Решение № 2А-739/2020 2А-739/2020~М-627/2020 М-627/2020 от 2 октября 2020 г. по делу № 2А-739/2020

Чердаклинский районный суд (Ульяновская область) - Гражданские и административные



Дело № 2а-739/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

2 октября 2020 года Ульяновская область, р.п. Чердаклы

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова И.В.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарями судебного заседания ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Федеральному казенному учреждению ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области о признании действий (бездействия) незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания при отбывании наказания,

УСТАНОВИЛ:


ФИО3 обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области о признании действий (бездействия) незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания при отбывании наказания, мотивируя свои требования тем, что с 17.10.2017 по настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. С момента поступления в учреждение и до настоящего времени в камере его проживания отсутствует горячее водоснабжение, что является ненадлежащими условиями его содержания. Два года и десять месяцев при отсутствии горячего водоснабжения он лишен возможности осуществлять санитарно-гигиенические процедуры, стирать одежду, производить уборку в камере, чистить зубы и умываться теплой водой. Согласно ответу №... от 31.08.2018 Комсомольским-на-Амуре прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Хабаровского края ФИО4 по обращению Т.В.В.. внесено представление об устранении нарушений и обеспечения горячим водоснабжением камер проживания осужденных. Поскольку длительное время он лишен горячего водоснабжения, чем лишен права на надлежащие условия содержания, это произвольно подвергает его бесчеловечному и унижающему человеческое достоинство обращению, делает невозможным человеческим образом осуществлять санитарные и гигиенические процедуры. Просит признать действия (бездействие) административного ответчика за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отсутствием горячего водоснабжения в камере его проживания в период с 10.10.2017 по 11.08.2020 незаконными, взыскать с административного ответчика компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за отсутствие горячего водоснабжения в размере 103000 руб.

Административный истец ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена. Ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, полагая, что административным ответчиком никаких прав административного истца нарушено не было, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения его исковых требований. При этом также пояснила, что размер компенсации в сумме 103000 руб. является чрезмерным и не отвечающим требованиям разумности и справедливости.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО6 в судебном заседании также полагала, что административным ответчиком никаких прав административного истца нарушено не было, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения его исковых требований.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО7 в судебное заседание не явилась о дате, времени и месте судебного заседания извещена. В письменном отзыве на административное исковое заявление с иском не согласна, поскольку горячее водоснабжение в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических нагревателях накопительного типа, центральное водоснабжение отсутствует. При этом полагает, что размер компенсации в сумме 103000 руб. является чрезмерным и не отвечающим требованиям разумности и справедливости.

Представитель административных ответчиков Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области ФИО8 в судебное заседание не явилась о дате, времени и месте судебного заседания извещена. В письменном отзыве на административное исковое заявление с иском не согласна, поскольку, в случае удовлетворения исковых требований, надлежащим ответчиком является ФСИН России как главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Из содержания ст. 4 КАС РФ следует, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемы прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Из содержания ст. 12.1 УИК РФ следует, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Согласно пп. 1 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;

В силу ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Статьей 13 указанного Закона установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условиям для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

Статьей 10 УИК РФ установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с теми ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания наказания.

В силу ч. 11 ст. 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются ст. 99 УИК РФ. В соответствии п. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

В соответствии с п. 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп (далее СП 17-02), здания ИУ и СУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Согласно пункту 20.5 Инструкции СП 17-02, подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.

В соответствии с п. 19.2.1 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, (введен в действие с 21.04.2018), здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.

Согласно п. 19.2.5 данного Свода правил подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.

Судом установлено, что ФИО3 осужден 16.06.2009 Ульяновским областным судом по ч. 3 ст. 33 п.п. «к,в» ч. 2 ст. 105, п.п. «а,б,з» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 222, ч. 4 ст. 162, ч. 1 ст. 30 п.п. «д,ж,з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, окончательно на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, ч. 5 ст. 69 УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием в ИК особого режима, прибыл 10.10.2017 из ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю для дальнейшего отбывания наказания.

По заявлению Т.В.В. от 10.07.2018 прокурором проведена проверка, в ходе которой установлено, что в камерах, где отбывают наказание осужденные, отсутствует горячее водоснабжение, так как проводятся строительные работы на газовой котельной ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, которая должна обеспечивать горячее водоснабжение осужденных.

По результатам выявленных нарушение прокурором в адрес начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю внесено представление от 31.08.2018 №... о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Согласно заключению о результатах служебной проверки, утвержденному начальником ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 24.09.2018, для обеспечения осужденных горячей водой предусмотрена газовая котельная для обеспечения учреждения горячей водой в летний период времени. На момент утверждения заключения строителями не закончены работы по запуску газовой котельной в эксплуатацию. В 2012 приемку котельной осуществлял недействующий на момент служебной проверки сотрудник, уволен по достижению предельного возраста. Поселковая котельная в летний период времени услугу по горячему водоснабжению не оказывает, поскольку работа котельной носит сезонный характер, в зимний период использовать горячую воду поселковой котельной невозможно, поскольку горячая вода предназначена для технических нужд. Администрацией учреждения ведется работа по поиску организаций для запуска котельной в работу.

Как следует из справки от 23.09.2020 № 27/ТО/55 газовая котельная горячего водоснабжения объекта «Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4 п. Эльбан Хабаровского края» построена ФГУП УС-27 ФСИН России по Хабаровскому краю в 2012. На основании акта осмотра от 12.12.2012 № 17 Комсомольским отделом по надзору за промышленной и энергетической безопасностью «Дальневосточного Управления Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» выдано разрешение на допуск котельной к пусконаладочным работам и комплексному опробованию до 12.03.2013. Акт проведения пусконаладочных работ не составлялся. Данная газовая котельная по акту приемки объекта капитального строительства от 19.11.2012 передана ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Хабаровскому краю, а затем по Акту №... приема-передачи объектов нефинансовых активов от 01.06.2017 – ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. В январе 2017 главным инженером ФГУП УС-27 ФСИН России по Хабаровскому краю в присутствии сотрудника ФКУ СИЗО-4 ввиду окончания поверочного срока на комплексе СГ-ЭК-Вз-р-0,75-65/1,6 заводской №... на очередную поверку работоспособности снято оборудование, в том числе панель оператора ТР 3105Т, которая вышла из строя по причине заводского брака, монтаж остальной аппаратуры не производился. Котельная по состоянию на 21.09.2019 не эксплуатируется по причине демонтажа газового счетчика с корректором, панели оператора ТР3105, не подключена к сети газораспределения. Учреждением направлялись письма в специализированные организации об определении стоимости работ для запуска котельной, 24.03.2020 поступили коммерческие предложения со стоимостью оказания услуг, 25.03.2020 начальнику УФСИН России по Хабаровскому краю было направлено письмо о выделении денежных средств. На данный момент горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа мощностью 1,5 кВт в количестве 25 штук, в пос. Эльбан централизованного горячего водоснабжения не существует.

Как следует из пояснений представителей ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, в камерах, где отбывают наказание осужденные, горячей воды нет.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в период с 10.10.2017 по 11.08.2020 в камере ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где содержится осужденный ФИО3, отсутствовало горячее водоснабжение, что является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении, следовательно, требования административного истца подлежат удовлетворению.

При определении размера компенсации за нарушение условий содержания осужденного суд должен учитывать характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, а также его последствия или отсутствие таковых.

Судом установлено, что с 2017 по настоящее время газовая котельная ФКУ ИК-6 не эксплуатируется в связи с тем, что в 2017 был демонтирован газовый счетчик, вышла из строя панель оператора ТР 3105Т по причине заводского брака, то есть, не по вине административного ответчика, в связи с чем монтаж остальной аппаратуры не производился.

Вместе с тем, административный ответчик предпринимает меры к устранению недостатков, возникших не по его вине, изыскивает способы и средства для ввода котельной в эксплуатацию.

При этом следует учитывать, что газовая котельная является объектом, относящимся к источникам повышенной опасности, и до ввода данного объекта в эксплуатацию необходимо, в том числе, проведение экспертизы на состояние безопасности газовой котельной, что требует значительных временных и финансовых затрат.

Следует также иметь ввиду, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю является казенным учреждением, у которого собственных средств для оплаты соответствующих видов работ, в частности на составление сметной документации на строительно-монтажные работы по трубопроводу горячей воды, не имеется.

В обоснование иска истец сослался только лишь на длительное претерпевание им неудобств, связанных с отсутствием горячей воды. Здесь же следует отметить, что в пос. Эльбан отсутствует централизованное горячее водоснабжение, а обеспечить каждую камеру отдельными водонагревательными приборами у ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю финансовой возможности не имеется.

Учитывая вышеизложенное, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении в сумме 5000 руб.

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно п. 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно пп. 6 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, суд считает необходимым признать незаконными и нарушающим права осужденного ФИО3 действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю выразившиеся в необеспечении ФИО3 горячим водоснабжением, в камере, где отбывает наказание осужденный, а также взыскать с РФ в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России в пользу ФИО3 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 17.10.2017 по 11.08.2020 в размере 5000 руб. В остальной части, а также к остальным ответчика административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227.1, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Административные исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.

Признать незаконными и нарушающим права осужденного ФИО3 действия (бездействие) Федерального казенного учреждения ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю выразившиеся в необеспечении ФИО3 горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание осужденный.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний в пользу ФИО3 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 17.10.2017 по 11.08.2020 в размере 5000 руб.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО3 к Федеральному казенному учреждению ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний отказать.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к УФСИН России по Хабаровскому краю, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 17.10.2017 по 11.08.2020 в сумме 103000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Кузнецов



Суд:

Чердаклинский районный суд (Ульяновская область) (подробнее)

Истцы:

Шайдуллов А.З. (подробнее)

Ответчики:

ФКУ ИК- УФСИН России по Хабаровскому краю (подробнее)

Судьи дела:

Кузнецов И.В. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По делам об убийстве
Судебная практика по применению нормы ст. 105 УК РФ