Решение № 2А-2826/2020 2А-2826/2020~М-2156/2020 М-2156/2020 от 10 ноября 2020 г. по делу № 2А-2826/2020Московский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) - Гражданские и административные Копия 39RS0004-01-2020-002916-25 Административное дело №2а-2826/2020 именем Российской Федерации 10 ноября 2020 года г.Калининград Московский районный суд г.Калининграда в составе председательствующего судьи Медведевой Е.Ю. при секретаре Безруковой Н.П. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по городу Калининграду к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, транспортному налогу Межрайонная инспекция ФНС России № по г.Калининграду (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1, указывая, что на налоговом учете состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, и в соответствии с п.1 ст.23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. С 27.06.2018 г. по настоящее время ФИО1 состоит на учете в Инспекции в качестве арбитражного управляющего и обязан уплачивать страховые взносы. Расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с <данные изъяты>. Ответчик должен был оплатить страховые взносы за 2018 г. на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г. и страховые взносы за 2018 г. на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с 01.01.2017г. до 09.01.2019г. В связи с неуплатой налогов в законно установленные сроки Инспекцией было выставлено требование № от 31.01.2019г. и направлено в адрес налогоплательщика, что подтверждается почтовым реестром направления. Также за несвоевременную уплату страховых взносов инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени. Согласно данным, полученным от органа осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств в налоговом периоде 2016-2017 г.г. за ответчиком были зарегистрированы транспортные средства, отраженные в налоговом уведомлении № от 04.07.2018г. В связи с неуплатой налогов в законно установленные сроки Инспекцией было выставлено требование № от 31.01.2019г. и направлено в адрес налогоплательщика, что подтверждается почтовым реестром направления. Кроме того, в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени. На основании заявления Инспекции мировым судьей 1-го судебного участка Московского района г.Калининграда 17.01.2020г. был вынесен судебный приказ №2а-150/2020. Ответчик подал возражения относительно его исполнения, в связи, с чем на основании ст.123.5 КАС РФ 11.02.2020г. судебный приказ был отменен. Однако задолженность по транспортному налогу и страховым взносам погашена не была. На основании изложенного просит взыскать с ФИО1, ИНН № недоимки по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные период, начиная с 01.01.2017г. налог в размере 2984,89 рублей, пени в размере 16,19 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженности по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017г.) налог в размере 13567,44 рублей, пени в размере 73,60 рублей; транспортный налог с физических лиц в размере 8123 рубля, пени в размере 120,83 рублей. Административный истец МИФНС России № 8 по городу Калининграду в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. Административный ответчик в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. Согласно телефонограмме от 10.11.2020г. полученной от административного ответчика следует, что он с требованиями не согласен, явиться в судебное заседание не сможет в связи с занятостью. Пояснил, что в Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области пропущен срок на взыскание с гражданина налогов в течение 6 месяцев, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока административный истец не обращался, поэтому требования не могут быть удовлетворены. С учетом положений ст.289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика. Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В силу п.2 ч. 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. В соответствии с положениями ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, установленные НК РФ. Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, а также о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п. 4). Как указано в п. 56 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом. Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Аналогичное требование содержится в ч.2 ст.286 КАС РФ. В соответствии с абз.2 п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз.3 п.2 ст.48 НК РФ). С учетом положений абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Согласно ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп.2 п.1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с ч. 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. Порядок исчисления сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. На основании п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса. Согласно абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. Пунктом п.1 ч. 1 НК РФ, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года. В соответствии с ч. 2 ст. 425 НК РФ тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой: 1) на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов; 2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента; 3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента. Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2465-О пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, определяя порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на первоначальное обращение в суд (с заявлением о выдаче судебного приказа) также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации; такой срок может быть также восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины (пункты 1 - 3 статьи 48). Таким образом, оспариваемое законоположение, вопреки утверждению заявителя, не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены. Судом установлено, что Межрайонной инспекцией ФНС России №8 по г.Калининграду налогоплательщику ФИО1 в 2018 году был исчислен транспортный налог на автомобили марки «<данные изъяты>» с государственным регистрационным номером № за налоговой период 2016-2017гг в размере № руб., «<данные изъяты> с государственным регистрационным номером № в размере № рублей, «<данные изъяты>» с государственным регистрационным номером № за налоговый период 2016-2017г. в размере № рублей, «<данные изъяты>» с государственным регистрационным номером № за налоговый период 2016-2017г. в размере № рублей, а всего № рубля. Кроме того, были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере № рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере № рублей. В адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление от 04.07.2018 года № о подлежащей уплате в срок не позднее 03.12.2018 года сумме транспортного налога за 2016-2017 год в размере № рублей. В связи с неуплатой указанного вида налога в адрес административного ответчика направлялось требование о его уплате № с указанием задолженности по состоянию на 31.01.2019 года в размере № рубля, пени в размере № рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере № рублей, пени в размере № рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере № рублей, пени в размере 16.19 рублей и необходимостью погашения долга в срок до 26.03.2019 года. Сумма налога, приведенная в налоговом уведомлении, согласуется с суммой задолженности по налогу, приведенной в требовании об уплате налога. Как налоговое уведомление, так и требование об уплате налога административному ответчику направлялись посредством почтовых отправлений, о чем административным истцом представлены соответствующие данные в виде списков исходящей корреспонденции. Административным ответчиком заявлено ходатайство о пропуске административным истцом срока обращения в суд с настоящим административным иском. Анализ приведенных выше положений п.п.2-3 ст.48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 года №1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.2 ст.48 или п.1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 года №479-О-О). Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. Анализируя изложенное, с учетом положений абз.2 п.2 ст.48 НК РФ, Инспекция обратилась в суд с настоящим административным иском с нарушением установленного шестимесячного срока обращения в суд со дня исполнения требования об уплате налога, по которому сумма подлежащего взысканию налога превысила 3 000 рублей. Так, общая сумма подлежащего взысканию налога превысила 3 000 рублей согласно требованию об уплате налога № с указанием срока исполнения до 26.03.2019 года, соответственно, крайний срок для обращения в суд с заявлением о взыскании – 26.09.2019 года. 13.01.2020 года Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, 17.01.2020г. был вынесен судебный приказ, отменен 11.02.2020г., соответственно, срок для обращения в суд с иском истек 11.08.2020 года. В Московский районный суд г. Калининграда инспекция с иском обратилась 10.08.2020г. согласно штампу на почтовом конверте. Таким образом, Инспекцией не соблюден установленный шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, требование о чем вытекает из смысла ст.204 Гражданского кодекса РФ и п.18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности». При таких обстоятельствах, само по себе соблюдение налоговым органом срока, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд в исковом порядке после отмены судебного приказа, не имеет правового значения, поскольку ранее налоговым органом уже был пропущен без уважительных причин срок, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, что и влечет невозможность взыскания задолженности. В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Пропуск срока обращения в суд исключает возможность удовлетворения требований независимо от обоснованности заявленных требований по существу. С учетом изложенного, суд находит исковые требования Инспекции о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу, страховым взносам на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по городу Калининграду к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, транспортному налогу оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г.Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2020 года. Судья <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Суд:Московский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) (подробнее)Судьи дела:Медведева Елена Юрьевна (судья) (подробнее)Судебная практика по:Исковая давность, по срокам давностиСудебная практика по применению норм ст. 200, 202, 204, 205 ГК РФ |