Решение № 2А-378/2024 2А-378/2024(2А-5064/2023;)~М-4343/2023 2А-5064/2023 М-4343/2023 от 10 января 2024 г. по делу № 2А-378/2024





РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

10 января 2024 года город Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Селезневой Е.И.,

присекретаре судебного заседанияЯгудиной Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в защиту прав неопределенного круга потребителей к ФИО1 о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией,

УСТАНОВИЛ:


Административный истец, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Советский районный суд г. Самары с названным административным искомк ФИО1, в котором просит признать информацию, размещенную на страничке <данные изъяты>о дистанционной продаже табачной продукции, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование требований указано, чтов Управление Роспотребнадзора по Самарской области поступило обращение о нарушении прав потребителей при дистанционной торговли табачной продукцией. В ходе проведения контрольного /надзорного мероприятия без взаимодействия установлено, что пользователям предоставляется свободный доступ к страничке сайта <данные изъяты>, где размещена информация о возможности приобретения табачной продукции жителями Самарской области. При установлении адреса или домена владельца сайта направлен запрос провайдеру. Владельцем (собственником) сайта установлен ФИО1

Сайт имеет красочное оформление, которое привлекает к себе внимание, побуждает к покупке табачной продукции с указанием ассортимента, цен, акции на скидки, ссылки на то, как сделать заказ.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомится с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети Интернет. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информацииотсутствуют.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, наносит вред нравственности граждан. Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик – владелец сайта ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по контролю в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также Центральный банк Российской Федерации в отношении информации, указанной в статье 6.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Судом установлено, что в Управление Роспотребнадзора по Самарской области поступило обращение о нарушении прав потребителей при дистанционной торговли табачной продукцией. В ходе проведения контрольного /надзорного мероприятия без взаимодействия установлено, что пользователям предоставляется свободный доступ к страничке сайта <данные изъяты>, где размещена информация о возможности приобретения табачной продукции жителями Самарской области.

При установлении адреса или домена владельца сайта направлен запрос провайдеру. Установлен владелец(собственник) сайта - ФИО1

Сайт имеет красочное оформление, которое привлекает к себе внимание, побуждает к покупке табачной продукции с указанием ассортимента, цен, акции на скидки, ссылки на то, как сделать заказ.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомится с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети Интернет. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, наносит вред нравственности граждан. Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч.3 ст.19 ФЗ от 23.02.2013 г.№15 –ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных ч.1 и 2 данной статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном ч.2 данной статьи.

Кроме того, исходя из ч.1 ст.14 ФЗ от 24.08.1988 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и/или развитию ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и/или развитию.

Пункт 2 ч.2 ст.5 №436-ФЗ предусматривает, что к информации, причиняющей вред здоровью и/или развитию детей, относится в том числе информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и/или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную, спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституций, бродяжничеством или попрошайничеством.

Таким образом, распространение указанной информации нарушает установленные требования к реализации табачной продукции нарушает установленные требования к реализации табачной продукции, а также идет в разрез с целями и задачами действующего законодательства в области защиты прав несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.

В силу ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», эта информация является недобросовестной рекламой, поскольку побуждает потребителей к совершению правонарушений, предусмотренных ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием).

Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п.2 ст.3 Закона №149 правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.

В соответствии со ст.5 Закона №149 информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.07.2012 № 139-ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную информационную системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

По используемым для размещения запрещенной информации адресам в сети Интернет решение уполномоченных федеральных органов о внесении адресов сайтов в Единый реестр доменных имен отсутствует.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, следует признать информацию, размещенную <данные изъяты>телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Правил основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда.

Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на Интернет-сайте по <данные изъяты>, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в защиту прав неопределенного круга потребителей к владельцу сайта о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь главой 27.1 КАС РФ, ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Административные требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в защиту прав неопределенного круга потребителей к ФИО1 о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией– удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на <данные изъяты>/, где размещена информация о дистанционной продаже табачной продукции, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию решения суда направить в Управление Роскомнадзора по Самарской области для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.01.2024 года.

Судья Е.И.Селезнева



Суд:

Советский районный суд г. Самары (Самарская область) (подробнее)

Судьи дела:

Селезнева Елена Игоревна (судья) (подробнее)