Решение № 2А-150/2021 2А-150/2021~М-92/2021 М-92/2021 от 9 марта 2021 г. по делу № 2А-150/2021Починковский районный суд (Смоленская область) - Гражданские и административные 2а-150/2021 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 марта 2021 года г.Починок Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А. с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Смоленской области Б.Л.А., при секретаре Панкратовой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Смоленской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени в общей сумме 3034 рубля 40 копеек. Определением Починковского районного суда Смоленской области от 10 марта 2021 года производство по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени, в части требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 289 рублей, пени в сумме 4 рубля 37 копеек, прекращено. Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Смоленской области Б.Л.А. в административном исковом заявлении и судебном заседании указала, что ФИО1 имеет в собственности транспортное средство, которое является объектом налогообложения: автомобиль -----. Сумма исчисленного транспортного налога за налоговый период ** ** ** составила 2700 рублей. В связи с тем, что административный ответчик в установленный срок транспортный налог не уплатил, на сумму недоимки начислены пени за период ** ** ** в сумме 41 рубль 03 копейки. Налогоплательщику были направлены требования об уплате налога и пени. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей. Просит суд взыскать с административного ответчика ФИО1 в доход бюджета задолженность по транспортному налогу, пени в общей сумме 2741 рубль 03 копейки. Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте, дате и времени судебного заседания (л.д.79-80), просит рассмотреть административное дело в отсутствие (л.д.55). В письменном заявлении сослался на то, что ** ** ** автомобиль ----- им был продан, о чем сообщал в отдел судебных приставов, просил организовать розыск транспортного средства для снятия его с регистрационного учета. В ГИБДД ему было отказано в снятии транспортного средства с регистрационного учета по причине его ареста (л.д.54). Руководствуясь положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося административного ответчика, явка которого не является обязательной и не признается судом обязательной. Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, согласно информации (л.д.21, 36-39) ФИО1 принадлежит транспортное средство: автомобиль -----, дата регистрации права ** ** **. В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пп.1 п.1 ст.23); налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац 1 п.1 ст.45). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3 п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации). Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Согласно п.6 ст.58 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении. Согласно п.2 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Пунктом 1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. В случае, если сумма недоимки не превышает 3000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. В силу п.2 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации, при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно п.1 ст.72 Налогового кодекса Российской Федерации, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с п.1 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Межрайонной ИФНС России №1 по Смоленской области ФИО1 был начислен транспортный налог за ** ** ** в общей сумме 2700 рублей, и направлены налоговые уведомления № ** от ** ** **, № ** от ** ** **, № ** от ** ** ** для уплаты налога, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект и сумма налога, подлежащая уплате. Срок уплаты налога установлен не позднее ** ** **, ** ** **, ** ** ** (л.д.18-20, 50). В связи с неуплатой транспортного налога в установленный срок, на основании п.2 ст.69, п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной ИФНС России №1 по Смоленской области в адрес административного ответчика ФИО1 направлены требования № **, № **, № ** об уплате налогов, пени по состоянию на ** ** **, ** ** **, ** ** ** со сроком уплаты до ** ** **, ** ** **, ** ** ** (л.д.9-10, 12, 14-15, 17). Разрешая заявленные требования, суд, установив все имеющие значение для дела фактические обстоятельства, проанализировал положения Налогового кодекса Российской Федерации применительно к возникшим правоотношениям, а также действия налогового органа по исчислению подлежащего уплате ФИО1 транспортного налога и пени на предмет их соответствия требованиям законодательства и приходит к выводу об удовлетворении иска, поскольку неуплата ФИО1 вышеуказанного налога в установленные законом сроки нашла свое подтверждение материалами дела, доказательств уплаты задолженности ФИО1 суду представлено не было. Суммы задолженности по уплате транспортного налога и пени соответствуют представленным в суд расчетам, в частности исковому заявлению, требованиям об уплате налога и пени, таблицам расчетов взыскиваемых сумм. Так, сумма исчисленного транспортного налога за налоговый период ** ** ** - 900 рублей, ** ** ** - 900 рублей, ** ** ** - 900 рублей; на сумму недоимки начислены пени за период со ** ** ** по ** ** ** в размере 15 рублей 82 копейки, за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 12 рублей 92 копейки, за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 12 рублей 29 копеек (л.д.2-4, 9-16). Административным ответчиком расчеты сумм задолженности, представленные административным истцом, не оспорены. Иного расчета ФИО1 не представлено. В соответствии с п.2, 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации (редакция статьи на момент обращения налогового органа к мировому судье), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Поскольку общая сумма налога, пеней, превысила 3000 рублей с момента выставления требования № ** от ** ** ** со сроком исполнения до ** ** ** (л.д.14-15), заявление о вынесении судебного приказа, исходя из требований, установленных абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, могло быть подано налоговым органом не позднее ** ** **. С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье ** ** ** (л.д.1-6, 22 обозренного судом гражданского дела №2а-689/2020-41), то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования, судебный приказ вынесен ** ** ** (л.д.23 обозренного судом гражданского дела №2а-689/2020-41), отменен ** ** ** (л.д.27 обозренного судом гражданского дела №2а-689/2020-41), административный иск направлен в суд ** ** ** (л.д.2-4, 25), то есть в пределах установленного законом срока. Ссылку административного ответчика ФИО1 о том, что транспортного средства -----, в его собственности нет на протяжении более семи лет, о чем он сообщал в отдел судебных приставов, в ГИБДД ему было отказано в снятии транспортного средства с регистрационного учета по причине ареста, суд отклоняет, поскольку из информации, имеющейся в материалах административного дела (л.д.21, 36-39), усматривается, что ФИО1 принадлежит транспортное средство: автомобиль -----, дата регистрации права ** ** **. Доказательств, подтверждающих отсутствие регистрации спорного транспортного средства на имя административного ответчика, не представлено. Согласно ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В силу п.1 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Из буквального смысла приведенного положения ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от наличия договора купли-продажи и фактического владения транспортным средством иным лицом. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 26 января 2017 года №149-О, в п.2 которого указано, что Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.)). В материалы дела административным ответчиком представлена копия договора купли-продажи автомобиля ----- от ** ** ** (л.д.56); постановление о запрете на регистрационные действия в отношении указанного транспортного средства было вынесено судебным приставом-исполнителем ... районного отделения судебных приставов УФССП России по ... ** ** ** (л.д.84); ** ** ** ФИО1 в рамках исполнительного производства № ** о взыскании задолженности по кредитному договору № ** и судебных расходов обратился в ... районное отделение судебных приставов УФССП России по ... с ходатайством о снятии запрета с транспортного средства -----, ** ** ** вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) в связи с тем, что ФИО1 не предоставлены подтверждающие продажу вышеуказанного транспортного средства документы (л.д.82-83). Кроме того, суд отмечает, что требования административным истцом заявлены по транспортному налогу за ** ** **, пени за период со ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, постановление о запрете на регистрационные действия в отношении указанного транспортного средства было вынесено судебным приставом-исполнителем лишь ** ** **. Таким образом, у административного ответчика ФИО1 имелось достаточно времени с момента заключения договора купли-продажи автомобиля (** ** **) до момента вынесения постановления о запрете на регистрационные действия в отношении указанного транспортного средства (** ** **) совершить действия, направленные на снятие транспортного средства с государственного учета. В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета, от уплаты которой административный истец был освобожден, исходя из суммы иска по требованию имущественного характера в размере 400 рублей. Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Смоленской области, удовлетворить. Взыскать с ФИО1 (ИНН <***>) в доход бюджетов задолженность по транспортному налогу с физических лиц за ** ** ** в размере 900 рублей, за ** ** ** в размере 900 рублей, за ** ** ** в размере 900 рублей, в общей сумме 2700 рублей; пени за период со ** ** ** по ** ** ** в размере 15 рублей 82 копейки, за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 12 рублей 92 копейки, за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 12 рублей 29 копеек, в общей сумме 41 рубль 03 копейки (расчетный счет <***>, ИНН <***>, УФК по Смоленской области (Межрайонная ИФНС России №1 по Смоленской области), банк отделение Смоленское г.Смоленск, БИК 046614001, ОКАТО (ОКТМО) 66636101, код транспортного налога 18210604012021000110 ОКТМО 66633485, код пени транспортного налога 18210604012022100110 ОКТМО 66633485). Взыскать с ФИО1 (ИНН <***>) государственную пошлину в доход соответствующего бюджета по месту совершения юридически значимого действия в размере 400 рублей. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: В.А.Шабанова Мотивированное решение в окончательной форме принято 12 марта 2021 года. Суд:Починковский районный суд (Смоленская область) (подробнее)Судьи дела:Шабанова Валентина Анатольевна (судья) (подробнее) |