Решение № 2-149/2024 2-149/2024(2-1692/2023;)~М-1670/2023 2-1692/2023 М-1670/2023 от 7 февраля 2024 г. по делу № 2-149/2024Лобненский городской суд (Московская область) - Гражданское Дело № 2-149/24 УИД 50RS0022-01-2023-002411-68 Именем Российской Федерации 07 февраля 2024 года г.Лобня Московской области Лобненский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Озеровой Е.Ю. при секретаре Юнкеровой Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Беломестных ФИО4 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Истец обратился в суд с данным иском, указав, что в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по МО от 00.00.0000 № об изменении на основании утвержденных правил землепользования и застройки вида разрешенного использования земельного участка, изменен вид разрешенного использования земельного участка к/н №, находящегося в собственности ФИО1, с вида разрешенного использования «огородничество» на вид разрешенного использования «ведение садоводства». Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования в течение 30 дней со дня получения уведомления о внесении платы. В связи с тем, что плата не поступила, просит взыскать с ответчика иные данные руб. в счет оплаты за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Представитель истца в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлжаще, просил рассматривать дело в его отсутствие. Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал по доводам письменных возражений, не согласился с размером платы, полагая ее завышенной и неверно расчитанной, просил применить срок исковой давности, который должен исчисляться с момента внесения изменений ВРИ в ЕГРН, т.е. с 2019 года. Представитель 3го лица Управления Росреестра по МО в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще. Суд, изучив доводы иска, выслушав ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Материалами дела подтверждается, что на основании постановления Администрации г. Лобня от 00.00.0000 № ФИО1 в собственность бесплатно предоставлен земельный участок площадью 535 кв.м. к/н № по адресу: ................ из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «ведение огородничества»; постановлением Главы г. Лобня от 00.00.0000 № участку присвоен адрес: ................. 00.00.0000 Управлением Росреестра по Московской области в адрес Министерства имущественных отношений направлено уведомление № с перечнем земельных участков, в отношении которых было осуществлено изменение их вида разрешенного использования за период с 00.00.0000 по 00.00.0000 ; в указанный перечень входит принадлежащий ответчику спорный земельный участок к/н №, в отношении которого 00.00.0000 внесена запись об изменении вида разрешенного использования «огородничество» на вид разрешенного использования «ведение садоводства». 00.00.0000 истцом в адрес ответчика направлено уведомление 15исх-16213 об уплате денежных средств за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере иные данные руб., которое не вручено в связи с неполучением адресатом, возвращено за истечением срока хранения 00.00.0000 . 00.00.0000 истцом в адрес ответчика направлена претензия об уплате задолженности, что исполнено не было, претензия не вручена в связи с неполучением адресатом, возвращена отправителю за истечением срока хранения 00.00.0000 . В судебном заседании ответчик не оспаривал, что вид разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка изменен в 2019 году на основании его заявления. Исходя из положений ст. 209 ГК РФ, ст. 37 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Согласно ч. 11 указанной статьи разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 №43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции на юридически значимый период времени, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования. Исключение из правила о внесении денежных средств за изменение вида разрешенного использования закреплено в ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 00.00.0000 №43-ФЗ, согласно которой плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области. Согласно части 4 той же статьи условия и порядок внесения собственниками земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области, платы за изменение видов разрешенного использования таких земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области. Статьей 5.1 Закона Московской области от 00.00.0000 №-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный ч. 16 настоящей статьи. В рассматриваемом случае изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено ответчиком без внесения в бюджет Московской области соответствующей платы, при выборе ответчиком в соответствии со ст. 37 ГрК РФ одного из разрешенных видов использования земельного участка «ведение садоводства» из предусмотренных действующим классификатором видов разрешенного использования земель и установленной территориальной зоной градостроительного зонирования, что не указывает на приведение его в соответствие с утвержденным классификатором, освобождающее от внесения означенной платы. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка утвержден Постановлением Правительства Московской области от 00.00.0000 № «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается» (далее Порядок). Согласно п. 3 Порядка размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле: где: - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 00.00.0000 , исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно; КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка. Пунктом 5.2 Постановления Правительства Московской области №1190/57 предусмотрено, что значения ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (С) устанавливаются в процентах в соответствии с приложением №2 к настоящему Порядку, для случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков после дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков. В соответствии с п. 6.1 Постановления Правительства Московской области №1190/57 в случае если при изменении вида разрешенного использования земельного участка согласно приложениям №1 и №2 к настоящему Порядку значение КС1 превышает значение КС2, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается в размере 10% от значения КС2 и 20% от значения КС2 для случаев каждого последующего изменения вида разрешенного использования земельного участка, начиная с даты вступления в силу настоящего постановления. Кадастровые стоимости земельного участка определяются на основании сведений, предоставляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по запросу Министерства имущественных отношений Московской области. Согласно приложению №2 к Порядку определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица при изменении вида разрешенного использования земельного участка, за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается плата в размере 10% от значения кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, исходя из положений Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с к/н № составил иные данные руб. (иные данные руб. (кадастровая стоимость на 00.00.0000 )*10%). В силу приведенных выше норм материального права, изменение вида разрешенного использования земельного участка предполагает возможность строительства и (или) реконструкции, что определяет взимание платы за изменение вида разрешенного использования на такой вид, как «ведение садоводства». Таким образом, иск подлежит удовлетворению частично в указанной сумме, доводы ответчика о несогласии с размером платы и нарушении порядка ее расчета не основаны на вышеприведенных законоположениях. Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса. В соответствии с ч.2 ст.200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства. В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона №23/96-ОЗ собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма. В соответствии с ч. 16 ст. 5.1 Закона №23/96-ОЗ собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления. Уведомление о необходимости внесения платы направлено Беломестных 00.00.0000 , возвращено отправителю 00.00.0000 , настоящий иск направлен в суд 00.00.0000 , то есть в пределах срока исковой давности, который истекает 00.00.0000 . На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета г.о. Лобня взыскивается госпошлина соразмерно удовлетворенным требованиям в сумме иные данные руб. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области – удовлетворить частично. Взыскать с Беломестных ФИО5 в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка к/н № в размере иные данные руб. В остальной части требований о взыскании платы отказать. Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход бюджета г.о. Лобня в размере иные данные руб. С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 00.00.0000 и обжаловать его в апелляционном порядке в Московский областной суд через Лобненский городской суд в течение 1 месяца. Судья Е.Ю. Озерова Суд:Лобненский городской суд (Московская область) (подробнее)Судьи дела:Озерова Евгения Юрьевна (судья) (подробнее)Судебная практика по:Исковая давность, по срокам давностиСудебная практика по применению норм ст. 200, 202, 204, 205 ГК РФ |