Решение № 2А-1992/2020 2А-1992/2020~М-1203/2020 М-1203/2020 от 21 октября 2020 г. по делу № 2А-1992/2020




Дело № 2а-1992/2020

УИД: 22RS0068-01-2020-001485-90


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

22 октября 2020 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

судьи: Мальцевой О.А.

при секретаре: Абрамовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:


Межрайонная ИФНС России № 15 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО2, просит взыскать с административного ответчика налог на имущество физических лиц за 2017 в размере 142 624 руб., пени, начисленные на данную недоимку в размере 2 158,38 руб.

В обоснование требований указано, что согласно данным органов, осуществляющих государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов технической инвентаризации, ФИО2 является собственником недвижимого имущества, а именно иных строений, помещений и сооружений по адресам: ...., лит. Ж (№ ...., лит. А (№), ...., лит. Д (№ .... (№ ...., лит. Е №), ...., лит. В (№). Исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов сумма налога на имущество за 2017 год составила 142 624 руб.

Налоговое уведомление, требование об уплате налогов и сборов направлены налогоплательщику в установленном порядке, вместе с тем, оплата задолженности в установленный срок не произведена.

В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка, начислены пени. Судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен по заявлению административного ответчика.

В судебное заседание административный истец, административный ответчик не явились, извещены надлежаще. В ходе рассмотрения дела административный ответчик иск не признала, просила произвести перерасчет налога на имущество физических лиц исходя из его кадастровой стоимости. Кроме того, указала, что спорное имущество было уничтожено пожаром в 2010 году.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст.ст. 399, 400, 401 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из материалов дела следует, что в 2017 году ФИО2 являлась собственником следующего имущества:

- нежилого здания (здание бытовых помещений) по адресу: ...., лит. №), общей площадью 130 кв.м., кадастровая стоимость 209 677 руб., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;

- нежилого здания (здание скотоубойного цеха) по адресу: ...., лит. №, общей площадью 252,6 кв.м., кадастровая стоимость 407 418,54 руб., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;

-нежилого здания (здание весовой) по адресу: ...., лит. № общей площадью 19,4 кв.м., кадастровая стоимость 31 290,26 руб., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

- сооружения скважины по адресу: ...., лит. №), общей площадью 10,8 кв.м., кадастровая стоимость 17 419,32 руб., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;

- нежилого здания (здание насосной) по адресу: .... (№ общей площадью 11,8 кв.м., кадастровая стоимость 19 032,22 руб., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;

- нежилого здания (здание свиноматочника) по адресу: ...., лит. А (№ общей площадью 1 383,7 кв.м., кадастровая стоимость 2 231 769,73 руб., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости) может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

На территории Алтайского края до 01.01.2020 порядок исчисления налоговой базы из кадастровой стоимости не установлен, в связи с чем, налоговым органом налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Вместе с тем, постановлением от 15 февраля 2019 года N 10-П Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности пунктов 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, в той мере, в какой они служат нормативным основанием для определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и обусловленного применяемым способом определения налоговой базы размера налоговой ставки в тех субъектах Российской Федерации, в которых продолжает применяться инвентаризационная стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения.

Конституционный Суд признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, указав, что они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл пунктов 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В судебное заседание от административного ответчика поступило ходатайство об использовании при исчислении налога на имущество кадастровой стоимости объектов недвижимости, как наиболее приближенной к реальной стоимости соответствующего объекта.

Учитывая, что сумма налога, рассчитанная из кадастровой стоимости объекта недвижимости значительно меньше размера налога, исчисленного из инвентаризационной стоимости объектов, с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 г. N9 10-П ответчик вправе требовать в индивидуальном порядке в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц за 2017 год использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки.

Исходя из положений пунктов 2, 6 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, подлежит применению налоговая ставка равная 0,5% (в отношении прочих объектов налогообложения, в частности, нежилых зданий).

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи (п.6 ст.406 НК РФ).

На момент исчисления налога на имущество физических лиц за 2017 год на территории Алтайского края налоговые ставки, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, установлены не были.

В связи с изложенным по данному спору подлежат применению налоговые ставки, предусмотренные п.2 ст.406 НК РФ, в размере 0,5% в отношении нежилого здания.

Согласно ч. 5 ст. 408 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

На основании вышеизложенного, налог на имущество физических лиц за 2017 год исчисленный исходя из кадастровой стоимости, составит:

- в отношении объекта по адресу: ...., лит. Д (№ 677 руб. (налоговая база) *0,5% (налоговая ставка) *11/12 (период владения с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.) = 961 руб.

-в отношении объекта по адресу: ...., лит. Е №): 407 418,54 руб. (налоговая база) *0,5% (налоговая ставка) *11/12 (период владения с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.)= 1 867 руб.

- в отношении объекта по адресу: ...., лит. В (№): 31 290, 26 руб. (налоговая база) *0,5% (налоговая ставка) *11/12 (период владения с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.) = 143 руб.

- в отношении объекта по адресу: ...., лит. Ж №): 17 419,32 руб. (налоговая база) *0,5% (налоговая ставка) *11/12 (период владения с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.) = 80 руб.

- в отношении объекта по адресу: .... (№): 19 032,22 руб. (налоговая база) *0,5% (налоговая ставка) *11/12 (период владения с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.) = 87руб.

- в отношении объекта по адресу: ...., лит. А №),: 2 231 769, 73 руб. (налоговая база) *0,5% (налоговая ставка) *11/12 (период владения с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.) = 10 229 руб.

Итого:13 367 руб. (80 руб. + 10 229 руб. + 961 руб. + 87 руб.+ 1867 руб.+ 143 руб.). Сумма налога исчислена с учетом положений ч.6 ст. 52 Налогового кодекса РФ в полных рублях, в данном случае, с округлением до полного рубля.

При этом, учитывается, что право собственности на спорные объекты недвижимости у ФИО2 прекращено 22.11.2017, то есть после 15-го числа указанного месяца, что в силу в силу ч. 5 ст. 408 НК РФ является основанием для расчета налога за полный месяц.

Таким образом, налог на имущество физических лиц за 2017 год составляет 13 367 руб.

В силу части 2.1 статьи 408 НК РФ в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.

Из материалов дела следует, что с заявлением о прекращении существования объектов недвижимости налогоплательщик в налоговые органы не обращался, сведения об их гибели либо уничтожении в уполномоченных органах отсутствуют. Материалы инвентаризационного и кадастрового дел доказательств уничтожения спорных нежилых помещений не содержат, таковые ответчиком в судебное заседание также не представлены. При этом, учитывается, что объекты недвижимости как по состоянию на 2017 год, так и в настоящее время состоят на кадастровом и инвентаризационном учете.

В этой связи, доводы ФИО2 об отсутствии оснований для взыскания недоимки не основаны на нормах действующего законодательства.

Из материалов дела следует, что в соответствии с положениями ч.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление об уплате налога за 2017 год № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом налога и сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом, что подтверждается списком заказных писем №, сведениями АИС Налог-3 ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данному налоговому уведомлению.

На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ в связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № об уплате недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данному требованию.

Адрес места жительства налогоплательщика, указанный в налоговом уведомлении, требовании и списках заказных писем, соответствует месту регистрации ответчика на момент направления указанных документов, что подтверждается адресной справкой.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок направления административному ответчику налогового уведомления и требования.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно требованию срок оплаты недоимки установлен до 13.03.2019. В установленный срок оплата налога ответчиком не произведена. 01.08.2019, то есть в течение 6-ти месяцев по истечении установленного в требовании срока, административный истец обратился за выдачей судебного приказа, который 06.09.2019 определением мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Барнаула по заявлению должника отменен.

В суд с настоящим иском налоговый орган обратился 04.03.2020, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа. Таким образом, установленный ст. 48 НК РФ срок принудительного взыскания недоимки за 2017 год соблюден.

Учитывая изложенное, с ФИО2 подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 13 375 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Расчет пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 отражен в требовании № 2953 по состоянию на 01.02.2019, вместе с тем, он подлежит перерасчету с учетом изменения размера основного платежа:

13 367 руб. х7,50%/300х13 дн. (с 04.12.2018 по 16.12.2018) = 43,44 руб.

13 367 руб. х7,75%/300 х46 дн. (с 17.12.2018 по 31.01.2019) = 158,8 руб., а всего 202,24 руб.

С учетом установленных по делу обстоятельств, требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению в части. С ФИО2 подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 13 367 руб., пени в размере 202,24 руб.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Барнаул подлежит взысканию госпошлина в сумме 384 руб. пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:


Административный иск Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю с зачислением в соответствующий бюджет налог на имущество за 2017 год в сумме 13 367 руб., пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 202,24 руб.

В остальной части иска – отказать.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Барнаула государственную пошлину в размере 384 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Мальцева



Суд:

Центральный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) (подробнее)

Судьи дела:

Мальцева Ольга Анатольевна (судья) (подробнее)