Решение № 2А-268/2023 2А-268/2023~М-234/2023 М-234/2023 от 17 августа 2023 г. по делу № 2А-268/2023Пограничный районный суд (Приморский край) - Административное Дело № 2а-268/2023 УИД – 25RS0025-01-2023-000341-51 Именем Российской Федерации 17 августа 2023 года пгт. Пограничный Пограничный районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Билле И.П., при секретаре Крохиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о признании решения начальника отделения по Ханкайскому муниципальному округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» об отказе в выплате материальной помощи за полученное тяжелое ранение в сумме 600 000 рублей незаконным, обязать начальника отделения по Ханкайскому муниципальному округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» повторно рассмотреть вопрос о выплате материальной помощи за тяжелое ранение, ФИО1 обратился в суд с иском о признании решения начальника отделения по Ханкайскому муниципальному округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» об отказе в выплате материальной помощи за полученное тяжелое ранение в сумме 600 000 рублей, изложенное в Уведомление № 223081 от 30.03.2023 незаконным, обязать начальника отделения по Ханкайскому муниципальному округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» повторно рассмотреть вопрос о выплате материальной помощи за тяжелое ранение В обосновании указал, ФИО1, состоящий на воинском учете в военном комиссариате <адрес> в соответствии с Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ был призван на военную службу по мобилизации. На основании приказа командира войсковой части № с 25.09.2022 рядовой запаса ФИО1 был зачислен в списки личного состава войсковой части № <адрес> и приобрел статус военнослужащего. С 24.09.2022 ФИО1, будучи военнослужащим войсковой части №, был направлен для выполнения специальных задач в зону проведения специальной военной операции. 24.10.2022 находясь в зоне проведения специальной военной операции, ФИО1 в результате артиллерийского обстрела получил травму в виде компрессионного перелома позвоночника с клиновидной деформацией. В соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 855 – ранение признано тяжелым. В соответствии с пп. «а» п. 1.1 «Порядка оказания материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Приморского края отдельным категориям граждан в связи с проведением специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, Украины, а также отдельным категориям граждан в связи с проведением частичной мобилизации", утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 22.03.2022 года № 156-пп ФИО1 положена материальная помощь в размере 600 000 руб. С целью получения данной помощи ФИО1 обратился через структуру МФЦ Приморского края к административному ответчику предоставив необходимый пакет документов. 04.04.2023 ФИО1 получил решение № 223081 от 30.03.2023 согласно которого, ему отказано в выплате материальной помощи, так, по мнению административного ответчика ФИО1 относится к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы после 20.09.2022 года. Административный истец с данным решением не согласен, решение нарушает его право на гарантированную государством материальную помощь. ФИО1 на дату получения ранения являлся военнослужащим, прописан в Приморском крае, контракт о прохождении военной службы после 20.09.2022 не подписывал, соответственно он относится к категории лиц, указанных в пп. «а» п. 1.1 и имеет право на получение материальной помощи в размере 600 000 руб., решение административного ответчика незаконно. ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще – повесткой. Представитель административного истца ФИО2 (по доверенности) на требованиях настояла, суду пояснила, что ФИО1 был призван на военную службу по мобилизации, в период прохождения военной службы получил тяжелое ранение. Контракт о прохождении военной службы не подписывал и не заключал, о чем свидетельствует справка командира войсковой части. Порядок подписания контракта урегулирован в ст. 32 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Иное толкование закона нарушает права административного истца. Процессуальный срок административным истцом не пропущен, уведомление об отказе в получении материальной помощи ФИО1 получил через МФЦ 04.04.2023 года, что подтверждается штампом на документе. По мнению представителя административного истца, указанный спор подлежит рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства, поскольку заявлены требования о признании решения должностного лица, наделенного властными полномочиями, незаконным. Представитель отделения по Ханкайскому муниципальному округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» ФИО3 (по доверенности) с заявленными требованиями не согласилась, в суд представила письменные возражения, из которых следует, что Правительством Приморского края постановлением от 22.03.2022 № 156-пп утвержден Порядок оказания материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Приморского края отдельным категориям граждан в связи с проведением специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, Украины, а также отдельным категориям граждан в связи с проведением частичной мобилизации. Подпунктом «а» п. 2 Порядка (в редакции постановления от 03.10.2022 № 669-пп, действовавшего до 01.04.2023), определено, что право на материальную помощь в размере 600 000 руб. имели постоянно проживающие на территории Приморского края или зарегистрированные по месту дислокации воинских частей, территориальных органов Росгвардии на территории Приморского края на дату получения увечья: военнослужащие, сотрудники Росгвардии, принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, Украины, и лица, принимавшие на добровольной основе участие в боевых действиях при выполнении задач в ходе проведения СВО, получившие легкое или тяжелое увечье (ранение, контузию, травму) в результате участия в СВО, за исключением военнослужащих, сотрудников Росгвардии, заключивших контракт о прохождении военной службы после 20.09.2022 года. П. 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», вступившего в законную силу 21.09.2022 определено, граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. Из смысла, содержания и буквального толкования нормы (пп. «а» п. 2 Порядка, действовавшего до 01.04.2023), следует, что административный истец имел право на материальную помощь, в случае если он стал военнослужащим до 20.09.2022. ФИО1, призван на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации 25.09.2022, проходил военную службу в войсковой части 82588 и 24.10.2022 получил тяжелое увечье при участии в СВО. Поскольку ФИО1 призван по мобилизации (приравнен к лицу, заключившему контракт) после 20.09.2022, то право на указанную выплату у него не возникает. Представитель заинтересованного лица войсковая часть № в судебное заседание не явился, извещен надлежаще – повесткой. Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и круга лиц, нуждающихся в них. Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по установлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 76) установлено, что по вопросам, не относящимся к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В силу ст. 31, п. 6 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Правительство Приморского края вправе самостоятельно определять направления расходования средств из краевого бюджета, виды и Порядок предоставления мер социальной поддержки и определять круг лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки за счет средств краевого бюджета. Правительством Приморского края постановлением 22.03.2022 № 156-пп утвержден Порядок оказания материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Приморского края отдельным категориям граждан в связи с проведением специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, Украины, а также отдельным категориям граждан в связи с проведением частичной мобилизации. 16.11.2022 на основании постановления Правительства Приморского края № 780-пп в Порядок оказания единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Приморского края отдельным категориям граждан и членам их семей в связи с проведением специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, утвержденный постановлением Правительства Приморского края от 22 марта 2022 года N 156-пп "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Приморского края отдельным категориям граждан и членам их семей в связи с проведением специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины" внесены изменения, а именно: пп. «а» п. 1.2 материальная помощь предоставляется в размере 600000 (шестьсот тысяч) рублей лицам, указанным в подпункте "а" пункта 1.1 настоящего Порядка, получившим тяжелое увечье, за исключением военнослужащих, сотрудников Росгвардии, заключивших контракт о прохождении военной службы (службы) после 20 сентября 2022 года. ФИО1, состоящий на воинском учете в военном комиссариате Пограничного района Приморского края в соответствии с Указом Президента РФ № 647 от 21.09.2022 - 23.09.2022 был призван на военную службу по мобилизации. На основании приказа командира войсковой части № с 25.09.2022 рядовой запаса ФИО1 был зачислен в списки личного состава войсковой части № <адрес> и приобрел статус военнослужащего. С 24.09.2022 ФИО1, будучи военнослужащим войсковой части № был направлен для выполнения специальных задач в зону проведения специальной военной операции. 24.10.2022 находясь в зоне проведения специальной военной операции ФИО1 в результате артиллерийского обстрела получил травму в виде компрессионного перелома позвоночника с клиновидной деформацией. В соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 855 – ранение признано тяжелым. Согласно справки командира войсковой части № от 02.08.2023 ФИО1 контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны РФ не заключал. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация, предусматривающая призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. В Указе Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 определено, что граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. Из смысла, содержания и буквального толкования нормы (пп. «а» п. 2 Порядка, действовавшего до 01.04.2023), следует, что административный истец имел право на материальную помощь, в случае если он стал военнослужащим до 20.09.2022. ФИО1, призван на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации 25.09.2022, проходил военную службу в войсковой части № и 24.10.2022 получил тяжелое увечье при участии в СВО. Поскольку ФИО1 призван по мобилизации (приравнен к лицу, заключившему контракт) после 20.09.2022, то право на указанную выплату у него не возникает, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Срок обращения с административным иском не пропущен, решение об отказе в получении выплаты административный истец получил 04.04.2023, в суд обратился 04.07.2023 года. Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов. Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. Из существа иска и материалов дела следует, что административный истец обратилась в суд иском об оспаривании решения органа наделенного властными полномочиями, требования не являются гражданско-правовыми, защищаемые в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ, В удовлетворении административного иска ФИО1 к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о признании решения начальника отделения по Ханкайскому муниципальному округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» об отказе в выплате материальной помощи за полученное тяжелое ранение в сумме 600 000 рублей незаконным, обязать начальника отделения по Ханкайскому муниципальному округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» повторно рассмотреть вопрос о выплате материальной помощи за тяжелое ранение отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: И.П. Билле Суд:Пограничный районный суд (Приморский край) (подробнее)Судьи дела:Билле И.П. (судья) (подробнее) |