Решение № 2-4424/2020 2-4424/2020~М-3574/2020 М-3574/2020 от 27 октября 2020 г. по делу № 2-4424/2020




УИД 63RS0038-01-2020-005003-92

ЗАОЧНОЕ
Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2020 года г.о.Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе

Председательствующего судьи Меркуловой Т.С.,

при секретаре Ломакиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4424/2020 по иску Департамента градостроительства г.о.Самара к ФИО1 о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, обязании осуществить его снос,

Установил

Департамент градостроительства г.о.Самара обратился в суд с иском к ответчику о сносе самовольной постройки, мотивируя свои требования тем, что в Департамент градостроительства городского округа Самара поступило уведомление от Государственной инспекции строительного надзора Самарской области от 12.09.2019 № № о выявлении самовольной постройки на земельном участке, расположенном по адресу: ФИО2 <адрес>Б. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: ФИО2 <адрес> Б, с кадастровым номером № с разрешенным видом использования «для жилищного строительства» принадлежит на праве собственности ФИО1 На земельном участке с кадастровым номером № зарегистрирован жилой дом с кадастровым номером № этажность 3, площадь 270,6 кв. м., год завершения строительства 2013, собственность на который зарегистрирована за ФИО1, государственная регистрация № № от 18.06.2014. Согласно акту проверки (осмотра) от 12.09.2019г., составленному должностным лицом государственной инспекции строительного надзора Самарской области, установлено, что на вышеуказанном земельном участке возведен трёхэтажный объект капитального строительства, имеющий признаки объекта индивидуального жилищного строительства. В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, ФИО1 является застройщиком указанного объекта капитального строительства. Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД, земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), частично в зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61. Основным видом разрешенного использования земельного участка в зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4) является размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства. Однако размещение жилого дома, не относится к основным видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны Р-4, что свидетельствует о нарушении ответчиком правил градостроительного зонирования. Кроме того, в соответствии со сведениями, содержащимися ИСОГД, схемой №1 Основной чертеж, Проектное решение Генерального городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539 (в редакции решения Думы городского округа Самара от 04.12.2019 № 477), земельный участок расположен в зоне существующего естественного ландшафта, в пределах 30-ти и 50-ти метровой зоны от границ Самарского лесничества, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 01.06.2018 № 462. Ответчиком спорное строение возведено в нарушение требований закона, при прямом запрете возведения капитальных строений в противопожарных зонах лесов. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просят суд признать самовольной постройкой объект капитального строительства – трехэтажный жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ФИО2 <адрес>Б на земельном участке с кадастровым номером №. Обязать ФИО1 осуществить за свой счет и своими силами снос самовольно возведенного объекта капитального строительства трехэтажного жилого дома с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ФИО2 <адрес>Б на земельном участке с кадастровым номером № в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного акта по данному делу. В случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трёх месяцев с момента вступления его в законную силу предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить снос с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась. О дне судебного заседания извещена надлежащим образом. Причины неявки суду не известны. Заявлений и ходатайств суд не поступало.

Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии со ст. 35 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Верховный Суд Российской Федерации в пп. 67 - 68 Постановления Пленума от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Ст. 165.1 ГК Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

При этом неявка ответчика в почтовое отделение за получением заказной корреспонденции на ее имя является выражением воли последней, и свидетельствует об уклонении от извещения о времени и месте рассмотрения дела в суде, при таких обстоятельствах с учетом положений ст. 165.1 п. 1 ГК РФ извещение считается доставленным адресату.

Возвращенная в адрес суда корреспонденция, неполученная ответчиком, неоднократно не явившегося в почтовое отделение, свидетельствует о том, что ответчик тем самым выразил свою волю на отказ от получения судебных повесток, что приравнивается к надлежащему извещению (ст. 117 ГПК РФ).

Судом были предприняты все возможные меры по извещению ответчика.

С учетом изложенного, исходя из положений ст. ст. 117, 118 ГПК РФ, ответчик о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о причине своей неявки суду не сообщила, письменных ходатайств об отложении дела слушанием с приложением документов, свидетельствующих об уважительности неявки в судебное заседание не подавала, при таких обстоятельствах в соответствии с положениями п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Рассмотрение дела судом в отсутствие ответчика отвечает задачам гражданского судопроизводства, состоящим в правильном и своевременном рассмотрении и разрешении гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан (ст. 2 ГПК РФ), а также требованиям ст. 12 ГПК РФ, в соответствии с которыми, суд оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел, и не может свидетельствовать о нарушении прав ответчика.

С учетом мнения представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного производства, о чем судом вынесено соответствующее определение.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области, Государственной инспекции строительного надзора, Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара в судебное заседание не явились. О дне слушания дела извещены правильно и своевременно. Заявлений и ходатайств суд не поступало.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным провести разбирательство дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земля промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения: 4) земли особо охраняемых территории и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда: 7) земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).

Согласно частям 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно статье 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно- бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ информационная система обеспечения градостроительной деятельности представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Департамент градостроительства городского округа Самара является уполномоченным органом в сфере градостроительства, в том числе по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и предоставлению сведений из нее (в соответствии со статьей 28 Устава городского округа Самара).

Как следует из материалов дела, в Департамент градостроительства городского округа Самара поступило уведомление от Государственной инспекции строительного надзора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № о выявлении самовольной постройки па земельном участке, расположенном по адресу: ФИО2 <адрес>Б.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: ФИО2 <адрес> Б, с кадастровым номером № с разрешенным видом использования «для жилищного строительства» принадлежит на праве собственности ФИО1 На земельном участке с кадастровым номером 63:01:0207001:24 зарегистрирован жилой дом с кадастровым номером №, этажность 3, площадь 270,6 кв. м., год завершения строительства 2014, собственность на который зарегистрирована за ФИО1, государственная регистрация № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД, земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), частично в зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, правилами устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Основным видом разрешенного использования земельного участка в зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4) является размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.

Однако размещение жилого дома, не относится к основным видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны Р-4, что свидетельствует о нарушении ответчиком правил градостроительного зонирования.

Несоответствие строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено, является достаточным основанием дли того, чтобы признать постройку самовольной и возложить на лицо, которое возвело эту постройку, обязанность снести ее.

Кроме того, в соответствии со сведениями, содержащимися ИСОГД, схемой №1 Основной чертеж, Проектное решение Генерального городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539 (в редакции решения Думы городского округа Самара от 04.12.2019 № 477), земельный участок расположен в зоне существующего естественного ландшафта, в пределах 30-ти и 50-ти метровой зоны от границ Самарского лесничества, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 01.06.2018 № 462.)

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами. пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ определено, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территории, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 35 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно- деловые. производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных: объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (часть 11), а также зоны особо охраняемых территорий.

Согласно части 12 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Таким образом, территории зон существующего естественного ландшафта не предусмотрены для застройки индивидуальными жилыми домами.

Отношения в области пожарной безопасности регулирует Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ и иные нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно статье 1 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Технического регламента.

Таким образом, в силу прямого указания в законе реализация мер пожарной безопасности является обязанностью органа местного самоуправления.

Подпунктом 6 статьи 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил. нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию здании, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В силу статьи 69 Технического регламента противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара, в частности, от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных вне территории лесничеств (лесопарков).

Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара па объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 (далее Приказ № 288). установлено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м., а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройки, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) не менее 30м.

Таким образом, Приказом № 288 обозначены минимальные расстояния, на которых для застройки городских поселений будут обеспечены требования Технического регламента.

В соответствии с пунктом 79 правил противопожарного режима в РФ, установленных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

В соответствии со статьей 69 Технического регламента противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12. 15. 17. 18. 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьи 93 настоящего Федерального закона.

Таким образом, требования указанного пункта являются безусловными требованиями пожарной безопасности, которые должны исполняться.

В соответствии с пунктом 1.1 СП 4.13130 названный свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара. СП 4.13130 введен в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 № 288 с 29.07.2013.

Ответчиком спорное строение возведено в нарушение вышеуказанных требований, при прямом запрете возведения капитальных строений в противопожарных зонах лесов.

В соответствии е положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешении на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 595-0-П самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.

По смыслу статей 2, 51, 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдаются в подтверждение того обстоятельства, что указанный объект не представляет какой- либо угрозы жизни и здоровью граждан.

На основании части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются па основании разрешения па строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлены перечень объектов, выдача разрешения на строительство которых не требуется.

Как следует из материалов дела, жилой дом с кадастровым номером 63:01:0207001:1207 завершен строительством в 2013 году, право собственности зарегистрировано 18.06.2014г.

Статья 51.1 Градостроительного кодекса РФ «уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» введена в действие Федеральным законом от 03.08.2018 № 540-ФЗ и действует с 04.08.2018.

На момент возведения данного объекта капитального строительства для строительства жилого дома необходимо получение разрешения на строительство.

Однако с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорного объекта в уполномоченный орган ответчик не обращался.

Таким образом, спорный объект не может считаться возведенным с соблюдением градостроительного и строительного законодательства, следовательно, не может быть признан не создающим угрозу жизни и здоровью граждан.

Одним из документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, является градостроительный план земельного участка.

Согласно части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдастся в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Частью 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в градостроительном плане земельного участка содержится, в том числе информация о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства: об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью пли частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территории, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения па ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Однако ответчиком ни градостроительный план земельного участка, ни разрешение на строительство и ввод, объекта в эксплуатацию на спорный объект получены не были.

Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Согласно пунктам 1, 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Статья 11 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Предъявление иска о приведении самовольной постройки в соответствие с требованиями в данном случае связано не с нарушением гражданского права конкретного лица, а с нарушением прав и законных интересов неограниченного круга лиц.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд считает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования Департамента градостроительства г.о.Самара к ФИО1 о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, обязании осуществить его снос, удовлетворить.

Признать самовольной постройкой объект капитального строительства – трехэтажный жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ФИО2 <адрес>Б на земельном участке с кадастровым номером №.

Обязать ФИО1 осуществить за свой счет и своими силами снос самовольно возведенного объекта капитального строительства трехэтажного жилого дома с кадастровым номером 63:01:0207001:1207, расположенный по адресу: ФИО2 <адрес>Б на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0207001:24 в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного акта по данному делу.

В случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трёх месяцев с момента вступления его в законную силу предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить снос с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение суда изготовлено 03.11.2020г.

Председательствующий: Т.С. Меркулова



Суд:

Кировский районный суд г. Самары (Самарская область) (подробнее)

Истцы:

Департамент градостроительства городского округа Самара (подробнее)

Ответчики:

Потякина Т.И. (подробнее)

Судьи дела:

Меркулова Т.С. (судья) (подробнее)