Решение № 2А-715/2024 2А-715/2024~М-3700/2023 М-3700/2023 от 21 февраля 2024 г. по делу № 2А-715/2024




Дело № 2а-715/2024

34RS0004-01-2023-005515-64


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего Рудковой Н.Г.,

при секретаре Федоровой А.В.,

21 февраля 2024 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества «Перекресток культур» о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:


Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском к автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества «Перекресток культур» о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что 07.03.2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области принято решение о государственной регистрации автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества «Перекресток культур». Сведения об Организации в ЕГРЮЛ внесены ДД.ММ.ГГГГ за ОРГН №, ИНН №.

Управлением установлены нарушения организацией, действующего законодательства РФ, выразившиеся в непредставлении организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Кроме того, организацией в нарушение требований пунктов 3-3.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ не разместила в сети интернет либо не представила в уполномоченный орган отчеты за 2021-2022 годы: о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001 и о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности в срок до 15.04.2022, до 15.04.2023.

По данному факту Управлением в адрес организации были направлены заказные информационные письма от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № с предложением в срок до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения.

Письма направленные в адрес автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества «Перекресток культур» получены не были, информация о смене адреса Организации и соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган в Управление не поступали, таким образом автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества «Перекресток культур» нарушены требования действующего законодательства РФ.

По этим основаниям административный истец просит суд ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Центр развития творчества «Перекресток культур» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил ходатайство в котором просит рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица МИФНС России №11 по Волгоградской области, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Представитель автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества «Перекресток культур» будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не представил.

При таких данных, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд принял решение о рассмотрении дела без их участия.

Исследовав материалы административного дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях, Федеральный закон N 82-ФЗ), который в статье 7 называет общественное движение, как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.

В соответствии с частью 1 статьи 29 названного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях, Федеральный закон N 7-ФЗ), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Часть 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части 5 названной статьи; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Исходя из подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, таким органом является Минюст России.

В силу подпункта 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года № 26 к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлением о ликвидации, в том числе общественных объединений и их структурных подразделений.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу части 1 статьи 26, частей 1, 3 статьи 44 Закона об общественных объединениях общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации в случаях нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Таким образом, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут повлечь наступление такой меры правовой ответственности, как ликвидация общественного объединения по решению суда.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (пункт 26); неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Не устранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого не устранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов (пункт 27); под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий (пункт 28); неустранение в срок нарушений, послуживших причиной для приостановления деятельности объединения граждан, является самостоятельным основанием для его ликвидации или запрета деятельности. Такие нарушения не могут расцениваться судом как неоднократные или грубые нарушения закона либо как систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям (пункт 29).

В судебном заседании установлено, что 07.03.2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области принято решение о государственной регистрации автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества «Перекресток культур».

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.12.2023 года, автономная некоммерческая организация «Центр развития творчества «Перекресток культур», зарегистрирована в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, расположен по адресу: <адрес>, (ИНН №, КПП №,постановлен на учет в налоговом органе 14.03.2017 года), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 11.12.2023 и копией устава автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества «Перекресток культур», утвержденного решением единственного учредителя автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества «Перекресток культур» от ДД.ММ.ГГГГ, решением № от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что Организация в нарушение требований пунктов 3-3.2 статьи 32 Закона № – ФЗ не разместила в сети Интернет либо не представила в уполномоченный орган отчет за 2021-2022 год: о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001 и о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности в срок до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04,2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», пунктом 4 по заполнению методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации от 17.03.2011 № 81 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций» указанные сведения могут быть представлены в Минюст России или его соответствующий территориальный орган непосредственно, в виде почтового отправления с описью вложения либо путем размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru), в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

На основании факта нарушения организацией ст. 32 Закона № 7-ФЗ, управлением в адрес организации были направлены информационные письма от 03.08.2022 года №34/03-7139, от 29.05.2023 №34/03-4232 с указанием срока устранения указанного нарушения законодательства РФ до 09.09.2022, до 28.06.2023 года.

В соответствии с ч.1 ст.5 ФЗ от 08.08.2001 №129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.

При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

В нарушение подпунктов 1, 4 пункта 5 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, предусматривающих право уполномоченного органа и его должностных лиц запрашивать у органов управления некоммерческой организации необходимые документы, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, фондом не исполнены требования контролирующего органа, изложенные в вышеуказанных предупреждениях.

Согласно п.7 ст.32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ “О некоммерческих организациях” Организации необходимо информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 закона 129 ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течении 3 дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Судом также установлен, что все письма направленные в адрес автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества «Перекресток культур» получены не были, информация о смене адреса Организации и соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган в Управление не поступали, таким образом автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества «Перекресток культур» нарушены требования действующего законодательства РФ.

С учетом изложенного, суд считает, что автономная некоммерческая организация «Центр развития творчества «Перекресток культур» не разместила в сети интернет либо не представила в уполномоченный орган отчет за 2021-2022 годы.

При таких данных, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик не разместил в сети интернет либо не представил в уполномоченный орган отчет за 2021-2022 годы: о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001 и о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности.

Таким образом, установлено, что административным ответчиком совершено грубое нарушение действующего законодательства, которое носит неустранимый характер, что в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ является основанием для ликвидации некоммерческой организации.

При таких обстоятельствах, требования административного истца о ликвидации автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества «Перекресток культур» и исключении сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к автономной некоммерческой организации «Центр развития творчества «Перекресток культур» о ликвидации общественной организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.

Ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Центр развития творчества «Перекресток культур» и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г.Волгограда в течении месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Н.Г.Рудкова

Мотивированное решение составлено 01 марта 2024 года.

Председательствующий судья: Н.Г.Рудкова



Суд:

Красноармейский районный суд г. Волгограда (Волгоградская область) (подробнее)

Судьи дела:

Рудкова Надежда Георгиевна (судья) (подробнее)