Решение № 7Р-1484/2023 7Р-9/2024 от 7 февраля 2024 г. по делу № 7Р-1484/2023Красноярский краевой суд (Красноярский край) - Административное Судья Мордвинов А.П. Дело № 7р-9/2024 г. Красноярск «7» февраля 2024 г. Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич, рассмотрев в судебном заседании жалобу главы Каменского сельсовета ФИО1 на решение судьи Манского районного суда Красноярского края от 10 октября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации Каменского сельсовета Манского района Красноярского края, Постановлением главного государственного инспектора Берёзовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору от 19 мая 2023 г. № 173 Администрация Каменского сельсовета признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере трёхсот пятидесяти тысяч рублей. Решением судьи Манского районного суда Красноярского края от 10 октября 2023 г. указанное постановление по жалобе законного представителя ФИО1 изменено в части уточнения наименования указанных в постановлении населённых пунктов как д. Малая Камарчага и с. Тертеж, дополнения описания события административного правонарушения указанием на нарушение Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ», исключения указания на допущение нарушений вследствие несоздания (необновления) в нарушение требований п.70 Правил противопожарного режима в РФ вокруг территории населённых пунктов с. Нижняя Есауловка, д. Малая Камарчага, д. Тингино, д. Сергеевка и с. Тертеж противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 м или иных противопожарных барьеров, отсутствия в нарушение п.75 Правил противопожарного режима РФ, ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч.ч.3,4 ст.4, ч.1 ст.6, ст.ст.62, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п.4.1, 4.2, 5.2 5.17, 8.9, 10.4 СП 8.13130.2020 в д. Малая Камарчага достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения с учётом того, что имеющиеся водоисточники не обеспечивают необходимый расход воды на наружное пожаротушение в этом населённом пункте, неорганизации в нарушение ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в д. Тингино и в с. Тертеж оповещения населения о пожаре, устройства в нарушение п.69 Правил противопожарного режима в РФ в с. Тертеж на территории общего пользования с западной стороны кладбища, в районе свалки, снижения с применением положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ размера назначенного административного штрафа до ста пятидесяти тысяч рублей с оставлением постановления в остальной части без изменения. Принятое судьёй решение об изменении постановления в части исключения из него нарушений Администрацией Каменского сельсовета указанных в предыдущем абзаце требований пожарной безопасности никем не оспорено. В поданной в краевой суд жалобе законный представитель привлечённого к административной ответственности юридического лица просит решение судьи в части оставления без изменения постановления инспектора пожарного надзора, само это постановление, а также обжалованное вместе с постановлением о назначении административного наказания предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы об отсутствии в материалах дела сведений о правообладателе земельного участка, обязанном обеспечивать надлежащее техническое содержание дорог, проездов к источникам наружного противопожарного водоснабжения, неподтверждении данными фотофиксации невозможности такого проезда в с. Новая Есауловка, неисправности пожарного пирса в с. Тертеж в виде размытия его подъездной площадки, необоснованности вменения нарушения п.п.48, 71 ППР РФ в связи с наличием на момент проверки соответствующего требованиям закона указателя направления движения к источнику наружного противопожарного водоснабжения и расстояния до него, вменения нарушения предусмотренной п.67 ППР РФ обязанности уборки мусора, сухой травы на земельных участках, правообладателем которых поселение не является, нарушение должностным лицом ст.29.10 КоАП РФ в частности указанием временем совершения правонарушения даты составления акта проверки, а не даты проведения в ходе такой проверки осмотра. В судебном заседании законный представитель Администрации Каменского сельсовета - глава указанного сельсовета на удовлетворении жалобы настаивал. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам: В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере - от трёхсот тысяч до четырёхсот тысяч рублей. Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения в числе прочих отнесён вопрос, предусмотренный пунктом 9 части 1 этой же статьи, предусматривающий обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. В статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления в том числе поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов, к которым прямо отнесено создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях. В статье 1 названного закона первичные меры пожарной безопасности определены как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населённых пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населённый пункт или посёлок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью сельского населения - более 3000 человек) и (или) объединённые общей территорией несколько сельских населённых пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью сельского населения - менее 3000 человек каждый) (пункты 3 и 6 части 1 статьи 11 Закона № 131-ФЗ). Из содержания пункта 3 статьи 2 Устава Каменского сельсовета Манского района Красноярского края, принятого решением Каменского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края от 16 декабря 2005 г. № 25, следует, что Каменский сельсовет наделён статусом сельского поселения Законом Красноярского края от 24 декабря 2004 г. № 13-2864 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Манский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований». Абзацем первым и пунктом 4 пункта 1 статьи 7 этого Устава к вопросам местного значения указанного поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Согласно пункту 3 статьи 6 и пункту 1 статьи 30 этого Устава администрация Каменского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Каменский сельсовет. В статье 37 Закона № 69-ФЗ закреплена обязанность руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. В силу части первой статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой статьи 38 Закона № 69-ФЗ, в частности лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (часть третья данной статьи). Согласно абзацу третьему пункта 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 (далее ППР), направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключёнными к сети электроснабжения и включёнными в ночное время или постоянно, с чётко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. В соответствии с пунктом 67 ППР правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населённых пунктов и на территориях общего пользования вне границ населённых пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана. Согласно пункту 75 ППР органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях в том числе населённых пунктов или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населённого пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения. Под дорогой с твёрдым покрытием следует понимать дорогу с покрытием из асфальто- и цементобетона, каменных материалов и тому подобного (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090). Как это усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием привлечения Администрации Каменского сельсовета к административной ответственности по настоящему делу в той части вынесенного в отношении неё постановления о назначении административного наказания, которая решением судьи была оставлена без изменения, послужили выводы рассмотревшего дело должностного лица пожарного надзора о том, что Администрация Каменского сельсовета допустила выявленные при проведении в ходе внеплановой проверки осмотра 13 апреля 2023 г. территории поселения нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в частности: в отсутствии в нарушение п.48 ППР РФ указателя к пожарному водоёму в с. Нижняя Есауловка по адресу: ул. Школьная, 12А, в непроведении в нарушение п.67 ППР при въезде в д. Малая Камарчага со стороны ул. Центральная, вдоль дороги и в д. Тингино со стороны улицы Центральная, вдоль дороги своевременной уборки сухой растительности и покоса травы, в неисправности в нарушение п.п.48 и 75 ППР, ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарного пирса и подъезда к нему в с. Тертеж. Допущение органом местного самоуправления указанных нарушений подтверждается актом внеплановой выездной проверки № 159 от 21 апреля 2023 г., проведённой на основании распоряжения, изданного во исполнение утверждённого Президентом Российской Федерации 14 февраля 2023 г. № Пр-267 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период, а также эффективности проводимых мероприятий по ликвидации их последствий», с приложенными к нему фотоматериалами. При этом факт нахождения на момент проведения 13 апреля 2023 г. осмотра в неисправном состоянии указателя к расположенному близи МБОУ «Нижне-Есауловская СШ» (<...>) источнику пожарного водоснабжения в виде двух пожарных резервуаров подтверждён автором жалоб в дополнении к поданной им в районный суд жалобе (л.д.89). Несоответствие предусмотренным п.75 ППР требованиям подъезда с площадкой (пирсом) к являющемуся источником пожарного водоснабжения водоёму в с. Тертеж в виде отсутствия на них твёрдого (из асфальто- и цементобетона, каменных материалов и тому подобного) покрытия, вопреки доводам жалоб, подтверждается представленной в дело цветной фотографией на цифровом носителе, на которой наличие твёрдого покрытия на подъезде и площадке (пирсе) не усматривается. По смыслу приведённых выше положений Федеральных законов №131-ФЗ и № 69-ФЗ предусмотренная п.67 ППР обязанность правообладателей земельных участков производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы на расположенных в границах населённых пунктов земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и которые не предоставлены на праве собственности или ином праве иным лицам, возлагается на органы местного самоуправления поселений, в состав территории которых входят такие населённые пункты. Изложенное не противоречит правовому подходу, нашедшему применение при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьёй Верховного Суда Российской Федерации (постановления от 15 декабря 2023 г. № 31-АД23-13-К6, от 4 июля 2023 г. № 9-АД23-7-К1), судьями Восьмого кассационного суда общей юрисдикции (постановления от 24 марта 2023 г. № 16-1504/2023, от 3 февраля 2023 г. № 16-380/2023). Анализ данных представленной в дело фототаблицы, размещённых на сайте Администрации Манского района Красноярского края схем планов современного использования территорий, схем градостроительного зонирования и проектных предложений схем генеральных планов д. Малая Камарчага, д. Тенгино позволяют прийти к выводу о том, что зафиксированные на фотографиях и неочищенные от сухой растительности участки южнее дороги, ведущей от съезда с автомобильной дороги п. Камарчага – с. Нижняя Есауловка к д. Малая Камарчага до границ земельного участка с кадастровым номером 24:24:2202007:1 (на фототаблице «въезд в населённый пункт с. Малая Камарчага со стороны ул. Центральная, вдоль дороги») и с южной стороны от дороги по улице Центральная в д. Тингино напротив огороженной зелёным забором усадьбы дома № 42 на указанной улице (на фототаблице «сухая трава вдоль ул. Центральная в д. Тингино»), непосредственно примыкающие к указанным дорогам расположены в существующих границах населённых пунктов Каменского сельсовета Манского района Красноярского края соответственно д. Малая Камарчага, непосредственно от полосы отвода автомобильной дороги п. Камарчага – с. Нижняя Есауловка, и д. Тингино на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно данным публичной кадастровой карты указанные участки вдоль дорог, как правильно указано в решении судьи, не включённых в перечень автомобильных дорог муниципального района и соответственно являющихся дорогами общего пользования местного значения сельских поселений, иным лицам не предоставлены, в связи с чем обязанность производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы на этих участках возлагается на органы местного самоуправления Каменского сельсовета Манского района Красноярского края, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления которого является Администрация Каменского сельсовета. При таких обстоятельствах деяние указанной администрации, выразившееся в допущении нарушения перечисленных выше требований пожарной безопасности, по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ квалифицировано верно. Вместе с тем, материалами дела не подтверждается нарушений Администрацией Каменского сельсовета требований пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии в нарушение п.71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации подъезда к водонапорной башне по адресу: ул. Кольцевая, 12а в с. Нижняя Есауловка, в непроведении в нарушение п.67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации своевременной уборки сухой растительности и покоса травы с западной стороны кладбища в с. Тертеж и при въезде в указанный населённый пункт с восточной стороны по ул. Партизанская, вдоль дороги. Так, на фотографии «территория водонапорной башни по адресу: <...>» не зафиксирован указанный объект пожарного водоснабжения, в связи с чем отсутствует возможность объективной оценки утверждения о наличии либо отсутствии подъезда к указанному объекту при том, что привлечённым к административной ответственности лицом представлен фотоматериал (л.д.133), подтверждающий наличие подъезда к водонапорной башне. Описание в протоколе об административном правонарушении и обжалованном постановлении места выразившегося в непроизводстве своевременной уборки сухой растительности и покоса травы нарушения требований пожарной безопасности как «с западной стороны кладбища», отсутствие в деле фото- и видематериалов фиксации такого нарушения не позволяют как установить нахождение такого места в границах населённого пункта с. Тертеж, соответственно установить лицо, обязанное соблюдать предусмотренные п.67 ППР требования, так и объективно оценить утверждение инспектора пожарного надзора о допущенном нарушении. Зафиксированное на фотографии «сухая трава с восточной стороны по ул. Партизанская п. Тертеж, вдоль дороги» нарушение совершено, как это видно из отражённых на фотографии местности, строений и линии электропередачи, с южной стороны от расположенной на указанной улице дороги согласно данных публичной кадастровой карты на земельном участке с кадастровым номером 24:24:0201004:301, на основании заключённого на срок 20 лет договора аренды № 04-02 от 27 марта 2023 г. предоставленном с указанной даты гражданину ФИО2, на которого и возложена предусмотренная ст.67 ППР РФ обязанность по очистке указанного участка от сухой растительности по состоянию на дату проведения 13 апреля 2023 г. государственным инспектором пожарного надзора осмотра. В связи с изложенным указания на эти нарушения подлежат исключению из постановления должностного лица и решения судьи. Поскольку наказание Администрации Каменского сельсовета назначено в минимально возможном в соответствии с законом размере предусмотренного санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ наказания в виде административного штрафа, постольку такое изменение не влечёт изменения указанных постановления и решения в остальной части. При производстве по делу об административном правонарушении существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену либо иное изменение постановления должностного лица и решения судьи, не допущено. Наличие в деле данных о фактическом выявлении нарушения требований пожарной безопасности 13 апреля 2023 г. не влечёт отмену вынесенного по настоящему делу постановления о назначении административного наказания, поскольку в любом случае оно вынесено до истечения предусмотренного для данной категории дел годичного срока давности привлечения к административной ответственности. Принимая во внимание, что правонарушение по настоящему делу было совершено Администрацией сельсовета в период, когда она считалась подвергнутой административному наказанию по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ вступившим в силу 15 февраля 2023 г. (л.л.д.139-140) постановлением заместителя главного государственного инспектора Берёзовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору от 27 апреля 2022 г. № 165, наказание в виде предупреждения назначено ей быть не могло. В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, Решение судьи Манского районного суда Красноярского края от 10 октября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации Каменского сельсовета Манского района Красноярского края и изменённое этим решением постановление главного государственного инспектора Берёзовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору от 19 мая 2023 г. № 173 изменить: исключить из их указания на нарушение требований пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии в нарушение п.71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации подъезда к водонапорной башне по адресу: <...>, в непроведении в нарушение п.67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации своевременной уборки сухой растительности и покоса травы с западной стороны кладбища в с. Тертеж и при въезде в населённый пункт с. Тертеж с восточной стороны по ул. Партизанская, вдоль дороги. Эти же решение и постановление в остальной части оставить без изменения, а жалобу законного представителя ФИО1 – без удовлетворения. Судья Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю. Суд:Красноярский краевой суд (Красноярский край) (подробнее)Судьи дела:Колпаков Игорь Юрьевич (судья) (подробнее)Судебная практика по:По пожарной безопасностиСудебная практика по применению нормы ст. 20.4 КОАП РФ |