Решение № 2-269/2021 2-269/2021~М-85/2021 М-85/2021 от 8 июня 2021 г. по делу № 2-269/2021




Дело № 2-269/2021 08 июня 2021 года

УИД 29RS0016-01-2021-000168-42


Р Е Ш Е Н И Е


именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Белоусова А.Л., при секретаре Петрушиной Е.В.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное) о защите пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:


ФИО1 обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное) (далее Управление ПФР в г.Новодвинске) о защите пенсионных прав, указав, что обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32, Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон «О страховых пенсиях»). Решением Управления ПФР в г.Новодвинске от 08.06.2020 ему отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера (далее стаж работы в РКС). Ответчиком отказано во включении в данный стаж работы периодов осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 13.04.1999 по 30.08.1999, с 05.04.2000 по 16.10.2000, с 17.12.2000 по 20.12.2000, с 11.05.2001 по 28.05.2001, с 12.07.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 13.09.2002, с 01.01.2003 по 28.10.2004, с 03.06.2011 по 31.07.2011, с 02.08.2011 по 12.03.2013, так как не подтвержден документально факт ведения предпринимательской деятельности в РКС. При этом, периоды осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до 01.01.2002 не включены и в страховой стаж, в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов. С принятыми ответчиком решением не согласен, так как в эти период осуществлял предпринимательскую деятельность на территории Пинежского района Архангельской области, где постоянно проживал. Факт уплаты страховых взносов подтверждается справкой об отсутствии у него задолженности перед Пенсионным фондом РФ. В связи с чем, с учетом поданного заявления об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит обязать ответчика включить в стаж работы в РКС и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях» указанные периоды осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и обязать ответчика назначить и выплачивать ему досрочную страховую пенсию по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях».

Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали, уточнив дату, с которой истец просит обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости – с 22.05.2020. Дополнительно пояснили, что исходя из характера, условий и места осуществления истцом предпринимательской деятельности на территории Пинежского района Архангельской области, где истец постоянно проживал, его деятельностью являлось животноводство, что истец подтвердил документально при обращении к ответчику.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании против исковых требований истца возразила, по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, считает отказ Управления ПФР в г.Новодвинске во включении спорных периодов в стаж работы в РКС и приравнённых к ним местностях (далее МКС), обоснованным. Отсутствие у истца необходимого стажа работы в РКС и МКС, является основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Третье лицо государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Архангельской области и Ненецком автономном округе, извещённое о рассмотрении дела надлежаще в судебное заседание своего представителя не направило. Согласно представленного письменного отзыва на иск просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Центр ПФР по выплате пенсий в АО и НАО.

Третье лицо Межрайонная ИФНС России № 3 в Архангельской области и Ненецком автономном округе, извещенное о рассмотрении дела надлежаще, в судебное заседание своего представителя не направило, в представленном письменном отзыве также просят рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, мнения по иску не высказало.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы наблюдательных дел индивидуального предпринимателя ФИО1 № 3632, № 1594, материалы пенсионного дела Управления ПФР в г.Новодвинске № 48 на ФИО1 и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации с 01.01.2015 на страховые пенсии установлены Законом «О страховых пенсиях».

Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 8 Закона «О страховых пенсиях»).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях», в редакции закона действовавшего до 01.01.2019, страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, назначалась мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено по материалам дела, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовую деятельность в особых климатических условиях МКС начал с 16.07.1986.

В спорные периоды с 13.04.1999 по 28.10.2004 и с 03.06.2011 по 12.03.2013 истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на территории Пинежского района Архангельской области.

Регистрация в системе обязательного пенсионного страхования ФИО1 произведена 09.06.1999.

20 мая 2020 года истец обратился в Управление ПФР в г. Новодвинске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

По решению Управления ПФР в г. Новодвинске от 08.06.2020 № 170187/20-353 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием необходимого стажа работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» и стажа работы в РКС и МКС и по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием необходимого стажа работы в РКС и МКС.

Как следует из указанного решения Управления ПФР в г. Новодвинске и данных о стаже истца, его страховой стаж составил с учетом льготного порядка подсчета до 01.01.2002 более 25 лет, календарный стаж работы в РКС, с учетом сложения стажа работы выработанным в МКС (в порядке предусмотренном п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях») составил 08 лет 05 месяца 12 дней.

Истец не согласен с таким отказом ответчика, полагая, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях» приобрел с 27.03.2020 с учетом переходящих положений, предусмотренных ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, по истечении шести месяцев с даты возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях» в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 (с 27.09.2019).

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 14 указанного закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Закона «О страховых пенсиях»).

Согласно п. 4 ст. 14 Закона «О страховых пенсиях», Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, в п. 11 которых указано, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п. 19 названных правил, периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 01.01.1991 подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей. Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 01.01.1991 подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 01.01.2001 документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 01.01.2001 документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению N 1 (п. 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий).

В соответствии с п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Закона "О страховых пенсиях", в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы, в том числе документы подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подтверждаются в соответствии с «Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н (п. 84 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии).

Согласно п. 4 названного Порядка, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (п. 13 «Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости»).

В силу ч. 1 ст. 21 Закона «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует также каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно ранее действовавшему Федеральному закону от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть первая статьи 3); при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Аналогичные положения о праве граждан на страховую пенсию закреплены и в ныне действующем Законе «О страховых пенсиях».

Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).

Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательский доход граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу рискового характера этой деятельности не является постоянным и гарантированным, что значительно затрудняет контроль со стороны государственных органов. Именно с особенностями индивидуальной предпринимательской деятельности, которая существенно отличается от экономической деятельности организаций, связано, в частности, установление для индивидуальных предпринимателей возможности применения специальных налоговых режимов (например, переход на уплату единого налога на вмененный доход при осуществлении отдельных видов деятельности - глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставляя им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода определил порядок уплаты ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до и после 01.01.2002.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 22 Закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч. 4 ст. 22 Закона "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по рсобственной инициативе.

Как установлено по материалам дела, согласно выданному администрацией МО «Пинежский район» свидетельству от 13.04.1999, истец ФИО1 был зарегистрирован 13.04.1999 в качестве индивидуального предпринимателя под регистрационным номером 1037 на три года, с видом деятельности «Производство и реализация сельскохозяйственной продукции» и «Торгово-закупочная деятельность» на территории Пинежского района Архангельской области.

13 апреля 1999 года истец, как индивидуальный предприниматель был поставлен на учет в качестве налогоплательщика в государственной налоговой инспекции по Пинежскому району (номер регистрации 793).

В этот же день (13.04.1999) истец, как индивидуальный предприниматель был поставлен на учет в качестве страхователя в уполномоченном органе ПФР по Пинежскому району (номер регистрации 1594) согласно поданному заявлению от 13.04.1999, в котором подтвердил, что был ознакомлен с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионной фонд Российской Федерации, утвержденный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1.

28 октября 2004 года истец, как индивидуальный предприниматель был снят ИМНС России по Пинежскому району с налогового учета, в связи истечением срока действия свидетельства о регистрации.

По итогам проведенной ИМНС России по Пинежскому району 30.08.2001 со службой уполномоченных ПФР по Пинежском району сверки расчетов в отношении плательщика страховых взносов ИП ФИО1 составлен акт сверки расчетов, подписанный данными службами о нулевых показателях уплаты и переплатыИП ФИО1 страховых взносов в ПФР до 01.01.2001по состоянию на 15.07.2001.

Согласно полученных ответчиком от Межрайонной ИФНС России № 3 в Архангельской области и Ненецком автономном округе сведений от 25.09.2019 (л.д.62), сведений об уплате истцом страховых взносов за указанные периоды до 31.12.2001 в архиве данного налогового органа также не имеется, о чем Инспекция указала и в своем письменном ответе на запрос суда от 19.03.2021 (л.д.99).

В дальнейшем начиная с 2004 года, ответчиком, действующим уже в статусе самостоятельного юридического лица, в отношении истца, как индивидуального предпринимателя проводилась досудебная работа по взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 28.10.2004, о чем свидетельствуют выставленные истцу требования об уплате возникшей недоимки от 13.05.2005 № 736 (за период с 01.01.2002 по 31.12.2002), от 19.03.2004 № 308 (за период с 01.01.2003 по 31.12.2003), от 16.03.2005 № 128 (за период с 01.01.2004 по 28.10.2004), которые не были исполнены истцом добровольно. Поэтому их взыскание произведено в судебном порядке по искам ответчика к истцу на основании решения Арбитражного суда Архангельской области от 15.10.2004 по делу № (за 2003 год), решения мирового судьи судебного участка № 2 Пинежского района Архангельской области от 26.10.2005 по делу № № (за 2002, 2004 годы).

При чем, несмотря на судебное взыскание указанной недоимки по страховым взносам за период с 01.01.2002 по 28.10.2004, истец не произвел их уплату сразу, что послужило основание для предъявления ответчиком исков к истцу о взыскании начисленной пени, что подтверждается решением мирового судьи судебного участка № 1 Пинежского района Архангельской области от 22.10.2007 по делу № №, заочным решением мирового судьи судебного участка № 1 Пинежского района Архангельской области от 11.08.2008 по делу № 2-406/2008.

Взыскание данной задолженности произведено службой судебных приставов в принудительном порядке и на текущий период истец не имеет задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 28.10.2004.

Из представленного истцом ответчику 07.09.2004 письменного заявления следует, что в период с 13.04.1999 по 28.10.2004 истец никакой предпринимательской деятельности не осуществлял.

Согласно представленной истцом трудовой книжки в указанный период регистрации в качестве индивидуального предпринимателя истец с 31.08.1999 по 04.04.2000, с 17.10.2000 по 16.12.2000, с 21.12.2000 по 10.05.2001, с 29.05.2001 по 11.07.2001, с 14.09.2002 по 31.12.2002 выполнял работу на условиях постоянной занятости по трудовому договору в РКС и данные периоды трудовой деятельности включены ответчиком в стаж работы истца в РКС.

Давая анализ изложенным обстоятельствам в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами и сопоставляя их с названными нормами права, суд считает что истцом в ходе судебного разбирательства по настоящему делу не опровергнут вывод ответчика об отсутствии законных оснований для включения заявленных истцом периодов с 13.04.1999 по 30.08.1999, с 05.04.2000 по 16.10.2000, с 17.12.2000 по 20.12.2000, с 11.05.2001 по 28.05.2001, с 12.07.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 13.09.2002, с 01.01.2003 по 28.10.2004 в стаж работы в РКС поскольку, ни факт осуществления такой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в эти периоды в РКС на стабильной и постоянной основе, ни факт уплаты обязательных платежей за период до 31.12.2001 истцом доказан не был, а содержащиеся в деле доказательства наоборот свидетельствует о том, что такая деятельность истцом в эти периоды не велась.

То обстоятельство, что истец исполнил с нарушением свои обязательства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 28.10.2004 наделяет его правом в данном случае на включение этого периода в страховой стаж для назначения пенсии, но не в специальный стаж работы в РКС, что выполнено ответчиком при принятии решения по заявлению истца о назначении страховой пенсии.

Ссылка истца на представленные в материалы дела справки администрации МО «Сурское» от 22.09.2020 № 1219 и ГБУ АО «ПинежскийрайСББЖ» Сурский ветпункт от 24.10.2020 не порочат указанный вывод суда, поскольку противоречат указанным письменным доказательствам и бесспорно не подтверждают исполнение истцом обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет ПФР за период до 31.12.2001 и ведение предпринимательской деятельности в РКС на стабильной и постоянной основе.

Поэтому требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в стаж работы в РКС для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 13.04.1999 по 30.08.1999, с 05.04.2000 по 16.10.2000, с 17.12.2000 по 20.12.2000, с 11.05.2001 по 28.05.2001, с 12.07.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 13.09.2002, с 01.01.2003 по 28.10.2004, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Судом также установлено, что в период с 03.06.2011 по 12.03.2013 истец вновь был зарегистрирован и осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности «Животноводством» (01.2). В связи с этим, 07.06.2011 истец был зарегистрирован в качестве страхователя в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе Архангельской области (Управления ПФР в Пинежском районе).

Постоянным местом жительства истца на момент осуществления указанной деятельности и по настоящее время, являлся с. Сура Пинежского района Архангельской области, отнесенный к районам Крайнего Севера.

Согласно сведениям, содержащимся на лицевом счете истца, представленных в материалы дела по форме СЗИ-НВП по состоянию на 05.06.2020, а также в справке Управления ПФР в Пинежском районе от 15.02.2013 № 21, содержащейся в материалах наблюдательного дела ИП ФИО1 № 3632 и справке Управления ПФР в г. Новодвинске от 20.09.2019 № 4353 (л.д.63), за период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 03.06.2011 по 12.03.2013, истцом исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме. Данные периоды осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (09.06.1999) отражены на лицевом счете истца с кодом работы в районе Крайнего Севера.

В указанные периоды предпринимательской деятельности с 03.06.2011 по 12.03.2013 истец на постоянной и стабильной основе осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, оказывая на территории с. Сура Пинежского района Архангельской области услуги животноводства и продажи его продуктов населению, что подтверждается материалами дела – справками администрации МО «Сурское» от 22.09.2020 № 1219 и ГБУ АО «ПинежскийрайСББЖ» Сурский ветпункт от 24.10.2020, представленными истцом в Межрайонную ИФНС России № 3 в Архангельской области и Ненецком автономном округе налоговыми декларациями по налогу уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2011 год с указанной суммой дохода 66075 руб., за 2012 год с указанной суммой дохода 60400 руб., за 2013 год с указанной суммой дохода 0 руб., справками Межрайонной ИФНС России № 3 в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 25.09.2019 № 07-25/09344, от 19.03.2021 № 03-14/02197, расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012, 2013 годы, содержащиеся в материалах наблюдательного дела ИП ФИО1 № 3632, договором купли-продажи скота от 01.08.2011 и закупочным актом скота от 01.08.2011, пояснениями истца в судебном заседании и сомнений у суда в такой деятельности не вызывает, учитывая при этом особенности проживания истца в сельской местности и в особых климатических условиях Крайнего Севера.

Довод представителя ответчика об обратном, основанный на том, что, истцом, не представлено документов о своей деятельности, является необоснованным, поскольку на момент рассмотрения заявления истца о назначении пенсии, содержащиеся на его лицевом счете сведения о характере и условиях труда, никем недостоверными не признаны и факт ее осуществления подтвержден истцом документально при обращении к ответчику с заявлением о назначении пенсии, а также сведениями, содержащимися в материалах наблюдательного дела истца № 3632.

В рассматриваемом случае обязанность предоставить в орган ПФР необходимые сведения о периоде своей предпринимательской деятельности с 03.06.2011 по 12.03.2013 и произвести уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование истец исполнил в полном объеме и данный факт ответчиком не оспаривается.

В выданной справке от 15.02.2013 № 21, содержащейся в материалах наблюдательного дела ИП ФИО1 № 3632, Управление ПФР в Пинежском районе, по месту нахождения которого ИП ФИО1 был зарегистрирован в качестве страхователя, подтверждало МИФНС России № 3 правильность и достоверность предоставленных ИП ФИО1 сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе, по периодам работы в особых климатических условиях района Крайнего Севера.

Все указанные сведения и документы ответчику были доступны на момент рассмотрения заявления истца о назначении пенсии, однако их надлежащая оценка дана не в полном объеме, что привело к принятию необоснованного решения об отказе во включении данных периодов в стаж работы истца в районе Крайнего Севера в полном объеме за исключением одного дня 01.08.2011.

Таким образом, из представленных истцом доказательств следует, что местом регистрации и осуществления им предпринимательской деятельности в эти периоды являлось с. Сура Пинежского района Архангельской области, отнесённого к районам Крайнего Севера, где истец оказывал услуги на постоянной основе с целью извлечения прибыли.

Из исследованных в судебном заседании доказательств судом не установлено иных сведений о трудовой, либо иной деятельности истца за данные периоды с 03.06.2011 по 12.03.2013, в том числе в местности, не отнесенной к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Анализ указанных обстоятельств и представленных истцом доказательств, не опороченных ответчиком ни в какой части, дает суду основания считать, что предпринимательская деятельность истца с 03.06.2011 по 12.03.2013 осуществлялась по месту своего жительства в с. Сура Пинежского района Архангельской области, что наделяет его правом требовать включение данного периода в стаж работы в районах Крайнего Севера.

В связи с чем, исковые требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 03.06.2011 по 31.07.2011, с 02.08.2011 по 12.03.2013, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вывод ответчика о том, что истцом доказан факт такой деятельности только за 01.08.2011, является несостоятельным, поскольку как обоснованно указано истцом и его представителем в судебном заседании приобретение истцом скота 01.08.2011, означает не только его покупку, но и его выращивание и заботу о нем, что невозможно осуществлять лишь в течении одного дня 01.08.2011.

В соответствии со ст. 22 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

При включении в стаж работы истца в районе Крайнего Севера, исключенных ответчиком периодов осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 03.06.2011 по 31.07.2011, с 02.08.2011 по 12.03.2013, календарный стаж работы истца в районах Крайнего Севера, с учетом иных периодов работы, добровольно включенных ответчиком в такой стаж и суммирование его со стажем работы в МКС на момент обращения за назначением пенсии составил с учетом уменьшения возраста, пропорционально отработанному времени для назначения пенсии по достижению возраста 55 лет и 4 месяца менее 14 календарных лет работы в РКС. Стаж работы истца работы в МКС составляет менее 20 календарных лет, что исключает право истца требовать назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях в РФ» с 22.05.2020, в связи с отсутствием необходимого стажа работы в РКС и МКС.

В связи с чем, требования истца о досрочном назначение страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях» удовлетворению не подлежат.

В связи с чем, в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости истцу надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


исковые требования ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное) о защите пенсионных прав, удовлетворить частично.

Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонное) обязанность включить в стаж работы ФИО1 в районе Крайнего Севера для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"периоды осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 03.06.2011 по 31.07.2011, с 02.08.2011 по 12.03.2013.

В удовлетворении остальной части иска ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное) о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям периодов осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 13.04.1999 по 30.08.1999, с 05.04.2000 по 16.10.2000, с 17.12.2000 по 20.12.2000, с 11.05.2001 по 28.05.2001, с 12.07.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 13.09.2002, с 01.01.2003 по 28.10.2004,обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", отказать.

На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новодвинский городской суд Архангельской области.

Председательствующий А.Л. Белоусов

Мотивированное решение

изготовлено 16 июня 2021 года.



Суд:

Новодвинский городской суд (Архангельская область) (подробнее)

Истцы:

Ожго Владимир Цезаревич (подробнее)

Ответчики:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и НАО (подробнее)

Судьи дела:

Белоусов Андрей Леонидович (судья) (подробнее)