Решение № 2А-3600/2021 2А-3600/2021~М-2596/2021 М-2596/2021 от 15 июля 2021 г. по делу № 2А-3600/2021Дзержинский районный суд г. Перми (Пермский край) - Гражданские и административные Дело № 2а-3600/2021 Именем Российской Федерации 15 июля 2021 года г.Пермь Судья Дзержинского районного суда г. Перми Богомолова Л.А., при секретаре судебного заседания Зайцевой А.В., с участием административного истца С.А., представителя административного истца О.С., представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г.Перми А.С., представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Адрес И.Ю., заместителя прокурора Дзержинского района гАдрес А.И., рассмотрев административное исковое заявление С.А. к Территориальной избирательной комиссии Дзержинского района Адрес о признании незаконными решения Территориальной избирательной комиссии Адрес от Дата №, бездействия комиссии, выразившегося в отказе в предоставлении для ознакомления ответа Министерства юстиции РФ по Адрес от Дата, С.А. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Адрес, Управлению Министерства юстиции РФ по Адрес, Министерству юстиции РФ о признании незаконными решения Территориальной избирательной комиссии Адрес от 07.07.2021 №76/01, бездействия комиссии, выразившегося в отказе в предоставлении для ознакомления ответа от 07.07.2021, незаконными действий Управления Министерства юстиции РФ по Адрес по предоставлению в Территориальную комиссию ответа от Дата, незаконными действий Министерства юстиции РФ, заключающихся в предоставлении информации о наличии ограничений, не позволяющих С.А. быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Пермской городской Думы № от Дата назначены выборы депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва на Дата. Территориальная избирательная комиссия Адрес осуществляет полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № на выборах депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва. Дата истец уведомил комиссию о самовыдвижении и предоставил ему необходимый пакет документов, открыл специальный счет и начал сбор подписей. Дата решением ТИК Адрес № административный ответчик признал истца утратившим статус кандидата на выборах депутатов, аннулировал его выдвижение в качестве депутата, прекратил все финансовые операции по специальному избирательному счету кандидата. Указанное решение принято по результатам проверки, на основании информации, поступившей из Министерства юстиции РФ по Пермскому краю, со ссылкой на ограничения в избирательных правах, предусмотренные п.3.6 ст.4 ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». С решением комиссии истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку вынесенное решение нарушает права административного истца на свободные выборы, свободное выражение мнения, право быть избранным, право на проведение предвыборной агитации, нарушает ст.3, 10 Европейской Конвенции по правам человека, ч.2 ст.32 Конституции РФ, ч.1 ст.48 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полагает, что представленные с заявлением о согласии баллотироваться документы не вызывали необходимости направления запроса в Министерство юстиции, в связи с чем, административный ответчик вышел за пределы своих полномочий. В оспариваемом решении не указано, каким решением суда установлена его причастность к экстремистской организации и ее деятельности. В ознакомлении с ответом Управления Минюста РФ по Пермскому краю, в нарушение ст.8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от Дата №149-ФЗ, С.А. отказано. Решение Московского городского суда от Дата, вынесенное по делу № и которым Общественное движение «Штабы Навального» признаны экстремистской организацией, в законную силу не вступило. Определением Дзержинского районного суда Адрес от Дата требования к Управлению Министерства юстиции РФ по Адрес, Министерству юстиции РФ о признании незаконными действий Управления Министерства юстиции РФ по Адрес по предоставлению в Территориальную комиссию ответа от Дата, незаконными действий Министерства юстиции РФ, заключающихся в предоставлении информации о наличии ограничений, не позволяющих С.А. быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, выделены в отдельное производство. Административный истец С.А. в судебном заседании на административных исковых требованиях настаивал, пояснив, что была нарушена процедура проведения заседания комиссии, он не был заблаговременно оповещен о заседании комиссии, не был извещен о вопросах, которые подлежали обсуждению на заседании комиссии, ознакомиться с ответом ему не дали, хотя он обращался с соответствующим заявлением, члену комиссии А.А. также не предоставили такой возможности, решение Московского городского суда от Дата в законную силу не вступило, информация поступившая из Министерства юстиции не содержит сведений о вступлении решения Московского городского суда от Дата в законную силу, как не содержит и сведений о необходимости лишения его избирательного права, полагает, что комиссия должна была проверить информацию Минюста путем направления соответствующего запроса в суд и выяснить о вступлении названного решения в законную силу, прежде чем принимать решение. Представитель С.А. – О.С., в ходе судебного заседания поддержала исковые требования, полагает решение комиссии незаконным, в целях ознакомления с поступившими документами, С.А. обратился в комиссию с соответствующим заявлением, заявление было проигнорировано, решение комиссии нарушает права С.А. на свободные выборы, свободное выражение мнения, право быть избранным, право на проведение предвыборной агитации. Представитель административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии Адрес А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями С.А. не согласился, представил письменные возражения, дополнительно пояснив, что решение комиссии законно и обоснованно, информация поступила из Министерства юстиции, оснований доверять ей не имеется, проверять информацию уполномоченного государственного органа у комиссии обязанности нет, заседание комиссии было поздним в 19.00 часов, ознакомление с материалами дела кандидатов законом не предусмотрено, кандидату предоставлено право назначить члена комиссии с правом совещательного голоса, С.А. заблаговременно с заявлением о назначении члена совещательного голоса не обращался. Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Адрес И.Ю. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, решение территориальной избирательной комиссии вынесено в рамках действующего законодательства, комиссия проверяет сведения, указанные в заявлении кандидатом, Кроме того, законом возложена обязанность проверки сведений, которые ограничивают избирательные права, о судимости, о гражданстве, об участии в экстремистских организациях, указанные сведения поступают из соответствующих органов, уточнение данных сведений законом не предусмотрено, он является членом комиссии со стороны вышестоящей избирательной комиссии, территориальная избирательная комиссия Адрес действовала в рамках регламента, ответ Минюста РФ был полностью зачитан председателем. Заявление С.А. об ознакомлении поступило уже после заседания комиссии, на котором было принято решение об аннулировании статуса кандидата. Свидетель, допрошенный в судебном заседании по ходатайству административного истца А.А., пояснил, что является членом Территориальной избирательной комиссии Адрес, заседание было организовано экстренно, что предусмотрено Регламентом, при обсуждении решения у него возникли сомнения по вопросу вступления решения Московского городского суда от Дата в законную силу, он высказал особое мнение, ответ Минюста РФ Адрес от Дата был оглашен председателем комиссии, его копия членам комиссии не предоставлялась. Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему. Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) закреплено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 20, пунктами 1, 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав. Полномочия окружной избирательной комиссии установлены статьей 25 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, представляемых кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией. В соответствии с пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «Опротиводействии терроризму». Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда. Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической. Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации. Вышеуказанные нормы введены Федеральным законом «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», вступили в силу 04.06.2021 и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу указанного закона. В соответствии с ч.2 ст.239 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ), кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы. Судом установлено: Решением Пермской городской Думы № от Дата назначены выборы депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва на Дата. Постановлением Избирательной комиссии Адрес от Дата № сформирована Территориальная избирательная комиссия Адрес в количестве 12 человек с правом решающего голоса. Постановлением Избирательной комиссии Адрес от Дата № численность состава Территориальной избирательной комиссии Адрес увеличена до 13 человек. Постановлением Избирательной комиссии Адрес от Дата № на территориальную избирательную комиссию Адрес возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №. Дата административный истец совместно с заявлением представил административному ответчику документы, уведомляющие о самовыдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу № на выборах депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва, в том числе, копию паспорта, копию документа об образовании, копию трудовой книжки, сведения о размере и об источниках доходов и т.д. Дата административному истцу выдано разрешение на открытие специального избирательного счета. Дата решением Территориальной избирательной комиссии Адрес № по результатам проверки на основании информации, поступившей из Министерства юстиции РФ по Адрес, о наличии ограничений в избирательных правах, предусмотренных пунктом 3.6. статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан Российской Федерации», административный истец С.А. признан утратившим статус кандидата на выборах депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвижение С.А. в качестве кандидата в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу аннулировано, прекращены все финансовые операции по специальному избирательному счету кандидата. Указанное решение принято большинством голосов на заседании Территориальной избирательной комиссии Адрес, что подтверждается выпиской из протокола заседания № от Дата. При рассмотрении дела судом установлено, что решением Московского городского суда от Дата по административному делу № запрещена деятельность Общественного движения «Штабы Навального», а также принято решение о ликвидации некоммерческих организаций «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан», которое в силу статьи 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в части прекращения деятельности общественного движения «Штабы Навального» приведено к немедленному исполнению, что в силу положений указанной статьи придает такому решению одно из свойств законной силы судебного постановления, допускающее исполнение судебного постановления до его вступления в законную силу в тех случаях, когда вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неисполнение такого судебного постановления наступает предусмотренная законом ответственность на тех же основаниях, что и за неисполнение судебного постановления, вступившего в законную силу. Следовательно, решение суда от Дата по делу № в настоящее время обладает свойствами законной силы судебного постановления, и несмотря на то, что разрешает вопрос о правах и об обязанностях конкретных лиц, является актом индивидуального правоприменения, обязательно для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Как следует из указанного решения, установлено, что С.А. являлся руководителем (координатором) регионального структурного подразделения, именующимся «штабом Навального в Адрес». Данные обстоятельства административным истцом не отрицались в ходе рассмотрения дела. Кроме того, согласно постановлению Свердловского районного суда Адрес от Дата, вступившим в законную силу Дата, С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ за то, что, будучи координатором «Штаба Навального в Адрес» организовал публичное мероприятие в форме шествия без подачи уведомления в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Кроме того, согласно сведениям о размере и источниках доходов от Дата, представленным С.А. в Территориальную избирательную комиссию Адрес, последний за период 2020 года получал денежные вознаграждения от Фондов, поименованных решением Московского городского суда от Дата, деятельность которых признана экстремистской. Таким образом, суд считает, что указанным решением подтвержден факт причастности административного истца к вышеуказанным организациям, деятельность которых запрещена на территории России. Доводы административного истца о незаконности бездействия административного ответчика в части не информирования о повестке дня заседания избирательной комиссии и не вручении копии ответа Министерства юстиции РФ по Адрес от Дата суд находит несостоятельными, поскольку такая обязанность законодательством, регламентирующим деятельность Территориальной комиссии Адрес, в частности, Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Регламентом Территориальной избирательной комиссии Адрес, утвержденного решением Территориальной избирательной комиссии Адрес от Дата №, не предусмотрена. Правом ознакомления с документами и материалами дела, согласно пп. «г» п.23 ст.29 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ обладают члены комиссии с правом решающего голоса и члены комиссии с правом совещательного голоса. Административный истец С.А. к указанным лицам не относится. Объективных доказательств заблаговременного обращения С.А. с заявлением о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса С.А., то есть до заседания комиссии, на котором принято решение об аннулировании его выдвижения в качестве кандидата, не представлено. Вместе с тем, следует отметить, что на заседании комиссии, состоявшемся Дата, содержание запрашиваемого С.А. ответа оглашено председателем комиссии, что подтверждается протоколом заседания № и не оспаривается административным истцом. Отсутствие копии ответа Министерства юстиции РФ по Адрес у членов комиссии с правом решающего голоса, а также не предоставление его копии члену комиссии А.А., при том, что содержание ответа до членов комиссии было доведено на заседании в устной форме, о нарушении прав административного истца С.А. не свидетельствует. Доводы административного истца о незаконности принятого комиссией решения от Дата без проведения дополнительной проверки несостоятелен в силу следующего. В соответствии с п.6 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в течение 20 дней. Аналогичное положение содержится в пункте 22 статьи 33 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК (ред. от 07.06.2021) "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Адрес" (принят ЗС ПК Дата). Постановлением Правительства РФ от 18.06.2021 N 932 "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" на Министерство юстиции Российской Федерации возложены обязанности по представлениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий представлять в пределах установленной компетенции имеющиеся сведения о физических лицах (учредителях, руководителях, а также входящих в состав руководящих органов), причастных к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом "О противодействии терроризму", и сведения о которых содержались в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций. При этом обязанность избирательных комиссий по проверке сведений, поступивших из государственного органа, уполномоченного на предоставление той или иной информации, законом не предусмотрена. Учитывая приведенные нормы, доводы административного истца о превышении полномочий комиссии, инициировавшей направление запроса в Министерство юстиции РФ по Адрес, не основан на нормах закона. Исходя из установленных обстоятельств по делу и вышеприведенных норм закона, решение Территориальной избирательной комиссии Адрес от Дата № о признании утратившим статуса кандидата на выборах депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва, аннулировании выдвижения С.А. в качестве кандидата в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу и прекращения всех финансовых операций по специальному избирательному счету кандидата, вынесено уполномоченным органом в пределах представленных полномочий, на основании информации о наличии ограничений, предусмотренных законом, с соблюдением установленного порядка принятия решения. Незаконного бездействия, нарушающего права и законные интересы административного истца, со стороны административного ответчика, судом не установлено. В связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска не имеется. Руководствуясь ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Административное исковое заявление С.А. к Территориальной избирательной комиссии Адрес о признании незаконными решения Территориальной избирательной комиссии Адрес от Дата №, бездействия комиссии, выразившегося в отказе в предоставлении для ознакомления ответа Министерства юстиции РФ по Адрес от Дата, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми в течение пяти дней со дня принятия решения судом. Судья (подпись). Копия верна. Судья Л.А.Богомолова В мотивированном виде изготовлено 19 июля 2021. Суд:Дзержинский районный суд г. Перми (Пермский край) (подробнее)Истцы:Ухов Сергей Анатольевич (подробнее)Ответчики:Министерство юстиции Российской Федерации (подробнее)Упарвлениие министерства Юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (подробнее) Территориальная избирательная комиссия Дзержинского района г. Перми, осуществляющая полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избарательному округу №1 на выборах депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва (подробнее) Иные лица:Избирательная комиссия города Перми (подробнее)Перокурор Дзержинского района г. Перми (подробнее) Судьи дела:Богомолова Л.А. (судья) (подробнее)Судебная практика по:Приговор, неисполнение приговораСудебная практика по применению нормы ст. 315 УК РФ |