Решение № 12-2/2024 12-57/2023 от 22 января 2024 г. по делу № 12-2/2024Буйский районный суд (Костромская область) - Административное Дело № 12-2/2024 УИД 44RS0005-01-2023-001163-13 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. 22 января 2024 года Буйский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Ивановой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации городского округа г. Буй Костромской области на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального управления ФССП от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, Администрация городского округа г. Буй обратилась в суд с жалобой на постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности, вынесенного заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального управления ФССП КОА ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, за то, что администрация городского округа, в установленный судебным-приставом срок не исполнила требование не имущественного характера, а именно не предоставила жилое помещение МДА. Полагают, что принятое решение является незаконным, поскольку вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения отсутствует в связи со следующим: городской округ г. Буй наделен отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на основании Закона Костромской области от 29.12.2014 №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому органы государственной власти при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий обязаны обеспечивать органам местного самоуправления передачу из областного бюджета финансовых средств в виде субвенций. Со ссылкой на ч. 5 ст. 19 и ч. 3 ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полагают, что они могут нести ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. На вышеназванные цели в ДД.ММ.ГГГГ году городскому округу г. Буй Костромской области из бюджета Костромской области были выделены субвенции в сумме 15 918 254 рублей 90 копеек, на которые приобретены 14 жилых помещений для детей-сирот, согласно сформированного в администрации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Очередность в Списке определена датой вступления в законную силу решений суда. В настоящее время в администрации городского округа г. Буй на исполнении находится 15 решений суда, очередь МДА в реестре за №. Возможности исполнить судебные решения за счет собственных средств в администрации городского округа не имеется, поскольку бюджет дотационный, кроме того считают, что такая обязанность действующим законодательством не предусмотрена. Полагают, что администрацией городского округа г. Буй приняты все возможные меры по выполнению решения суда о предоставлении жилого помещения МДА, поэтому в действиях администрации состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ не имеется. В связи с чем просили вынесенное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В судебное заседание юридическое лицо своего представителя не направили, прислали ходатайство с просьбой рассмотреть жалобу без участия их представителя. Свои доводы, изложенные в жалобе, поддержали полностью. Просили суд приобщить к материалам дела следующие документы: реестр судебных решений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, реестр судебных решений с субвенциями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, информации об исполнений субвенций за ДД.ММ.ГГГГ года, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ годов, письмо Департамента строительства, ТЭК и ЖКХ, которые приобщены к материалам дела. Лицо, вынесшее постановление - заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального управления ФССП КОА, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, о чем свидетельствует уведомление о вручении извещения. В связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствии указанных лиц. В суде установлено: Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – администрация городского округа г. Буй привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, за то, что она нарушила законодательство об исполнительном производстве, поскольку в срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнила в полном объеме требование заместителя начальника – заместителя старшего судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ по возбужденному исполнительному производству, а именно не предоставила МДА по договору найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда г. Буй с учетом нормы предоставления площади жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Буй из муниципального специализированного жилищного фонда г. Буй. Часть 2 статьи 17.15 предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей. Из представленных по запросу суда, материалов дела № об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ по делу № года Буйским районным судом выдан исполнительный лист серии ФС №, в соответствии с которым орган местного самоуправления в лице администрации г.о.г. Буй обязано предоставить МДА, на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда городского округа город Буй с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа город Буй, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда городского округа город Буй Костромской области. На основании данного документа ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации городского округа город Буй. Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения в течение пяти дней со дня получения копии постановления. В связи с неисполнением в установленный срок требования, содержащегося в постановлении о возбуждении исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлен новый срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Также в материалах дела имеется требование об установлении еще одного срока для добровольного исполнения вышеуказанного решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. В ответе на последнее требование администрация городского округа город Буй указывала, что предоставить ребенку-сироте МДА жилое помещение в указанный в требовании срок не представляется возможным. В связи с тем, что в 2023 году на указанные цели бюджету городского округа из бюджета Костромской области выделено субвенций в размере 15 918 254 рублей за счет которых приобретено и предоставлено детям сиротам 14 жилых помещений. Субвенции использованы в полном объеме. На ДД.ММ.ГГГГ на исполнении в городском округе г. Буй находилось 12 вступивших в законную силу решений суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам (очередь МДА в реестре судебных решений №). Жилое помещение будет предоставлено МДА после перечисления городскому округу г. Буй из бюджета Костромской области субвенций на эти цели. Отражено, что предоставить жилое помещение за счет муниципального жилищного фонда не представляется возможным, так как в муниципальном жилищном фонде не имеется свободных жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным для жилых помещений, предоставляемых сиротам. В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов. Статьей 6 названного выше Федерального Закона установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В силу положений ст. 105, 113 данного Федерального Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Законом Костромской области от 29.12.2014 №620-5-ЗКО (в редакции от 26.04.2022 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия). Согласно ст. 3 данного закона государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления включают в себя: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью, у юридических лиц, заключивших в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности договор о комплексном развитии территории, предусматривающий строительство стандартного жилья для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет; принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда, в случае смерти детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым были предоставлены жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения и заключении с их несовершеннолетними детьми и супругом (супругой), которые были вселены в такое жилое помещение, договора социального найма в отношении данного жилого помещения; выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок. В рамках исполнений указанных полномочий органы местного самоуправления имеют права и несут обязанности, установленные в ст. 4 данного ЗКО. В том числе имеют право на: 1) финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области субвенций из областного бюджета; 2) получение в органах государственной власти Костромской области консультативной и методической помощи по вопросам осуществления переданных государственных полномочий; 3) принятие муниципальных правовых актов по вопросам реализации переданных государственных полномочий; 4) дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований. А также несут обязанности, установленные ч. 2 данной статьи, а именно: 1) использовать выделенные для осуществления переданных государственных полномочий финансовые средства по целевому назначению; 2) представлять органам государственной власти Костромской области в установленные ими сроки необходимую информацию и отчетность, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий и использованием выделенных на эти цели финансовых средств; 3) в случае прекращения осуществления переданных государственных полномочий возвратить неиспользованные финансовые средства; 4) соблюдать законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищное и бюджетное законодательство, законодательство о контрактной системе в сфере закупок. Исходя из вышеприведенного ЗКО данный Закон регулирует взаимоотношения между субъектом и муниципальным образованием, а согласно исполнительного документа и постановления о возбуждении исполнительного производства решением суда обязанность предоставления жилого помещения МДА возложена на администрацию городского округа г. Буй, которая никаких активных действий по исполнению решения суда не принимала, ожидая поступления субвенций из бюджета. Согласно материалам дела, начиная с момента возбуждения исполнительного производства, после взыскания исполнительского сбора и до вновь установленного срока- ДД.ММ.ГГГГ для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе со стороны администрации не усматривается принятие всех зависящих от нее мер и возможностей, в том числе связанных с получением необходимого финансирования, по исполнению решения суда. Так к администрации субъекта о выделении дополнительной субвенции для исполнения решения суда в части обеспечения жилым помещением МДА администрация городского поселения не обращалась. Доказательств обратному заявителем не представлено. Вопрос о возможности предоставления квартиры за счет собственных средств муниципальным образованием не рассматривался, не смотря на положения пункта 4 части 1 статьи 4 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 года N 620-5-ЗКО о праве органов местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований. Наличие в материалах дела справки о дефицитности бюджета и муниципальном долге не является доказательством отсутствия вины администрации городского округа г. Буй в неисполнении решения суда. В связи с чем только лишь отсутствие или недостаточность соответствующих субвенций из областного бюджета, дефицит бюджета муниципального образования городского округа город Буй не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, исключающих виновность в совершении рассматриваемого административного правонарушения. Заявителем доказательств того, что для исполнения решения суда о предоставлении МДА жилого помещения, со стороны администрации городского округа г. Буй в соответствии с порядком и сроками составления проекта собственного бюджета или бюджета субъекта, осуществлялись действия, направленные на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления в необходимом количестве и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись не представлено. При таких обстоятельств суд полагает, что администрация городского округа г. Буй, являясь должником по возбужденному исполнительному производству не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в виде предоставления жилого помещения ребенку-сироте МДА Постановление вынесено надлежащим должностным лицом, в пределах его полномочий. Порядок привлечения к административной ответственности юридического лица соблюден. Вместе с тем вынесенное постановление подлежит изменению по следующим основаниям: Как указывалось выше частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником требований судебного пристава-исполнителя после наложения административного штрафа. Однако в представленных суду материалах сведений о привлечении администрации городского округа г. Буй к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не имеется, ни в протоколе о совершении административного правонарушения, ни в постановлении о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ не указано когда и при каких обстоятельства администрация городского округа привлекалась к административной ответственности по факту неисполнения требования судебного пристава-исполнителя о предоставлении жилого помещения МДА и ему назначалось наказание в виде штрафа. Учитывая изложенное суд полагает, что вынесенное постановление подлежит изменению, действия юридического лица должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ - неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора с назначением наказания в виде штрафа, с учетом отсутствия отягчающих обстоятельств в минимальных пределах санкции статьи, т.е. в размере 30 000 рублей. На основании п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении администрации городского округа г. Буй к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ изменить. Действия администрации городского округа <адрес> по факту не исполнения требований судебного пристава-исполнителя о непредоставлении жилого помещения МДА переквалифицировать на ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей. В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу юридического лица без удовлетворения. Председательствующий: О.Ю.Иванова Суд:Буйский районный суд (Костромская область) (подробнее)Судьи дела:Иванова Ольга Юрьевна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |