспекцию 19.08.2024 года. В суд с настоящим административным исковым заявлением налоговая инспекция обратилась 11.09.2025 года, ходатайствуя о восстановлении пропущенного процессуального срока. В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, суд в порядке статьи 150, части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Административным ответчиком представлены письменные возражения на административный иск, в которых она возражала против удовлетворения исковых требований, в связи с пропуском налоговой инспекцией срока обращения в суд за взысканием недоимок за 2021-2022 годы (л.д.53-59). Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. К числу предусмотренных законом налогов относятся, в том числе, налог на имущество, который в силу ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации является местным налогом. Согласно ст. 400, п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, включая жилые помещения (квартиры, комнаты). Как усматривается из материалов дела, в том числе сведений представленных по запросу суда филиалом ППК «Роскадастр» по Санкт-Петербургу (л.д. 36-52), ФИО1 в спорные налоговые периоды принадлежали: - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (до 14.04.2021 – 1/8 доли в праве, а с указанной даты в единоличной собственности); - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: № (до 30.04.2021 – 1/8 доли в праве, а с указанной даты в единоличной собственности); -1/8 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; - квартира, расположенная по адресу: г<адрес>, с кадастровым номером №; - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №; - 1/12 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №; - 1/8 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. <адрес>, с кадастровым номером №. Поскольку на основании ст. ст. 362, 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма указанных налогов исчисляется налоговым органом, последний в соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, которое в силу п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Во исполнение вышеприведенных требований налоговым органом на основании сведений, представленных в налоговую инспекцию органами, осуществляющими регистрацию, в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации, ФИО1 начислен налог на имущество физических лиц, о чем сформированы налоговые уведомления № 52475459 от 01.09.2022 года об уплате в срок до 1 декабря 2022 года налога на имущество физических лиц за 2021 год в сумме 17 892 руб.; № 129993860 от 05.10.2023 года об уплате в срок до 1 декабря 2023 года налога на имущество физических лиц за 2022 год в размере 19 015 руб., которым также произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2021 год в отношении двух объектов налогообложения, в результате чего сумма налогов за 2021 год уменьшилась на 10 руб. Начисление налога является законным и обоснованным, расчет произведен налоговым органом в соответствии с требованиями статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, за период, в течение которого данное имущество было зарегистрировано на налогоплательщиком. Между тем, доказательств направления налогоплательщику налоговых уведомлений № 129993860, № 52475459 о начислении налогов на имущество физических лиц за 2021-2022 года, суду не представлено. Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ) усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа при введении с 1 января 2023 г. института единого налогового счета. Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ в НК Российской Федерации включена статья 11.3 ("Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет"), согласно пунктам 4, 5 которой единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами. В соответствии с пунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений, в том числе, о суммах неисполненных обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов и (или) налоговых агентов, по уплате налогов, авансовых платежей Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности. В связи с наличием задолженности по уплате налогов, налоговой инспекцией в соответствии с положениями ст. 69 НК Российской Федерации в отношении суммы отрицательного сальдо единого налогового счета сформировано и направлено в адрес налогоплательщика заказным почтовым отправлением с номером почтового идентификатора 80089088917581 требование № 125059 по состоянию на 07.09.2023 года об уплате в срок до 02.10.2023 года недоимок по налогам на сумму 708 790.96 руб., пени в размере 202 470.18 руб. (л.д. 19, 20). Принимая во внимание, что статья 71 НК Российской Федерации, предусматривавшая направление налоговым органом налогоплательщику или плательщику сборов уточненного требования об уплате налога и сбора в случае, если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов изменилась после первоначального направления требования, утратила силу с 1 января 2023 года, в связи с принятием Федерального закона от 14 июля 2023 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», у инспекции отсутствовала обязанность направлять новое требование при изменении отрицательного сальдо ЕНС после выставления первоначального требования, в связи с чем в отношении впоследствии образовавшейся недоимки по уплате налогов, сроком уплаты до 01.12.2023 г., обязанности сформировать новое требование у налоговой инспекции не возникло. С направлением предусмотренного статьей 69 НК Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания страховых взносов и пени в определенные сроки. В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пункт 3 статьи 48 НК Российской Федерации (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) предусматривает обращение налогового органа в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей (пункт 1); не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей (пункт 2). В силу части 3.1 статьи 1 КАС Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 названного Кодекса. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 КАС Российской Федерации). По смыслу положений глав 11.1 и 32 КАС Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации, мировой судья отказывает в принятии такого заявления. В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС Российской Федерации). Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена (статья 286 КАС Российской Федерации, пункт 4 статьи 48 НК Российской Федерации). Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 4 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. При этом налоговым органом должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска. Таким образом, в отношении недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2021 год, вошедшей в требование № 125059, сроком исполнения до 02.10.2023 года, размер которой превышал 10 000 руб., за вынесением судебного приказа налоговой инспекции надлежало обратиться не позднее 02.04.2024 года. Между тем, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимок по налогу на имущество физических лиц за 2021-2022 года, пени на общую сумму 196 942,10 руб., налоговая инспекция обратилась в июне 2024 года, то есть за пределами срока, установленного пунктом 3 ст. 48 НК Российской Федерации. Определением мирового судьи судебного участка № 171 Санкт-Петербурга от 30.07.2024 года судебный приказ от 28.06.2024 года по административному делу 2а-480/2024-171 о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени на общую сумму 196 942,10 руб., отменен. Копия определения от 30.07.2024 года об отмене судебного приказа получена налоговой инспекцией 19.08.2024 года, о чем свидетельствует штемпель налогового органа о регистрации входящего документа (л.д. 8). Административное исковое заявление составлено 26.08.2025 года с направлением копии административного искового заявления в адрес административного ответчика 09.09.2025 (л.д.23). С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился 11.09.2025 года (л.д.4), т.е. с пропуском шестимесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС Российской Федерации). Возможность восстановления пропущенного процессуального срока подачи административного иска в суд закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, однако доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу своевременно обратиться в суд в установленные сроки, в том числе с даты получения налоговым органом определения об отмене судебного приказа – с 19.08.2024 года, и не приведено никаких объективных обстоятельств, которые могли бы быть оценены судом как уважительные причины пропуска установленного законодательством о налогах и сборах срока. В настоящем случае, пропуск срока является значительным и составил более 7 месяцев. При этом суд принимает во внимание, что административный истец, являясь профессиональным участником налоговых правоотношений, достоверно осведомлен о правилах и сроках обращения в суд. Суд также учитывает, что обращение за вынесением судебного приказа последовало также с нарушением срока, установленного п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации. На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления и удовлетворения требований административного иска. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 НК Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания. Руководствуясь статьями 177-180, 290 КАС Российской Федерации, суд В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС № 26 по Санкт-Петербургу отказать. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга. Судья А.С. Каткова Решение в окончательной форме принято 3 августа 2026 года. Суд:Приморский районный суд (Город Санкт-Петербург) (подробнее)Истцы:МИФНС №26 по Санкт-Петербургу (подробнее)Судьи дела:Каткова Александра Сергеевна (судья) (подробнее) |