Решение № 2А-211/2020 2А-211/2020~М-204/2020 М-204/2020 от 20 ноября 2020 г. по делу № 2А-211/2020

Мокроусовский районный суд (Курганская область) - Гражданские и административные



№ 2а-211/2020


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

с.Мокроусово 20 ноября 2020 года

Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Хреновой Н.А.,

при секретаре Бучельниковой К.Г.,

с участием ответчика ФИО1

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени,

У С Т А Н О В И Л:


Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области (далее Межрайонная ИФНС России №7 по Курганской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени. В обосновании требований указала, что ФИО1 имеет в собственности объекты налогообложения:

-земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь <данные изъяты> дата регистрации права 28.02.2011;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, прилегающие земли к <адрес>, кадастровый №, площадь №, дата регистрации права 29.12.2004;

- транспортное средство: <данные изъяты> г/н №, трактор, дата регистрации 18.01.2017, <данные изъяты> л.с.

Кроме того, ФИО1 являлась плательщиком налога на доходы физических лиц, регистрационный номер – 22701783 за 2013 год, на сумму 65 руб. Указанный налог ФИО1 не уплатила.

Согласно ст.69, 70 НК РФ, в связи с несвоевременной уплатой налога на доходы физических лиц, ФИО1 были выставлены требования:

- № от 20.08.2014 на сумму 65,65 руб. по сроку исполнения – 09.09.2014, в том числе 65 руб. налог на доходы физических лиц за 2013 год по сроку уплаты 15.07.2014 и пени за период с 16.07.2014 по 19.08.2014 в размере 0,65 руб.;

- № от 11.07.2019 на сумму 31,13 руб. по сроку исполнения до 06.11.2019 года, на сумму недоимки 65 руб. за 2013 год по сроку уплаты 15.07.2014 и пени за период с 01.09.2014 по 10.07.2019.

На дату подачи административного искового заявления за ФИО1 числится задолженность в сумме 4362,14 руб., из них:

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 4050,00 руб. за 2018 год по сроку уплаты 02.12.2019, пени в размере 48,53 руб., за период с 03.12.2019 по 28.01.2019;

-земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 125,00 руб. за 2018 год по сроку уплаты до 02.12.2019;

- налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ: пени в размере 31,13 руб. за период с 01.09.2014 по 10.07.2019 на сумму недоимки 65,00 руб. за 2013 год по сроку уплаты – 15.07.2014;

- транспортный налог с физических лиц: налог в размере 94,00 руб. за 2018 год по сроку уплаты 02.12.2019, пени в размере 13,48 руб. за период с 03.12.2019 по 28.01.2019.

На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России №7 по Курганской области просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогам и пени на общую сумму 4362,14 руб. рублей (л.д.5-7).

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

В судебное заседание ответчик ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как предусмотрено ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ст.390 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (статья 391).

В соответствии с ч.1 ст.392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

В соответствии с ч.1 ст.397 НК РФ, земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из материалов дела следует, что в период 2018 года ФИО1 являлась собственником земельных участков:

-земельный участок, по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь <данные изъяты>, дата регистрации права 28.02.2011;

- земельный участок, по адресу: <адрес>, прилегающие земли к <адрес>, кадастровый №, площадь <данные изъяты> дата регистрации права 29.12.2004.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода, исчисление суммы налога производится с учетом количества месяцев в налоговом периоде, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Согласно ст. 2 Закона Курганской области от 26.11.2002 г. №255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» налоговые ставки установлены в размерах, в зависимости от мощности двигателя с каждой лошадиной силы.

В соответствии с ч.1 ст.363 НК РФ, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено, что в период 2018 года ФИО1 являлась собственником транспортного средства <данные изъяты>, г/н №, трактор, дата регистрации 18.01.2017, мощностью <данные изъяты> л.с.

Согласно налоговому уведомлению № от 22.08.2019, за 2018 год сумма земельного налога на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, прилегающие земли к <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты>, составила 4050 руб.; на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты>, составила 125 руб., сумма транспортного налога на трактор МТЗ-80, г/н № составила 1125 руб. Указанные суммы налогов ответчиком должна быть уплачена не позднее 02.12.2019 (л.д.9).

Налоговое уведомление № от 22.08.2019 направлено ФИО1 почтовым отправлением 09.09.2019 по адресу: <адрес> (л.д.11).

По состоянию на 29 января 2020 года ФИО1 выставлено требование № об уплате земельного налога в размере 4050 руб., 125 руб. и пени в размере 48,53 руб., об уплате транспортного налога в размере 1125 руб. и пени в размере 13,48 руб. по сроку уплаты до 24 марта 2020 года (л.д.12).

Требование № от 29.01.2020 направлено ФИО1 почтовым отправлением 12.02.2020 по адресу: <адрес> (л.д.37).

Земельный налог за 2018 год на спорные земельные участки ФИО1 не оплачен, транспортный налог оплачен в сумме 1031 руб. 27.01.2020, пени по требованию № от 29.01.2020 не погашены.

Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №18 Мокроусовского судебного района Курганской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пеней с ФИО1 в общей сумме 4362 руб.14 коп. 19.05.2020 мировым судьей отказано в принятии заявления, в связи с наличием спора о праве (л.д.28).

Срок, установленный ч.2 ст.286 КАС РФ на обращение в суд административным истцом не пропущен.

Судом установлено, что ответчиком ФИО1 своевременно, в установленные сроки и в полном объеме обязанность по уплате земельного и транспортного налога за 2018 год, не исполнена.

Представленный административным истцом в налоговом уведомлении № от 22.08.2019 расчет земельного и транспортного налога за 2018 год (л.д.9) суд находит верным, доказательства его необоснованности в деле отсутствуют. Задолженность по транспортному налогу в сумме 1031 руб. погашена ответчиком 27.01.2020.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО1 суммы недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 4050 руб. (ОКТМО №) и 125 руб. (ОКТМО №), по транспортному налогу недоимки в размере 94 руб. (1125 руб. – 1031 руб.).

Поскольку административным ответчиком своевременно в установленные сроки обязанность по уплате земельного и транспортного налога за период 2018 года не исполнена, с ответчика подлежат взысканию пени по земельному налогу за 2018 года за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 на сумму недоимки 4050 руб. в размере 48,53 руб., пени по транспортному налогу за 2018 год в сумме 13,27 руб., в том числе за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 на сумму недоимки 1125 руб. в размере 13,25 руб. и за период с 27.01.2020 по 28.01.2020 на сумму недоимки 94 руб. в размере 0,02 руб.

Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения, в силу ст. 209 Налогового кодекса РФ, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 216 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. При этом в силу п. 3 указанной статьи налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

В силу ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей до 06.08.2014) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Порядок взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица или налогового агента - физического лица, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом или налоговым агентом - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, установлен ст. 48 НК РФ.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей до 03.07.2016) требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Шестимесячный срок для обращения в суд является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований взыскателя.

По смыслу п. 20 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.

Из искового заявления следует, что по состоянию на 20.08.2014 за ФИО1 числилась задолженность по НДФЛ в сумме 65 рублей, сроком уплаты до 09.09.2014, должнику направлено требование № от 20.08.2014.

До настоящего времени сумма задолженности по НДФЛ за 2013 год ФИО1 не погашена. Срок для обращения с данным требованием у административного истца истек.

Должнику ФИО1 направлено требование № от 11.07.2019 на взыскание пени на сумму 31,13 руб. по сроку исполнения до 06.11.2019 года, начисленных на сумму недоимки 65 руб. (л.д.5 обратная сторона).

Как следует из Определения КС РФ от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Соответственно, как это отмечено, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 8 февраля 2011 г. N 8229/10, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, возможность взыскания которого утрачена.

Кроме того, в материалах дела отсутствует налоговая декларация, подтверждающая основания и период возникновения задолженности по налогу, на который начислены пени.

При таком положении установленные ст. ст. 48 и 70 Налогового кодекса РФ сроки в их совокупности для взыскания пени по недоимки по НДФЛ за 2013 г. пропущены, и суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании с ответчика пени по налогу НДФЛ за 2013 год.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180,290,292,293 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:


Заявленные административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области:

-земельный налог с физических лиц за 2018 год (ОКТМО №) в сумме 4050 рублей, пени за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 в сумме 48 рублей 53 копейки;

-земельный налог с физических лиц за 2018 год (ОКТМО №) в сумме 125 рублей;

- транспортный налог за 2018 год в размере 94,00 руб., пени в размере 13,27 руб. за период с 03.12.2019 по 28.01.2019;

всего взыскать 4330 (четыре тысячи триста тридцать) рублей 80 копеек.

В удовлетворении оставшейся части административного иска Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Курганской области к ФИО1 отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования Мокроусовский район Курганской области государственную пошлину в сумме 400 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд Курганской области в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья Н.А. Хренова



Суд:

Мокроусовский районный суд (Курганская область) (подробнее)

Судьи дела:

Хренова Н.А. (судья) (подробнее)