Решение № 2А-1378/2023 2А-1378/2023~М-684/2023 М-684/2023 от 14 июня 2023 г. по делу № 2А-1378/2023




24RS0033-01-2023-000881-69

дело №2а-1378/2023


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

14 июня 2023 года город Лесосибирск

Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Большакова А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-13782023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу,

У С Т А Н О В И Л:


Межрайонная ИФНС России №17 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1, просит взыскать недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере 134 рублей.

Свои требования мотивирует тем, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога. ФИО1 на праве собственности в течение 2014 года принадлежало транспортное средство HYNDAISOLARIS, 2011 года выпуска, гос.рег. знак №, право собственности было зарегистрировано в период с 15 февраля 2014 года по 24 октября 2014 года. Транспортный налог рассчитан за 09 месяцев владения 2014 года в размере 1338 рублей. В адрес ФИО1 по почте на адрес регистрации было направлено налоговое уведомление № от 14 марта 20-15 года, в соотвествии с которым в установленный срок (не позднее 01 октября 2015 года) необходимо было уплатить транспортный налог за 2014 год в общей сумме 1338 рублей. В указанный срок сумма налога не была уплачена. В соотвествии со ст. 69 НК РФ в адрес должника по почте было направлено требование от 30.10.2015 № об уплате налога в сумме 1338 рублей, которое до настоящего времени налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнено. Мировому судье судебного участка № 151 в г. Лесосибирске Красноярского края было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности в указанном размере. 26 сентября 2022 года мировым судьей судебного участка № 151 в г. Лесосибирске Красноярского края был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности. 07.11.2022 года мировым судьей судебного участка № 151 в г. Лесосибирске Красноярского края судебный приказ отменен, определение поступило в инспекцию 11.11.2022 г. В определении указано, что причиной для отмены судебного приказа явилось несогласие должника с суммой задолженности, не учтена льгота при расчете налога. После получения определения об отмене судебного приказа, налоговым органом рассмотрен вопрос о праве ФИО1 на льготу по транспортному налогу за 2014 год, по результатам которого 18.11.2022 г. налогоплательщику предоставлена льгота в размере 90% от начисленного налога (налог уменьшен на 1204 рубля), поскольку в соотвествии со тс. 356 НК РФ, п. 2 ст. 4 Закона Красноярского края от 08.11.2007 N3-6767 (ред. от 24.11.2022) «О транспортном налоге» физические лица, являющиеся пенсионерами в соотвествии с пенсионным законодательством РФ уплачивают транспортный налог в размере 10 процентов по отдельным транспортным средствам при соблюдении условий, установленных указанным пунктом Закона.

Административный ответчик уведомлен о рассмотрении дела в упрощенном порядке, возражения от него относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства, в суд не поступили.

Исследовав представленные доказательства, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 19 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, в том числе, административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно статье 48 НК РФ (ред. от 28.12.2017) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно статье 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога.

Согласно статье 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база в соответствии со статьей 359 НК РФ определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговый периодом согласно статье 360 НК РФ признается календарный год.

В силу статьи 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии со статьей 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в период с 15 февраля 2014 года по 24 октября 2014 года являлась собственником транспортного средства: автомобиля HYNDAISOLARIS, 2011 года выпуска, гос.рег. знак №.

В связи с наличием у ФИО1 в собственности указанного объекта налогообложения, она является плательщиком транспортного налога.

В связи с необходимостью уплаты налога за 2014 год, налоговым органом в адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление № от 14 марта 2015 года (то есть в срок, не позднее 30 дней до наступления платежа) об уплате в срок не позднее 01 октября 2015 года, транспортного налога за 2014 год в сумме 1338 рублей.

В направленном в адрес налогоплательщика налоговом требовании № по состоянию на 30 октября 2015 года ФИО1 предложено в срок до 27 января 2016 года уплатить задолженность по транспортному налогу в размере 1338 рублей, пени по транспортному налогу 10 рублей 69 копеек.

В силу статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Межрайонной ИФНС России №9 по Красноярскому краю мировому судье судебного участка №151 в г. Лесосибирске Красноярского края было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании указанной выше задолженности с ФИО1.

26 сентября 2022 года мировым судьей судебного участка №151 в г. Лесосибирске Красноярского края был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 вышеуказанной задолженности.

07 ноября 2022 года мировым судьей судебного участка №151 в г. Лесосибирске Красноярского края вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с поступившими возражениями от должника.

Из материалов дела следует, что общая сумма налогов и пени, подлежащих взысканию, не превысила 3000 рублей, на момент предъявления требования, срок исполнения требования установлен 27 января 2016 года, трёхлетний срок истек 27 января 2019 года.

При этом судебный приказ мировым судьей судебного участка №151 в г. Лесосибирске вынесен 26 сентября 2022 года, то есть с нарушением предусмотренного пунктом 2 статьи 48 НК РФ (в редакции на момент спорных правоотношений), срока.

В рассматриваемой ситуации налоговый орган должен был обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока исполнения, то есть не позднее 27 июля 2019 года.

Из материалов дела следует, что административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу лишь в сентябре 2022 года, то есть с пропуском установленного срока. Срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа истек.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений закона и обстоятельств административного дела прихожу к выводам, что обращение налогового органа в суд с заявлением о выдаче судебного приказа последовало за пределами шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, а потому требования Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу удовлетворению не подлежат.

Разъясняю положения статьи 294.1 КАС РФ, согласно которой суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 КАС РФ, судья,

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья А.В. Большакова



Суд:

Лесосибирский городской суд (Красноярский край) (подробнее)

Судьи дела:

Большакова А.В. (судья) (подробнее)