Решение № 2А-2032/2020 2А-2032/2020~М-1879/2020 М-1879/2020 от 26 ноября 2020 г. по делу № 2А-2032/2020Горно-Алтайский городской суд (Республика Алтай) - Гражданские и административные Дело № 2а-2032/2020 УИД: 02RS0001-01-2020-005511-17 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 ноября 2020 года г. Горно-Алтайск Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю., при секретаре Яковой К.У., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства экономического развития Республики Алтай к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по <адрес>, судебному приставу-исполнителю Т.И.Ю. об уменьшении исполнительского сбора, Министерство экономического развития Республики Алтай обратилось в суд с исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по <адрес> об уменьшении исполнительского сбора, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Т.И.Ю. возбуждено исполнительное производство об обязании Министерства экономического развития Республики Алтай предоставить С.К.Г. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда на территории МО «<адрес>», площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям. В связи с этим судебный пристав ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Приобретение жилых помещений осуществляется Министерством экономического развития РА в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб». Исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков. Республиканский бюджет Республики Алтай на 2019 год сбалансирован по доходам и расходам и сформирован исходя из финансовых возможностей. В текущем году на выполнение государственных полномочий по приобретению жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено 122 730 100,03 рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета – 62 730 100 рублей, из республиканского бюджета 60 000 000,03 рублей. При этом, процедура выделения денежных средств, приобретения жилья, оформления права собственности занимает длительное время и не связана с волеизъявлением должника. Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов РА и судебный пристав-исполнитель Т.И.Ю. Стороны о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились. От представителя административного истца до судебного заседания поступили дополнения к административному иску, в которых он ссылается на Порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда, утвержденный Постановлением Правительства Республики Алтай от 19 ноября 2019 года, который определяет последовательность формирования специализированного жилищного фонда. Существенными обстоятельствами, затрудняющими исполнение судебного решения в течение 5 суток являются – острый дефицит земельных участков, пригодных для строительства жилых домов в г.Горно-Алтайске, большинство детей-сирот, имеющих судебное решение о предоставлении жилого помещения, желают получить квартиру в г.Горно-Алтайске и отказываются от жилья в других районах Республики Алтай и от жилья на вторичном рынке; ограничение общего количества жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам в одном многоквартирном доме, которое не может превышать 25% от общего количества квартир; низкий норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в РА. Суд, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему. В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Судом установлено, что в производстве Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по <адрес> имеется исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай ДД.ММ.ГГГГ, в отношении должника Министерства экономического развития Республики Алтай. Предметом исполнения является обязание Министерства экономического развития Республики Алтай предоставить С.К.Г. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «<адрес>» Республики Алтай. Должнику предложено в течение 5 дней с момента получения копии настоящего постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. В связи с тем, что в установленный срок (в течение 5 дней с момента получения постановления) решение суда исполнено не было, 22.10.2020 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП и розыску УФССП России по РА было вынесено постановление о взыскании с Министерства экономического развития Республики Алтай исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Из содержания статьи 112 вышеназванного закона следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации установлен в размере 50 000 руб. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П указано, что исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера. Согласно ч.7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Последовательность формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - спецжилфонд), включения жилого помещения в спецжилфонд, исключения жилого помещения из спецжилфонда и процедуру заключения договора социального найма в отношении жилого помещения, исключенного из спецжилфонда, регулируется Порядком формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда, утвержденными Постановлением Правительства Республики Алтай от 19 ноября 2019 года N 321. Согласно п. 2 указанного Порядка Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай до 1 мая года, предшествующего планируемому, представляет в Министерство экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай (далее - Минэкономразвития РА) список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - список). Минэкономразвития РА на основании списка осуществляет формирование спецжилфонда, включение жилых помещений в спецжилфонд, исключение жилых помещений из спецжилфонда (пункт 3). В целях формирования спецжилфонда мероприятия по приобретению жилых помещений в виде квартир в многоквартирных жилых домах и (или) жилых домов (далее - жилые помещения) осуществляются Минэкономразвития РА, а мероприятия по строительству жилых помещений осуществляются Министерством регионального развития Республики Алтай (далее - Минрегионразвития РА) в пределах средств, утвержденных в республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующий финансовый год и плановый период, предусмотренных на указанные цели (пункт 4). В силу п. 6 Порядка мероприятия по приобретению жилых помещений и мероприятия по строительству жилых помещений в целях формирования спецжилфонда осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно п. 7 Порядка общее количество жилых помещений спецжилфонда в виде квартир в одном многоквартирном доме устанавливается в соответствии с частью 2.1 статьи 1 Закона Республики Алтай от 26 марта 2013 года N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай". Включение жилого помещения в состав спецжилфонда с отнесением такого жилого помещения к жилым помещениям для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42. Копия решения о включении жилого помещения в состав спецжилфонда направляется Минэкономразвития РА в Минрегионразвития РА и Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в течение 3 рабочих дней с даты принятия этого решения. Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.04.2020 г. № 144 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующий с 01.05.2020 года. В силу указанного Порядка уполномоченным органом по предоставлению благоустроенных жилых помещений спецжилфонда является Министерством экономического развития Республики Алтай. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней, следующих со дня обращения гражданина либо представителя гражданина в уполномоченный орган с заявлением и документами, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" запрашивает посредством направления межведомственного запроса следующие сведения: а) о правах гражданина на жилые помещения и сделках с ними, зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости; б) о регистрации (отсутствии регистрации) гражданина по месту жительства на территории Республики Алтай; в) подтверждающие окончание срока прохождения гражданином военной службы по призыву (в случае указания в заявлении окончания срока прохождения гражданином военной службы по призыву); г) подтверждающие окончание срока отбывания гражданином наказания в исправительном учреждении (в случае указания в заявлении окончания срока отбывания гражданином наказания в исправительном учреждении). Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней, следующих со дня обращения гражданина либо представителя гражданина в уполномоченный орган с заявлением и документами, принимает решение о предоставлении гражданину жилого помещения (далее - решение о предоставлении) по основанию, предусмотренному пунктом 11 настоящего Порядка, либо решение об отказе в предоставлении гражданину жилого помещения (далее - решение об отказе) по основаниям, предусмотренным пунктом 12 настоящего Порядка. Решение о предоставлении либо решение об отказе принимается путем издания уполномоченным органом правового акта. Жилое помещение предоставляется гражданину Министерством экономического развития Республики Алтай по его месту жительства в соответствующем населенном пункте муниципального образования в <адрес> по его заявлению о предоставлении жилого помещения в письменной форме, утвержденной уполномоченным органом. Таким образом, судом установлено, что Министерство экономического развития Республики Алтай в установленном законом порядке и сроки осуществляет свои полномочия в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у Министерства экономического развития Республики Алтай отсутствовала реальная возможность исполнить требования исполнительного документа, а именно предоставить С.К.Г. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «<адрес>» Республики Алтай, при условии, что на территории муниципального образования «<адрес>» отсутствовали свободные жилые помещения специализированного жилого фонда, процедуры выделения денежных средств, приобретение жилья, оформление права собственности занимают длительное время. При таких обстоятельствах административное исковое требование Министерство экономического развития Республики Алтай об уменьшении размера исполнительского сбора 50 000 рублей, исходя из степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, подлежит удовлетворению и уменьшению до 37 500 рублей (на одну четверть). Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд Административное исковое заявление Министерства экономического развития Республики Алтай удовлетворить. Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Министерства экономического развития Республики Алтай по исполнительному производству №, с 50 000 рублей на одну четверть, то есть до 37 500 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай. Судья Е.Ю. Зрелкина Решение в окончательной форме принято 01 декабря 2020 года Суд:Горно-Алтайский городской суд (Республика Алтай) (подробнее)Судьи дела:Зрелкина Елена Юрьевна (судья) (подробнее) |