Решение № 2А-174/2024 2А-174/2024~М-36/2024 М-36/2024 от 21 февраля 2024 г. по делу № 2А-174/2024Красносельский районный суд (Костромская область) - Административное Дело № 2а-174/2024 УИД 44RS0013-01-2024-000043-55 Именем Российской Федерации 21 февраля 2024 года п. Красное-на-Волге Красносельский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Смолин А.Н., при секретаре Беляеве И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красносельского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим со дня принятия постановления администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 10.03.2023 года №87 «О резервировании земель для муниципальных нужд», Прокурор Красносельского района Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим со дня принятия постановление администрации Красносельского муниципального района от 10.03.2023 №87 «О резервировании земель для муниципальных нужд». Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Красносельского района Костромской области проанализированы нормы постановления администрации Красносельского муниципального района от 10.03.2023 года №87 «О резервировании земель для муниципальных нужд» на предмет его соответствия законодательству РФ. Согласно ч.1 ст.70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования. Согласно п. 2 и п. 3 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям среди прочего, связанным со строительством, реконструкцией объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами. Согласно п. 1 Постановления администрация приняла решение зарезервировать для муниципальных нужд земли общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные в кадастровом квартале <данные изъяты>, по направлению на юго-запад от села Здемирово Красносельского муниципального района Костромской области, согласно прилагаемой к постановлению схеме. Согласно данному постановлению резервирование земель осуществлено в соответствии с охранным договором (обязательством) № от ДД.ММ.ГГГГ по недвижимому памятнику истории и культуры (объекту археологического наследия) Костромская область, Красносельский район, д. Здемирово «Стоянка Здемирово, II до н.э.» в целях сохранения окружающей среды в границах объекта культурного наследия Федерального значения «Стоянка Здемирово, II до н.э.». Между тем из ст.ст.49,56.3,70.1 Земельного кодекса РФ не вытекает, что эти обстоятельства влекут резервирование земель для государственных или муниципальных нужд. По смыслу ст.56.3 Земельного кодекса РФ, само по себе заключение охранного договора (обязательства) по недвижимому памятнику истории и культуры (объекту археологического наследия) не является основанием для изъятия и резервирования земельных участков. Постановлением администрации от 10.03.2023 №87 «О резервировании земель для муниципальных нужд» зарезервирован земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., что не соответствует площади самого памятника истории и культуры «Стоянка Здемирово, II до н.э.», согласно паспорта его площадь составляет около 220 мx70 м. Учитывая изложенное резервирование земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты>, постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 10.03.2023 года № 87 «О резервировании земель для муниципальных нужд» проведено с нарушением действующего законодательства, в отсутствие предусмотренных действующим законодательством обоснований. Кроме этого оспариваемое постановление администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 10.03.2023 года № 87 подписано (издано) первым заместителем главы администрации Красносельского муниципального района Костромской области ФИО1, не имеющим на это полномочий. Исходя из положений закона и Устава Главы муниципального района полномочия по изданию постановлений и распоряжений местной администрации как нормативного, так и ненормативного характера отнесены федеральным законодательством и Уставом к полномочиям главы муниципального района, а, следовательно, являются полномочиями исключительно главы муниципального района ФИО2 и не могут быть переданы иным лицам, в том числе первому заместителю главы местной администрации ФИО1, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 Устава. Вместе с тем, постановление администрации Красносельского муниципального района от 10.03.2023 №87 подписано первым заместителем главы администрации Красносельского муниципального района ФИО1, который на тот момент не исполнял обязанности главы муниципального района, и соответственно не имел права подписи. Следовательно, указанное постановление принято неуполномоченным лицом. По данному факту прокурором района ДД.ММ.ГГГГ на незаконный нормативный правовой акт принесен протест. В ответе на протест от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) требования прокурора района об отмене постановления администрации Красносельского муниципального района от 10.03.2023 №87 остались без удовлетворения. Выявленные факты недопустимы и подлежат незамедлительному устранению, так как влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на предоставление земельных участков. В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 исковые требования поддержала по основаниям в них изложенным. Дополнительно пояснила, что на момент вынесения оспариваемого постановления 10.08.2023 г. и вплоть до 19.02.2024 г. на территории Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, в том числе с. Здемирово действовал генеральный план от 2015 года, в котором зарезервированные земли значились как луга/пастбища. Изменения в генеральный план Подольского сельского поселения в части изменения в части изменения функциональной зоны земель с луга/пастбища на земли рекреации были внесены после согласования в администрации Костромской области лишь 19.02.2024 г. на основании решения Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области №1035. В оспариваемом постановленииречи об изменении функциональной зоны резервируемых земель на земли рекреации не указывалось. В представленном материале территориального планирования, подготовленного ЗАО «Проектинвест», на основании которого готовились изменения в генеральный план Подольского сельского поселения, утвержденные решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области №1035 от 19.02.2024 г., зона рекреационных земель не указана. Административный ответчик - администрация Красносельского муниципального района Костромской области надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения административного спора, своего представителя не направила, просила о рассмотрении дела без своего участия. От представителя административного ответчика ФИО4 действующей на основании доверенности поступил письменный отзыв, в котором указывает, что исковые требования не признает, не усматривает предусмотренных законом оснований для отмены постановления администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 10.03.2023 года № 87, поскольку оспариваемое постановление принималось в целях сохранения окружающей среды в границах объекта культурного наследия «Стоянка Здемирово,II до н.э.», с резервированием земель в кадастровом квартале <данные изъяты>, по направлению <адрес> для муниципальных нужд.Решение о резервировании земель принимается на основании документации по планировке территории. Согласно генерального плана Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области «Стоянка Здемирово,II до н.э.» указан как памятник архиологии. Публично правовой компанией Роскадастром Костромской области в соответствии с указанным постановлением проведена регистрация зарезервированных земель, наложено обременение, что указывает о его законности.Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории культуры. В отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. Первый заместитель главы администрации Красносельского муниципального района Костромской области ФИО1 наделен правом подписания правовых актов администрации в соответствии с должностным регламентом и ст.34 Устава Красносельского муниципального района Костромской области.в настоящее время подготовлен проект внесения изменений в Генеральный план Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, которым предусмотрено, что на зарезервированных земельных участках будет установлена территориальная зона, предусматривающая использование земельного участка только для целей рекреации. Заинтересованное лицо - администрация Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района, в судебное заседание своего представителя не направила, о дате и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом. Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области, своевременно и надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ указало о том, что в соответствии с ч.2 ст.49 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации объект архиологического наследия и земельный участок, в пределах которых онрасполагается находятся в гражданском обороте раздельно. Действующее законодательство не содержит ограничений по формам собственности на земельные участки, в пределах которых находятся объекты архиологического наследия.Вопрос удовлетворения административных исковых требований прокурора оставляет на усмотрение суда. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно п.2 ч.2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Исходя из п.1 ч. 5 ст. 217.1 КАС РФ, к признакам акта, обладающего нормативными свойствами, относятся наличие в таком акте общеобязательных правил, распространяющихся на неопределенный круг лиц и рассчитанных на неоднократное применение. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Из материалов дела следует, что 10.03.2023 года первым заместителем главы администрации Красносельского муниципального района подписано постановление администрации Красносельского муниципального района Костромской области Костромской области № 87, которым для муниципальных нужд зарезервированы земли общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенные в кадастровом квартале <данные изъяты>, по направлению <адрес>, согласно прилагаемой Схеме (Приложение № к постановлению). Срок резервирования земельных участков установлен три года со дня официального опубликования постановления. Пунктом 2 указанного постановления установлен запрет на предоставление земельных участков в зоне резервируемых территорий с момента принятия указанного постановления. Постановление администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 10.03.2023 года № 87 «О резервировании земель для муниципальных нужд» официально опубликовано в Официальном информационном бюллетене муниципального образования Красносельского муниципального района Костромской области «Вестник Красноселья» от 10.03.2023 года № 6 (193), который согласно части 4 статьи 54 Устава муниципального образования Красносельского муниципального района Костромской области является официальным источником опубликования текстов муниципальных правовых актов. Суд полагает, что указанное постановление является нормативным правовым актом, поскольку определяет правила поведения, обусловленные резервированием земельных участков, обязательные для неопределенного круга лиц, следовательно, рассчитанные на неоднократное применение. В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд. В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования. Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: выполнением международных договоров Российской Федерации; строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами. Согласно ч. 2 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 70.1 ЗК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 года № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с п.п. 2 и 3 указанного Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель принимается на основании документации по планировке территории. Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель. Согласно п. п. 7, 8 этого же Положения решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с частями 1 и 4 статьи 41, частью 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса РФ (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) к документации по планировке территории относятся проект планировки территории и проект межевания территории, подготовка которых осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделение элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ). Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ). Документация по планировке территории в границах поселения утверждается органом местного самоуправления (часть 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ). Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ). Документом территориального планирования применительно к территории сельского поселения является генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ). Исходя из приведенных норм, решение о резервировании земель на территории сельского поселения для муниципальных нужд принимается на основании документации по планировке территории поселения, разработанной в соответствии с генеральным планом поселения, при этом резервирование допускается в установленных документацией зонах планируемого размещения объектов местного значения. Судом установлено, что на территории Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области на момент вынесения оспариваемого постановления №87 «О резервировании земель для муниципальных нужд» 10.03.2023 г. вплоть до 19 февраля 2024 года действовализначально Генеральный план, утверждённый решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района №396 от 28.05.2013 г, в который в последующем были внесены изменения на основании решения на основании решения Совета депутатов Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области второго созыва №171 от 25.09.2015 г., согласованные с собранием депутатов Красносельского муниципального района Костромской области 17.11.2015 г.(л.д.74,75,76,77,78,79). В соответствии с данным документом территориального планирования, зарезервированные оспариваемым постановлением земли и земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные в кадастровом квартале <данные изъяты> по направлению <адрес>, относились к категории земель сельскохозяйственного назначения (луга, пастбища). В левом верхнем углу (с. Здемирово) указан памятникархиологиипод номером 1 «Стоянка Здемирово, II до н.э.».Площадь указанного памятника архиологиифедерального значения согласно представленных охранного договора (обязательства) № от ДД.ММ.ГГГГ и паспорта к нему составляет 220м Х70 м., т.е. 15400 кв.м. (л.д.29-43). Его границы в установленном законодательством порядке не утверждены, защитная зона от объекта культурного наследия не действует, сведения о предмете охраны объекта культурного наследия в установленном законодательством порядке не утверждены. Между тем из содержания ст.ст.49,56.3,70.1 Земельного кодекса РФ не следует, что указанные обстоятельства должны являться основанием для резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. По смыслу ст.56.3 Земельного кодекса РФсамо по себе наличие заключенного охранного договора (обязательства) по недвижимому памятнику истории и культуры (объекту архиологического наследия) размером 220мХ70м, не может служить достаточным основанием для изъятия и резервирования земельных участков общей площадью <данные изъяты> кв.м. Это же следует из письменного отзыва Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 09.02.2024 г., в котором указано, что в соответствии с ч.2 ст.49 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации объект архиологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Действующее законодательство не содержит ограничений по формам собственности на земельные участки, в пределах которых находятся объекты архиологического наследия (л.д.61). Судом исследовался ответ администрации Красносельского муниципального района Костромской области за № от ДД.ММ.ГГГГ на протест прокурора от ДД.ММ.ГГГГ относительно вынесенного постановления администрации Красносельского муниципального района №87 от 10.03.2023 г. «О резервировании земель для нужд муниципальных нужд», в котором в обоснование не согласия с протестом указывается о том, что на согласование администрации Костромской области направлен проект изменений в генеральныйплан Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, в котором вышеуказанные зарезервированные земли будут включены в зону рекреации, с приложением карты градостроительного зонирования (границ зон с особыми условиями использования территории Подольского сельского поселения (внесение изменений в Правила землепользования и застройки), карты функционального зонированияуказанного сельского поселения, внесение изменений в генеральный план (основной чертеж) (л.д.22-24,25,26-28). Решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области №1035 от 19.02.2024 г. были утверждены изменения в генеральный план Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, разработанные ЗАО «Проектинвест», в котором согласно представленнойвыкопировке зарезервированные земли по оспариваемому постановлению переведены из земель луга/пастбища в зону земель рекреации. Вместе с тем в самих материалах территориального планирования зона рекреационных земель в с. Здемирово не указана (л.д.80,81,82-93). Довод административного ответчика о том, что резервирование земельных участков постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 10.03.2023 года № 87 «О резервировании земель для муниципальных нужд» осуществлено правомерно в соответствии с изменениями,внесенными в генеральный план Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, которым предусмотрено отнесение места нахождения земель общей площадью <данные изъяты> кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> к землям рекреации, суд находит не основанным на законе, исходя из установленного принципа действия правовых актов во времени, учитывая, что в силу положений части 3 статьи 1, части 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешить дело на основании норм действующего законодательства и правовых актов. На момент принятия оспариваемого постановления администрации Красносельского муниципального района Костромской области №87 от 10.03.2023 г. земли относились к зоне луга\пастбища, основанием для резервирования земель указывалось наличие объекта архиологическогонаследия в соответствии с охранным договором (обязательством) № «Стоянка Здемирово, II до н.э., про зону рекреации речи не велось. Сам факт того, что филиал ППК «Роскадастр» по Костромской области, в соответствии с оспариваемым постановлением внес в ЕГРН сведения о зоне резервирования указанных земель, присвоив соответствующий реестровый номер, вопреки ошибочному мнению представителя ответчика в письменном отзыве, не свидетельствует о законности оспариваемого постановления. Кроме того, муниципальный нормативный правовой акт - постановление администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 10.03.2023 года № 87 «О резервировании земель для муниципальных нужд» подписано (издано) первым заместителем главы администрации Красносельского муниципального района Костромской области ФИО1, при этом сведений о том, что глава Красносельского муниципального района Костромской области ФИО2, являющаяся высшим должностным лицом муниципального района, уполномоченная Уставом муниципального района на издание муниципальных правовых актом, не имела возможности исполнять возложенные на нее полномочия, суду не представлено. В соответствии с Уставом муниципального образования Красносельского муниципального района Костромской области, принятым решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области пятого созыва от 25.02.2021 года № 652 (далее также - Устав), местную администрацию возглавляет Глава муниципального района на принципах единоначалия. Глава муниципального района - высшее должностное лицо муниципального района, которое наделено собственными полномочиями по решению вопросов местного значения на территории муниципального образования. Глава муниципального района избирается гражданами, проживающими на территории муниципального района и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на пять лет (ст. 31). В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты (пункт 3 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Согласно части 4 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Частью 6 названной статьи определено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования (часть 7 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Согласно статья 45 Устава в систему муниципальных правовых актов входят: 1) Устав муниципального района, правовые акты, принятые на местном референдуме; 2) нормативные и иные правовые акты Собрания депутатов муниципального района; 3) правовые акты главы муниципального района, администрации муниципального района; 4) правовые акты председателя контрольно-счетного органа муниципального района. П. 6 ч. 3 ст. 32, ст. 52 Устава Глава муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Костромской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Собрания депутатов муниципального района, издает постановления администрации муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Костромской области, а также распоряжения администрации муниципального района по вопросам организации работы администрации муниципального района. Согласно статья 34 Устава первый заместитель главы муниципального района может временно исполнять полномочия главы муниципального района, в том числе по изданию правовых актов, только в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального района либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности, а также в случае его временного отсутствия (отпуск, болезнь, командировка и т.д.). Анализируя нормы действующего законодательства и Устава суд приходит к выводу о том, что полномочия по изданию постановлений и распоряжений местной администрации как нормативного, так и ненормативного характера отнесены федеральным законодательством и Уставом к полномочиям Главы муниципального района, а, следовательно, являются полномочиями исключительно Главы муниципального района ФИО2 и не могут быть переданы иным лицам, в том числе первому заместителю главы местной администрации ФИО1, за исключением случаев, предусмотренных ст.34 Устава. Решением Красносельского районного суда Костромской области от 21.09.2023 г., вступившего в законную силу 25.12.2023 г. на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда по аналогичным основаниям было признано недействующим со дня принятия постановление Администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 10.03.2023 г. №88 «О резервировании земель для муниципальных нужд». Довод представителя административного ответчика в письменном отзыве о том, что первый заместитель главы администрации в соответствии с должностной инструкцией наделен обязанностями по подписанию постановлений и распоряжений администрации Красносельского муниципального района Костромской области по всем вопросам деятельности, суд находит не основанным на положениях закона, поскольку п. 3.7 должностной инструкции первого заместителя главы администрации Красносельского муниципального района <адрес>, предусматривающий данную обязанность, противоречит положениям Устава, как муниципального акта, имеющего большую юридическую силу (л.д.94-103,104-106). Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что резервирование земли общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в кадастровом квартале <данные изъяты>, по направлению <адрес>, постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 10.03.2023 года №87 «О резервировании земель для муниципальных нужд» проведено с нарушением действующего законодательства в отсутствие надлежащего обоснования резервирования, на установление зоны рекреации не ссылались. Общая площадь зарезервированной земли составляет <данные изъяты> кв.м., при незначительной площади самого памятника истории и культуры «Стоянка Здемирово, II до н.э.» (15 400 кв.м). Также постановление подписано (издано) лицом, не обладающим на то полномочиями. В связи с чем, суд приходит к вводу об удовлетворении требований административного истца и необходимости признания недействующим со дня принятия постановления Администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 10.03.2023 года № 87 «О резервировании земель для муниципальных нужд» Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Таким официальным печатным изданием в соответствии со ст. 54 Устава муниципального образования Красносельский муниципальный район Костромской области является информационный бюллетень "Вестник Красноселья". Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175, 180, 215 КАС Российской Федерации, суд Исковые требования прокурора Красносельского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим со дня принятия постановления Администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 10.03.2023 года № 87 «О резервировании земель для муниципальных нужд», удовлетворить. Признать недействующим со дня принятия постановление Администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 10.03.2023 года № 87 «О резервировании земель для муниципальных нужд». Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в информационном бюллетене "Вестник Красноселья". Решение в течение месяца со дня его вынесения мотивированной части может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд. Судья: А.В. Смолин Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2024 года Суд:Красносельский районный суд (Костромская область) (подробнее)Судьи дела:Смолин Алексей Николаевич (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |