Решение № 2-984/2020 2-984/2020~М-972/2020 М-972/2020 от 18 ноября 2020 г. по делу № 2-984/2020




УИД 66RS0015-01-2020-002052-98

Дело № 2-984/2020

Мотивированное
решение
составлено 18 ноября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 ноября 2020 года город Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Емашовой Е.А., при секретаре судебного заседания Жигаловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа Рефтинский о восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении,

Установил:


Истец ФИО1 обратился в Асбестовский городской суд с иском к Администрации городского округа Рефтинский о восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав, что является ветераном боевых действий и в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» имеет льготы по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. В 2004 г. ФИО1 обратился в Администрацию МО Рефтинский с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, с учетом состава семьи из 5 человек. Постановлением главы МО Рефтинский от *Дата* *Номер* ФИО1 был принят на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий. На основании совместного решения администрации и жилищной комиссии городского округа Рефтинский ФИО1 был выдан ордер на жилую площадь в общежитии *Номер* на право занятия жилой площади - две комнаты в жилом помещении по адресу: *Адрес*, общей площадью 24,8 кв.м. Жилое помещение было предоставлено на состав семьи из 5 человек: ФИО1, его супруги ФИО3, сына ФИО4, *Дата*., сына ФИО5, *Дата* сына ФИО4, *Дата*

*Дата* между ФИО1 и МУП ПТЖКХ п. Рефтинский был заключен договор социального найма *Номер* жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из двух комнат, общей площадью 30,1 кв.м, в том числе жилой – 29,8 кв.м, расположенного по адресу: *Адрес*. Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены члены его семьи.

По договору передачи квартиры в собственность граждан от *Дата* городской округ Рефтинский передал в общую долевую собственность (по ? доли) ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО4, квартиру по адресу: *Адрес*. На момент приватизации ФИО1 был зарегистрирован в муниципальной квартире и имел право на участие в приватизации, но от участия с приватизации отказался в пользу супруги и детей.

В период *Дата* ФИО1 ежегодно обращался в администрацию городского округа Рефтинский с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, однако жилого помещения с момента постановки на учет в качестве нуждающегося, ему так и не предоставили.

*Дата* Постановлением главы городского округа Рефтинский *Номер* «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ФИО1 ветеран боевых действий, и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, и ФИО1 был исключен из списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставших на учет до 01.01.2005 г. по городскому округу Рефтинский.

Истец полагает, что администрацией городского округа Рефтинский были взяты во внимание выписки из ЕГРП о том, что супруга истца - ФИО3 является собственником жилого помещения- квартиры, общей площадью 52,5 кв.м, расположенной по адресу: *Адрес*. Право собственности ФИО3 возникло на основании договора купли-продажи от *Дата* Данная квартира была приобретена за счет заемных средств в размере сумма руб., полученных по кредитному договору *Номер* от *Дата*, заключенному между ФИО3, ФИО1 и ПАО Сбербанк, сроком на 120 месяцев, под 9,40% годовых и уплатой ежемесячно платежа в размере сумма

Отношения по поводу приобретения права на предоставление жилого помещения возникли у ФИО1 до 01.03.2005 г. и продолжались после вступления в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с этим, к данным отношениям следует применять нормы Жилищного кодекса РСФСР 1983 года и в последующем, Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в законную силу и действующего с 01.03.2005 г.

ФИО1 поставлен на учет с *Дата*, состоял на учете как участник боевых действий до *Дата*, и при предоставлении жилого помещения в порядке очередности он имел бы право на получение жилого помещения, исходя из нормы предоставления 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и дополнительно 9 кв.м на семью. С учетом состава семьи ФИО1, он имел право на получение жилого помещения площадью 99 кв.м.

На момент вынесения постановления и снятии ФИО1 с учета, в пользовании членов его семьи находилось жилое помещение, общей площадью 30,1 кв.м по адресу: *Адрес* в собственности супруги жилое помещение общей площадью 52,3 кв.м, по адресу: *Адрес*, всего жилые помещения площадью 82,6 кв.м, поэтому исходя из площади жилых помещений, право на улучшение жилищных условий не реализовано и при таких обстоятельствах, принятое Администрацией городского округа Рефтинский решение о снятии ФИО1 и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещения, нельзя признать законным.

Истец в досудебном порядке направил в адрес администрации городского округа Рефтинский заявление, в котором просил отменить постановление от *Дата* и восстановить его в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ответом от *Дата* за *Номер* истцу было отказано, со ссылкой на постановление главы городского округа Рефтинский от *Дата* *Номер*, которым были установлены учетные нормы площади жилого помещения на территории городского округа Рефтинский в размере 16,0 кв.м общей площади на одного человека, и, по мнению Администрации городского округа Рефтинский, при наличии в собственности членов семьи жилых помещений общей площадью 82,6 кв.м, на одного члена семьи приходится 16,52 кв.м, что превышает учетную норму, установленную на территории городского Рефтинский и поэтому ФИО1 утратил право на получение жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, ФИО1 подписал заявление о том, что он желает получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в городском округе Рефтинский, что является основанием для отказа во включение в списки нуждающихся в жилом помещении.

Истец просит отменить постановление главы городского округа Рефтинский *Номер* от *Дата* «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и восстановить ФИО1 в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с порядковым номером по состоянию на *Дата*

Истец в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы ФИО2

Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, юридически обосновав.

Представители ответчика – администрации городского округа Рефтинский ФИО7 и ФИО8, исковые требования не признали, представили мнение на исковое заявление, считают, что в настоящее время отпали предусмотренные законом основания для учета истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что семья ФИО12 имеет в собственности жилые помещения с площадью более установленной учетной нормы на одного человека.

Представитель третьего лица ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, оставляют вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда, а также ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствии представителя Фонда.

Выслушав представителей истца и ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами

В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации

Как предусмотрено п. п. 1, 2, 6 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 № 357-ПП утвержден Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - Порядок обеспечения жильем).

Право на обеспечение жильем за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, имеют, в том числе, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, - ветераны боевых действий, вставшие на учет до 01.01.2005.

Согласно п. п. 3 и 4 Порядка Формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. Списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, формируются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 6 Порядка, меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны реализуются в форме предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, ветеранов и инвалидов - в форме предоставления по договорам социального найма жилых помещений либо в форме предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений.

В соответствии с п. 7 Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации. В случае нарушения настоящего Порядка действия ответственных должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005, установлены частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, ФИО1, как поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01.03.2005, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01.03.2005, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. В случае постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, после 01.03.2005 г., применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии РМ *Номер*, выданным *Дата* (л.д.9).

Постановлением главы муниципального образования «Поселок Рефтинский» *Номер* от *Дата* ФИО1, проживающий на момент подачи заявления с семьей по адресу: *Адрес* (17,2 кв.м.), имеющий состав семьи 4 человека: жена ФИО3, сын - ФИО4, *Дата* года рождения, сын ФИО5, *Дата* года рождения, был принят на учет граждан, нуждающихся в жилище, основанием постановки являлся п.5 ст. 29, ст.31, ст.33 Жилищного кодекса РСФСР, п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.

В соответствии со ст. ст. 31, 33 Жилищного кодекса РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

В силу п.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции действующей на 04.10.2004 года), ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие права и льготы: первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Истцу *Дата* было направлено извещение, что его заявление о постановке на очередь для получения жилой площади было рассмотрено *Дата*, постановлением Главы от *Дата* *Номер* он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В список на получение жилой площади будет включен в *Дата* году. Ежегодно с период с 1 января по 1 марта необходимо проходить перерегистрацию граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.

Затем, истцу предоставляется по договору социального найма жилое помещение, расположенное по адресу: *Адрес*. С истцом *Дата* заключен договор *Номер* социального найма жилого помещения, по условиям которому ему и членам его семьи (на тот момент уже на семью из 5-ти человек) в бессрочное владение и пользование предоставлено изолированное жилое помещение, находящиеся в муниципальной собственности, состоящее из 2 комнат, общей площадью 30,1 кв.м. (л.д.17-19)

В последующем указанная квартира была приватизирована, по договору передачи квартиры в собственность граждан от *Дата*, городской округ Рефтинский передал в общую долевую собственности (по ? доли) ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО4 квартиру, общей площадью 30,1 кв.м, расположенную по адресу: *Адрес*. ФИО1 от участия в приватизации отказался в пользу супруги и детей. (л.д.24,29)

Таким образом, одно из условий, при котором истец был принят на учет граждан, нуждающихся в жилище, а именно, как лицо, проживающие в общежитии (п.5 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР), которое давало ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма, на 02.06.2006 года уже было им утрачено.

Однако, ответчик ФИО1 и членов его семьи, как граждан, принятых на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не снял, пояснив, что на указанную дату они продолжали оставаться нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как имели обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня, как по нормам ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР, так и по действующим с 01.03.2005 года нормам Жилищного кодекса РФ.

В силу ч.2 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

В частности, ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции действующей на 04.10.2004 года), было предусмотрено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

На момент принятия истца и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях действовали нормы Областного закона от 04.05.1995 № 14-ОЗ «О предоставлении жилища в Свердловской области», в соответствии с пунктом "а" статьи 9 которого, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 15 квадратных метров общей площади.

На дату предоставления ФИО1 жилого помещения по договору социального найма (01.06.2006 года), уже действовали нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с постановлением главы городского округа Рефтинский от *Дата* *Номер* «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма на территории городского округа Рефтинский» учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа Рефтинский составляет 16,0 кв.м общей площади на одного гражданина.

Согласно п.п.2 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением главы городского округа Рефтинский *Номер* от *Дата* «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ФИО1 и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Установлено, что на момент принятия ответчиком указанного постановления, истец ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: *Адрес*, общей площадью 30,1 кв.м. Вместе с ним в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: жена – ФИО3, сын – ФИО4, *Дата* года рождения, сын – ФИО5, *Дата* года рождения, сын – ФИО6, *Дата* года рождения. Которые являются собственниками данного жилого помещения.

Кроме того, супруге истца – ФИО3 на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: *Адрес*, общей площадью 52,5 кв.м.

Таким образом, у членов семьи ФИО1 имеются в собственности жилые помещения, общей площадью 82,6 кв.м.

Как уже было сказано ранее, в соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При определении обеспеченности каждого члена семьи жилой площадью, следует учесть следующие жилые помещения: квартиру по адресу: *Адрес*, общей площадью 30,1 кв.м.; квартиру по адресу: *Адрес*, общей площадью 52,5 кв.м.

Таким образом, общая жилая площадь всех указанных жилых помещений составляет 82,6 кв. м. (30,1 кв.м + 52,5 кв.м) /5 человек = 16,52 кв.м/чел., что более учетной нормы.

Исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что основания для снятия истца и членов его семьи с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма имелись, в связи с чем не имеется оснований для признания незаконным постановления главы городского округа Рефтинский *Номер* от *Дата* о снятии семьи истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, соответственно, нет оснований для восстановления истца в очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:


В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации городского округа Рефтинский о восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд Свердловской области в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Судья

Асбестовского городского суда Е.А. Емашова



Суд:

Асбестовский городской суд (Свердловская область) (подробнее)

Судьи дела:

Емашова Елена Александровна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ