Решение № 2А-1-765/2020 2А-1-765/2020~М-1-915/2020 М-1-915/2020 от 11 ноября 2020 г. по делу № 2А-1-765/2020Собинский городской суд (Владимирская область) - Гражданские и административные Дело № 2а-1-765/2020 УИД 33RS0017-01-2020-001696-42 11 ноября 2020 года город Собинка Владимирской области Собинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего Трефиловой Н.В., при секретаре Нестеровой О.В., с участием старшего помощника Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту интересов Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> и его отображениях, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, Владимирский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> и его отображениях, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В обоснование административного искового заявления указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере противодействия распространению запрещенной информации в сети «Интернет». В ходе проверки установлено, что интернет-сайт <данные изъяты> содержит информационный материал визуального характера «Изготовление и продажа медицинских справок». В информации, размещенной на данном сайте, описывается возможность приобретения медицинских справок в военкомат и ГИБДД, медицинских свидетельств и заключений (в том числе об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием), результаты медицинских анализов. Документы предлагается приобрести за любой год на выбор заказчика, также предусмотрен заказ чистых бланков для последующего самостоятельного заполнения. Указан адрес электронной почты, телефон, по которому можно сделать заказ, а также – ассортимент, стоимость предлагаемых к продаже документов, алгоритм действий по их приобретению. Указанная на данном сайте информация доступна для неопределенного круга лиц, распространяется в сети «Интернет», какие-либо ограничения по доступу к указанному интернет-ресурсу не установлены. Фактически на указанном интернет-сайте возможно свободное приобретение медицинских документов, которые могут быть использованы для организации незаконного оборота оружия, неконтролируемой миграции и незаконного осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства, что не отвечает одному из основных направлений государственной политики по противодействию экстремизму в Российской Федерации. Размещенная на интернет-странице информация о возможности получения медицинских документов нарушает положения федерального законодательства Российской Федерации. Определением судьи от 14 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Владимирской области (далее - Управление Роскомнадзора по Владимирской области) (л.д. 2-4). В судебном заседании административный истец старший помощник Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО1 административные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на изложенные выше доводы. Дополнительно указал, что по настоящее время сайт с указанным выше адресом доступен для неопределенного круга лиц. Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Владимирской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился; представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал на то, что доступ к сайту <данные изъяты> свободный, решений об ограничении доступа не принималось (л.д. 26-27). На основании ст. 150 КАС РФ, с учетом мнения старшего помощника Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО1, судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Владимирской области, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 2 указанного закона под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В силу ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В силу ч. 5 ст. 15.1 указанного закона основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной Владимирской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, в сети «Интернет» выявлен электронный адрес <данные изъяты>, на страницах которого описывается возможность приобретения медицинских справок в военкомат и ГИБДД, медицинских свидетельств и заключений (в том числе об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием), результаты медицинских анализов. Документы предлагается приобрести за любой год на выбор заказчика, также предусмотрен заказ чистых бланков для последующего самостоятельного заполнения. Указан адрес электронной почты, телефон, по которому можно сделать заказ, а также – ассортимент, стоимость предлагаемых к продаже документов, алгоритм действий по их приобретению. При этом, вход на указанный интернет-ресурс является свободным, без каких-либо ограничений и предупреждений (л.д. 10-21). Согласно ст. 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ) медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Ст. 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно Порядку выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н, справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Таким образом, сведения, размещенные на сайте <данные изъяты>, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения, использования медицинских документов (справок, заключений, свидетельств) за определенную плату без прохождения медицинского освидетельствования в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, тем самым, побуждают неопределенный круг лиц к совершению уголовно наказуемых деяний, административных правонарушений и способствуют их совершению. Так, незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), а также подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями. Ст. 11.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров. Владельца сайта в сети «Интернет», автора размещенной на нем информации установить не представляется возможным (л.д. 10, 12-14). В единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сайт <данные изъяты> не включен (л.д. 11). Следовательно, наличие в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указанному выше электронному адресу изложенной информации нарушает права неопределенного круга лиц, затрагивает публичные интересы государства и противоречит нормам действующего законодательства. При таких обстоятельствах, в целях предотвращения распространения и использования указанной информации суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований. В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению. Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд административное исковое заявление Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту интересов Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> и его отображениях, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить. Признать информацию, распространяемую посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> и его отображениях, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Настоящее решение является основанием для внесения сайта <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Решение подлежит немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Н.В. Трефилова Решение суда принято в окончательной форме 11 ноября 2020 года. Суд:Собинский городской суд (Владимирская область) (подробнее)Судьи дела:Трефилова Н.В. (судья) (подробнее) |