Решение № 2А-1287/2024 2А-1287/2024~М-446/2024 М-446/2024 от 27 февраля 2024 г. по делу № 2А-1287/2024




Дело № 2а-1287/2024

УИД №


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

27 февраля 2024 года город Пермь

Кировский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Рогатневой А.Н.,

при секретаре судебного заседания Королько Л.И.,

с участием помощника прокурора Патрушевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю о помещении в Центр временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми подлежащего депортации ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:


Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении в Центр временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми подлежащего депортации ФИО1, сроком на 90 суток.

В обоснование требований административного искового заявления указано, что ФИО1 приговором Мытищинского городского суда Московской области от 12 декабря 2018 года осужден по ....... Уголовного кодекса Российской Федерации к 5 годам 11 месяцам лишения свободы, содержался в Федеральном казенном учреждении «№», освободился 22 февраля 2024 года.

В отношении ФИО1 вынесено распоряжение Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации от 21 декабря 2022 года № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

После освобождения из мест лишения свободы 22 февраля 2024 года на основании пункта 9.3 статьи 31 Закона № 115-ФЗ по решению Главного управления Министерства внутренних дел по Пермскому краю гражданин Республики Таджикистан ФИО1 помещен на срок до 48 часов для исполнения решения о депортации в Центр временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми. За указанное время исполнить данное решение о депортации не представилось возможным. Законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации ФИО1 не имеет. Также административным истцом заявлено требование об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Административный истец Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Административный ответчик ФИО1 извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Центр временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав заключение помощника прокурора Патрушевой О.С., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении).

Правовые основания и порядок временного помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, предусмотрены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции). Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации, находится на территории Кировского района города Перми, что свидетельствует о том, что настоящее административное дело подсудно Кировскому районному суду города Перми.

В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно статьи 1 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, и их территориальными органами при осуществлении контроля за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства таких решений устанавливается совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

В силу статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 статьи 31 указанного Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Из материалов дела следует, что ФИО1, приговором Мытищинского городского суда Московской области от 12 декабря 2018 года признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ....... Уголовного кодекса Российской Федерации на срок 6 лет 1 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима /л.д. 5-6, 13-14/.

ФИО1 освобожден 22 февраля 2024 года.

В отношении ФИО1 вынесено распоряжение Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации от 21 декабря 2022 года № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации ФИО1 в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы /л.д. 7, 15/.

Указанное распоряжение, принятое в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», недействующим не признано, в установленном законом порядке не отменено.

22 февраля 2024 года заместителем начальника Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю утверждено решение о депортации ФИО1 за пределы Российской Федерации /л.д. 8, 16/.

Решением заместителя начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю от 22 февраля 2024 года ФИО1 был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел по городу Перми на срок 48 часов для исполнения решения о депортации /л.д. 9-10, 17-18/.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что находясь без законных на то оснований на территории Российской Федерации, ФИО1 осужден за совершение преступлений против ....... суд приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных законодательством, для помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение.

Пребывание ФИО1 на территории Российской Федерации вне специально отведенных мест, предусмотренных для данной категории иностранных граждан, представляет реальную угрозу общественному порядку и общественной безопасности, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Каких-либо доказательств, препятствующих пребыванию ФИО1 в Центре временного содержания иностранных граждан Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю, в материалы дела не представлено.

Помещение иностранного гражданина, либо лица без гражданства в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное его перемещение через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного депортацией.

Учитывая изложенные обстоятельства, наличие в отношении ФИО1 решения о депортации за пределы Российской Федерации, которое в установленном законом порядке не отменено и не признано недействующим, а также тот факт, что административный ответчик не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, суд полагает, что административное исковое заявление Главного управления Министерства внутренних дел по Пермскому краю о временном размещении в специальном учреждении иностранного гражданина ФИО1 подлежит удовлетворению.

Поскольку помещение иностранного гражданина в специальное учреждение связано с ограничением его свободы, суд, принимая во внимание необходимость обеспечения судебного контроля за законностью и обоснованностью действий Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю по депортации иностранного гражданина, в целях недопущения его чрезмерного пребывания в условиях специального учреждения вследствие неоправданных задержек осуществления процедуры депортации, полагает необходимым поместить его в специальное учреждение до исполнения решения о депортации, но не более чем на три месяца, то есть по 22 мая 2024 года включительно, что не лишает административного истца, в том числе, применительно к положениям главы 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайствовать в последующем о продлении срока при наличии достаточных к тому оснований.

При этом данный вывод суда полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17 февраля 1998 года № 6-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» с учетом статьи 22, частей 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку полагает, что замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

Руководствуясь статьями 175-180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


административное исковое заявление Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить.

Поместить ФИО1 в Центр временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми, расположенный по <адрес>, до исполнения решения о депортации от 22 февраля 2024 года, вынесенного Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю, но не более чем на три месяца, то есть по 22 мая 2024 года.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение суда в течение десяти дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.

Мотивированное решение составлено 27 февраля 2024 года.

Судья А.Н. Рогатнева



Суд:

Кировский районный суд г. Перми (Пермский край) (подробнее)

Судьи дела:

Рогатнева Анастасия Николаевна (судья) (подробнее)