Решение № 2А-1277/2020 2А-1277/2020~М-1119/2020 М-1119/2020 от 6 октября 2020 г. по делу № 2А-1277/2020Невинномысский городской суд (Ставропольский край) - Гражданские и административные УИД 26RS0024-01-2019-002303-62 № 2а – 1277 / 2020 Именем Российской Федерации г. Невинномысск 06 октября 2020 года Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Душко Д.А., с участием административного истца старшего помощника прокурора г. Невинномысска Ставропольского края Ткаченко Н.А., действующего в интересах ФИО1, представителя ФИО1 в лице адвоката Щеренко Д.А., действующего на основании ордера № С 161213 от 01 октября 2020 года, представителя административного ответчика Администрации г. Невинномысска Ставропольского края и заинтересованного лица Управления жилищно – коммунального хозяйства Администрации г. Невинномысска Ставропольского края в лице ФИО2, действующей на основании доверенности от 26 ноября 2019 года и от 17 января 2020 года, при секретаре судебного заседания Сергиенко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Невинномысска Ставропольского края, действующего в интересах ФИО1, к Администрации г. Невинномысска Ставропольского края о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, Прокурор г. Невинномысска Ставропольского края, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с административным иском к Администрации г. Невинномысска Ставропольского края о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В обоснование административного иска указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО3, действующей по доверенности от ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о несогласии с постановлением Администрации г. Невинномысска Ставропольского края об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Проверкой установлено, что ФИО1 является ветераном Великой отечественной войны, так как проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР по призыву и по контракту в период с 03 декабря 1944 года по 29 января 1972 года, а также является инвалидом 1 группы бессрочно. Кроме того, согласно медицинскому заключению врачебной комиссии ГБУЗ СК «Городская больница» г. Невинномысска № 285 от 21 мая 2020 года ФИО1 по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе. ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <...>, общей площадью 45,4 кв.м. совместно с дочерью ФИО3, внучкой ФИО4 и правнуком ФИО5, которые также зарегистрированы в указанном жилом помещении. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО3 Собственного жилья ФИО1, а также члены его семьи ФИО4 и ФИО5 не имеют. 20 февраля 2020 года ФИО3 на основании доверенности от 14 июня 2019 года представила в жилищный отдел Управления жилищно – коммунального хозяйства Администрации г. Невинномысска Ставропольского края документы и заявление о признании ФИО1 нуждающегося в жилом помещении и включении в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». Постановлением Администрации г. Невинномысска Ставропольского края от 14 апреля 2020 года № 615 ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 3 ст. 54 ЖК РФ (не истек пятилетний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ). В ходе проверки установлено, что ФИО1 92 года, он является инвалидом 1 группы бессрочно, так как полностью потерял зрение, вследствие чего самостоятельно себя обслуживать не может, нуждается в постоянном постороннем уходе и присмотре, который и осуществляет проживающая с ним его дочь ФИО3 Необходимость постоянного постороннего уходы подтверждается медицинским заключением № 285 от 21 мая 2020 года. До 13 февраля 2020 года ФИО3 была зарегистрирована по адресу: <...>, однако по указанному адресу не проживала. Изменить место регистрации ФИО3 вынуждена в связи с тем, что в отношении указанного жилого помещения собственником было принято решение о ее продаже. Более того, это было ее самостоятельное решение, на которое ФИО1 никак не мог повлиять. ФИО3 была вынуждена зарегистрироваться в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, что не может свидетельствовать о намеренных действиях со стороны ФИО1 по ухудшению своих жилищных условий. Кроме того, в силу морально – этических норм и ч. 1 ст. 87 СК РФ, согласно которой трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них, ФИО3 осуществляет в отношении ФИО1 свои обязанности по содержанию и заботе о нем, а поэтому проживает совместно со своим отцом. Кроме того, ФИО3 на основании доверенности получает за ФИО1 пенсию, покупает продукты питания, лекарства, товары первой необходимости, ухаживает за ним, поскольку самостоятельно ФИО1 не может выполнять бытовые и гигиенические потребности. Вместе с тем, администрация расценила действия ФИО3 по регистрации в принадлежащей ей квартире, как умышленные действия со стороны ФИО1 по ухудшению своих жилищных условий, что является не обоснованным, нарушает права ФИО1 на обеспечение жилым помещением (Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 20158 года № 67 – КГ15 – 2). Просит признать незаконным постановление Администрации г. Невинномысска Ставропольского края от 14 апреля 2020 года № 615 об отказе в принятии на учет ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просит обязать Администрацию г. Невинномысска Ставропольского края принять ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В судебном заседании административный истец старший помощник прокурора г. Невинномысска Ставропольского края Ткаченко Н.А. поддержал административные исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании (от 02 октября 2020 года) административный истец старший помощник прокурора г. Невинномысска Ставропольского края Воронина О.В. пояснила, что ФИО3 была зарегистрирована по адресу: <...>, с 29 января 1991 года по 13 февраля 2020 года. На сегодняшний день ФИО1, что подтверждается медицинским заключением, не может самостоятельно ухаживать за собой, практически ничего не видит, нуждается в постоянном постороннем уходе. ФИО3 вынуждена проживать совместно с ФИО1, кроме того, с ними проживает также внучка со своим сыном, то есть в квартире проживают 4 человека. В собственности никогда ФИО1 никакого жилья не имел и не имеет. Жилье, в котором он ранее проживал, принадлежало его супруге на праве собственности, в последующем супруга оставила наследство своей дочери. Кроме того, нет никаких правовых оснований говорить о том, что ФИО1 является собственником какого – либо недвижимого имущества, так как государственная регистрация является единственным доказательством наличия или отсутствия права. Так как на сегодняшний день за ФИО1 не зарегистрировано никакого права, говорить о том, что он является собственником нельзя. Кроме того, основанием отказа постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 3 ст. 54 ЖК РФ явился тот факт, что не истек пятилетний срок, других оснований Администрацией г. Невинномысска Ставропольского края не указано. Даже если принять во внимание тот факт, что лично ФИО1 ухудшил свои жилищные условия, прошло уже 12 лет. В судебном заседании представитель ФИО1 в лице адвоката Щеренко Д.А., поддержал исковые требования прокурора г. Невинномысска Ставропольского края и просил их удовлетворить в полном объеме. При этом указал, что доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, основаны на неверном толковании закона. Сам ФИО1 не совершал никаких действий по ухудшению своих жилищных условий, так и ни члены его семьи жилищные условия не ухудшали. В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г. Невинномысска Ставропольского края и заинтересованного лица Управления жилищно – коммунального хозяйства Администрации г. Невинномысска Ставропольского края в лице ФИО2 просила отказать в административном иске в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях. В судебное заседание заинтересованное лицо представитель Министерства строительства и архитектуры по Ставропольскому краю не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, имеется ходатайство с просьбой рассмотреть административное дело без участия представителя. В соответствии с поступившим отзывом Министерство строительства и архитектуры по Ставропольскому краю просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, считает, что семья ФИО1, исходя из суммарной площади жилых помещений, принадлежащих членам семьи, нуждающимися не являются. Исходя из положений ст. 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованного лица, учитывая наличие доказательств, подтверждающих его надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных ст. 150 КАС РФ. Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие – либо обязанности. В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В п. 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции от 09 января 2010 года) указано на необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны. Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений. Кроме того, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. При этом жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей –инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Судом установлено, что ФИО1 является ветераном Великой отечественной войны, так как проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР по призыву и по контракту в период с 03 декабря 1944 года по 29 января 1972 года, что подтверждается справкой военного комиссариата г. Невинномысска и Кочубеевского района Ставропольского края. В соответствии со справкой Бюро № 15 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» от 11 августа 2014 года ФИО1 установлена 1 группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. Согласно медицинскому заключению врачебной комиссии ГБУЗ СК «Городская больница» г. Невинномысска № 285 от 21 мая 2020 года ФИО1 по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе. Из его паспорта следует, что ФИО6 родился ДД.ММ.ГГГГ года, что соответствует данным военного билета. В соответствии с удостоверением Военного комиссариата г. Невинномысска ФИО1 является ветераном – участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст.ст. 14, 17 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с подп. «з» п. 1 ч. 1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно – учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 1941 – 1945 годов не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Суд считает, что установленные обстоятельства не должны являться препятствием для истца, выполнившего свой воинский долг, в получении социальных гарантий, предусмотренных для ветеранов Великой Отечественной войны. 20 февраля 2020 года ФИО1 обратился к заместителю главы Администрации г. Невинномысска Ставропольского края с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма как ветерану Великой Отечественной войны. Постановлением Администрации г. Невинномысска Ставропольского края от 14 апреля 2020 года № 615 ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (не истек пятилетний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ). Из акта обследования жилищных условий ФИО1 от 20 февраля 2020 года следует, что ФИО1 проживает по адресу: <...>. Данная квартира принадлежит ФИО3, которая состоит и двух комнат, общей площадью 45,4 кв.м., жилой площадью 30,7 кв.м. На данной жилплощади ФИО1 проживает совместно с дочерью ФИО3, внучкой ФИО4 и правнуком ФИО5, которые также зарегистрированы в указанном жилом помещении. Меры социальной поддержки данной категории ветеранов указаны в ст. 17 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в частности п. 4 данной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно –учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. На основании ч.ч. 1, 2 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно – коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14 – 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 – 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом Ставропольского края от 2 июня 2010 года № 39-кз «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, в соответствии с Федеральными законами установлены формы предоставления финансируемых за счет средств федерального бюджета мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий – это субсидия или единовременная денежная выплата на приобретение или строительство (участие в долевом строительстве) жилья. Порядок предоставления субсидий и порядок предоставления единовременной денежной выплаты утверждены соответственно Постановлением Правительства Ставропольского края от 17 декабря 2008 г. № 200-п «О предоставлении субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, в соответствии с Федеральными законами и Постановлением Правительства Ставропольского края от 10 апреля 2010 г. № 109-п «Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, указанным в подп.подп. 2 и 3 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Порядок постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося определен ЖК РФ. ЖК РФ установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении, как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрен ст. 51 ЖК РФ. Письмом от 18 января 2010 года № 809-СК/07 Министерства Регионального развития Российской Федерации разъяснено, что исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан. К ним относятся малоимущие; иные, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими в целях обеспечения их жильем отсутствует. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Решением Думы г. Невинномысска Ставропольского края от 28 июня 2006 года № 67-9 «О мерах по реализации ЖК РФ» утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории г. Невинномысска Ставропольского края в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека. В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из содержания указанной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение 5 лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Приведенные положения ЖК РФ с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, свидетельствуют о том, ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Как усматривается из материалов гражданского дела, ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <...>, общей площадью 45,4 кв.м., совместно с дочерью ФИО3, внучкой ФИО4 и правнуком ФИО5, которые также зарегистрированы в указанном жилом помещении. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО3 Согласно выписке из ЕГРН собственного жилья ФИО1 не имеет. До 10 апреля 2017 года ФИО3 на праве собственности принадлежало жилое помещение, общей площадью 56,9 кв.м., расположенное по адресу: <...>. Администрация ссылается на тот факт, что если бы ФИО3 не произвела отчуждение указанного жилого помещения, то нуждаемость у ФИО1 определялась бы с учетом суммы общих площадей жилых помещений по адресам: ул. Партизанская, д. 9 А, кв. 95 и ул. Партизанская, д. 9 А, кв. 94, соответственно 45,4 + 56,9 кв.м. / 5 = 20,46 кв.м. на одного члена семьи, что более учетной нормы площади жилого помещения приходящегося на одного человека, при этом считая членами семьи вместе с заявителем 5 человек. Однако с таким выводом суд не может согласиться, поскольку ФИО3 ранее была зарегистрирована по адресу: <...>, с 29 января 1991 года по 13 февраля 2020 года и членом семьи ФИО1 на момент продажи жилого помещения по адресу: ул. Партизанская, д. 9 А, кв. 94, не являлась. Изменить место регистрации ФИО3 вынуждена в связи с тем, что в отношении указанного жилого помещения собственником было принято решение о его продаже и ФИО1 никак не мог повлиять на ее решение о продаже. ФИО3 вынуждена была зарегистрироваться в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении по адресу: ул. Партизанская, д. 9 А, кв. 95, что не может свидетельствовать о намеренных действиях со стороны ФИО1 по ухудшению своих жилищных условий. Кроме того, в силу морально – этических норм и ч. 1 ст. 87 СК РФ, согласно которой трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них, ФИО3 осуществляет в отношении ФИО1 свои обязанности по содержанию и заботе о нем, а поэтому проживает совместно со своим отцом. Вместе с тем, администрацией расценены действия ФИО3 по регистрации в принадлежащей ей квартире, как умышленные действия со стороны ФИО1 по ухудшению своих жилищных условий, что является не обоснованным, нарушает права ФИО1 на обеспечение жилым помещением, что также нашло свое отражение в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2015 года № 67-КГ 15-2. На сегодняшний день ФИО1, что подтверждается медицинским заключением, не может самостоятельно ухаживать за собой, нуждается в постоянном постороннем уходе. ФИО3 вынуждена проживать совместно с ФИО1, кроме того, с ними проживает также внучка со своим сыном, то есть в квартире проживают 4 человека. Усматривается, что в собственности ФИО1 никогда никакого жилья не имел и не имеет. Жилье, в котором он ранее проживал, принадлежало его супруге на праве собственности, в последующем супруга оставила наследство своей дочери. При этом суд соглашается с позицией прокуратуры, что нет никаких правовых оснований утверждать, что ФИО1 является собственником какого – либо недвижимого имущества, так как государственная регистрация является единственным доказательством наличия или отсутствия права. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2010 года № 1543-О-О указывается, что по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие – либо права, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (Определение от 19 апреля 2007 года № 258-О-О). Так как на сегодняшний день за ФИО1 не зарегистрировано никакого права, то он не является собственником какого – либо недвижимого имущества. Основанием отказа постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 3 ст. 54 ЖК РФ явился тот факт, что не истек пятилетний срок, других оснований Администрацией г. Невинномысска Ставропольского края не указано. Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения ветерана – участника Великой Отечественной войны, инвалида 1 группы, ФИО1 составляет 45,4 / 4 = 11,35 кв.м., то есть менее предусмотренной учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Думы г. Невинномысска Ставропольского края от 28 июня 2006 года № 67-9 «О мерах по реализации ЖК РФ», которая составляет на одного человека 13 кв.м. С учетом установленных фактических обстоятельств и приведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что оспариваемое постановление администрации нельзя признать законным и обоснованным. Таким образом, проанализировав все исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, а также нормы права в области регулирования спорных правоотношений, в целях восстановления нарушенных прав ФИО1 на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, суд считает необходимым удовлетворить административные исковые требования в полном объеме, признать незаконным постановление Администрации г. Невинномысска Ставропольского края от 14 апреля 2020 года № 615 об отказе в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом суд учитывает, что ФИО1 относится к особой категории граждан и нуждается в социальной поддержке. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием. В порядке ч. 3 ст. 227 КАС РФ в целях восстановления нарушенных прав ФИО1 на Администрацию г. Невинномысска Ставропольского края следует возложить обязанность принять ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, Административные исковые требования прокурора г. Невинномысска Ставропольского края, действующего в интересах ФИО1, к Администрации г. Невинномысска Ставропольского края о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, удовлетворить. Признать Постановление Администрации г. Невинномысска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № 615 об отказе в принятии на учет ФИО1 в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным. Обязать Администрацию г. Невинномысска Ставропольского края принять ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня его принятия. Мотивированное решение по административному делу изготовлено 13 октября 2020 года. Судья Д.А. Душко Суд:Невинномысский городской суд (Ставропольский край) (подробнее)Судьи дела:Душко Денис Анатольевич (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Злоупотребление правомСудебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ Признание права пользования жилым помещением Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ
|