Решение № 2А-1143/2020 2А-1143/2020~М-972/2020 М-972/2020 от 2 ноября 2020 г. по делу № 2А-1143/2020Балахнинский городской суд (Нижегородская область) - Гражданские и административные Дело №2а-1143/2020 Копия УИД 52RS0010-01-2020-002036-82 Именем Российской Федерации г.Балахна 02 ноября 2020 года Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Плеханова В.А., при секретаре Дегтяревой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной ИФНС России №5 по Нижегородской области к ФИО1 <данные изъяты> о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, Межрайонная ИФНС России №5 по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам и пени. В обоснование предъявленных требований административный истец указал, что ФИО1 с <дата> по <дата> была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. За время осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанность по уплате страховых взносов, предусмотренную положениями Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в связи с чем, у него образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 в размере 40,64 руб., В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ (ред. от 30.11.2016) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 администраторами страховых взносов являются налоговые органы. В установленные законодательством сроки налогоплательщик данный налог не уплатил, в связи с чем, в соответствии со ст.75 НК РФ административным истцом были начислены пени за неуплату в установленный срок указанного налога. В адрес административного ответчика было направлено требование № от <дата> об уплате налога, пеней, в т.ч. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет федерального фонда ОМС. Выставленное административному ответчику требование об уплате недоимки по налогу и пени административным ответчиком до настоящего времени не исполнено. Кроме прочего, административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу настоящего административного искового заявления, мотивируя тем, что процессуальный срок пропущен в связи с поздним выявлением задолженности, большой загруженностью сотрудников правового подразделения инспекции, а также полагает, что пропуск срока на подачу административного искового заявления незначителен. Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заедания, о чем в материалах дела имеются данные, в суд не явился, в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным. Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрение дела извещена надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Проверив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Из положений п. 1 ст.6 и п. 1 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» следует, что индивидуальные предприниматели являются страхователями и застрахованными лицами. На основании п. п. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». До 01.01.2017 в момент осуществления административным ответчиком предпринимательской деятельности отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» также было определено, что индивидуальный предприниматель является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Таким образом, при возникновении у физического лица статуса индивидуального предпринимателя у него одновременно возникает обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Пунктом 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. В соответствии со ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Материалами дела установлено, что административный ответчик ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 20.06.2012 по 22.04.2015, в связи с чем, несла обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В связи с неуплатой страховых взносов в установленные законом сроки административному ответчику были начислены пени в соответствии со ст.25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». На основании ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», гл.34 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней № 06204115 ТН 0046138 от 12.02.2015 со сроком исполнения до 24.02.2015. Таким образом, из приведенных выше доказательств следует, что административный истец в течение установленного законом срока с момента образования у административного ответчика задолженности по налогам и пени, не превышающей 3000 рублей, а именно до <дата> в суд не обратился, пропустив процессуальный срок. В обоснование уважительности причин пропуска срока обращения в суд, налоговый орган ссылается на позднее выявление задолженности и большую загруженность сотрудников правого подразделения, а также административный истец полагает, что срок пропуска является незначительным. Между тем, суд приходит к выводу, что оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется, поскольку доказательства наличия объективных причин, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, в материалах дела отсутствуют. У административного истца имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке с учетом компетенции и количества сотрудников инспекции. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания причин пропуска срока уважительными. Таким образом, на дату обращения с настоящим административным иском в суд, административный истец уже утратил право на принудительное взыскание с ФИО1 недоимки по страховым взносам в связи с пропуском установленного вышеуказанными нормами срока. Доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено. На основании изложенного, административный иск не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд. Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств. Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд В удовлетворении требований межрайонной ИФНС России №5 по Нижегородской области о взыскании с ФИО1 <данные изъяты> недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 40,64 руб., пени в размере 4,64 руб., а всего 45,28 руб. - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья подпись В.А. Плеханов Решение не вступило в законную силу. Подлинник решения находится в административном деле №2а-1143/2020 в Балахнинском городском суде Нижегородской области. Копия верна. Судья В.А. Плеханов Секретарь М.В. Дегтярева Суд:Балахнинский городской суд (Нижегородская область) (подробнее)Судьи дела:Плеханов В.А. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |