Решение № 3А-156/2024 3А-156/2024(3А-945/2023;)~М-713/2023 3А-945/2023 М-713/2023 от 29 января 2024 г. по делу № 3А-156/2024




УИД: 52OS0000-01-2023-000827-44 Дело № 3а-156/2024 (3а-945/2023)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 29 января 2024 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Дудиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Любимцевой С.В.,

с участием прокурора Маркова Д.В.,

с участием представителя административных истцов– ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год,

У С Т А Н О В И Л:


Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 25 ноября 2022 года.

ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта <данные изъяты> раздела <данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года № 326-13-826786/22.

В обосновании заявленных требований административные истцы указали, что они являются собственниками объекта недвижимого имущества: жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, наименование: жилой дом, общей площадью 1290,90 кв.м., количество этажей: 3, в том числе подземных – 0, расположенного по адресу: [адрес] (ФИО2, принадлежит <данные изъяты> доля, ФИО4 – <данные изъяты> доля. ФИО3 – <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности).

Жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты> расположен на земельном участке с кадастровым [номер], который относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

В пункт <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года № 326-13-826786/22, включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, однако включенный в названные пункты Приложений объект недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), признаками не обладает. Включение данного объекта недвижимости в Приложения неправомерно возлагает на административных истцов, являющихся собственниками жилого дома, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

В отзыве на административное исковое заявление Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области просило отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, указав, что открытым источникам сети «Интернет» здание по адресу [адрес] представляет собой трехэтажное здание коммерческого назначения с собственной парковкой на 30 автомобилей. Имеются баннеры с рекламой об аренде, предложения об аренде помещений, с указанием цены аренды. Первый этаж занимает шоурум (магазин, ориентированный на демонстрацию товара и активную работу с покупателем) фирмы «<данные изъяты>» «<данные изъяты>». Также указано, что внутренняя отделка будет выполняться под арендатора по согласованию сторон. По мнению административного ответчика, размещенная в открытом доступе в сети «Интернет» информация прямо указывает на то, что здание предназначено для использования в качестве административного или торгового центра. Кроме того, указало, что Обследованием здания с КН <данные изъяты>, проведенным [дата], установлено: помещения №1 и часть помещения №10 (по плану) на 1 этаже общей площадью 237,2 кв. м. используются для размещения объектов торговли - залы торгово-выставочных экспозиций бассейнов, саун и каминов. Помещения обустроены бассейнами, выставочными образцами саун, различными видами каминов, мебелью для клиентов; - часть помещений № 3, 10, и помещения № 6, 7 (по плану) на 1 этаже общей площадью 41,1 кв. м. используются в целях делового, административного или коммерческого назначения - офисные помещения. Помещения оборудованы стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемой для обработки и хранения документов, устроены специальные вспомогательные помещения, предназначенные для сотрудников офиса; - часть помещения № 3, помещения №1, 5, 8, 9, 11, 12 (по плану) на 1 этаже, помещение № 2 (по плану) на 2 этаже и помещение № 2 (по плану) на 3 этаже общей площадью 160,6 кв.м. используются для размещения объектов прочего назначения - склады мебели и строительных материалов, кладовка, лестничные клетки; - помещение № 1 (по плану) на 2 этаже и помещение № 1 (по плану) на 3 этаже общей площадью 798,7 кв. м. - не используются. В помещениях осуществляются отделочные работы. При внешнем осмотре здания выявлены наружные рекламные вывески: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» (Акт от [дата]). Обследованием здания с КН <данные изъяты>, проведенным 14.08.2023, установлено: помещения № 2 и часть помещения № 10 (по плану) на 1 этаже общей площадью 237,2 кв. м. используются для размещения торгового зала «<данные изъяты>». Помещения обустроены бассейнами, выставочными образцами саун, различными видами каминов, мебелью для клиентов. Фирма «Маркопул», занимающиеся строительством бассейнов - ООО «<данные изъяты>», <данные изъяты>, основной вид деятельности: Торговля оптовая неспециализированная (46.90), а так же шоурум компании «<данные изъяты>» (камины и сауны) - ООО «ТД «<данные изъяты>», <данные изъяты>, основной вид деятельности: Торговля оптовая прочими машинами, приборами, аппаратурой и оборудованием общепромышленного и специального назначения (46.69.9). - часть помещений № 3, 10, и помещения № 6, 7 (по плану) на 1 этаже общей площадью 41,1 кв. м. используются для размещения офисных помещений. Помещения оборудованы стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемой для обработки и хранения документов, устроены специальные вспомогательные помещения, предназначенные для сотрудников офиса; - часть помещения № 3, помещения №1, 5, 8, 9, 11, 12 (по плану) на 1 этаже, помещения № 1,2 (по плану) на 2 этаже и помещения №1, 2 (по плану) на 3 этаже общей площадью 959,3 кв.м. используются для размещения неиспользуемых помещений, склады мебели и строительных материалов, кладовка, лестничные клетки. Таким образом, на дату проведения обследования (14.08.2023г.) не менее 20% общей площади (22,5% от суммарной площади помещений или 21,6% от площади здания по ЕГРН) объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> используется в целях делового, административного или коммерческого назначения и размещения торговых объектов. (Акт от 18.08.2023). Таким образом, административный ответчик полагает, что спорный объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости для последующего определения размера налоговой базы, поскольку с экономической точки зрения спорный объект недвижимости может использоваться по его функциональному назначению в коммерческих целях и приносить самостоятельный доход.

В отзыве на административное исковое заявление заинтересованное лицо Администрация города Нижнего Новгорода просило в удовлетворении требований административных истцов отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1, доводы административно иска поддержала в полном объеме, просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Также указала, что спорное здание является недостроенным жилым домом без отделки, фактически никак не используется, в аренду не сдавалось.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Учитывая изложенное, а также требования статьи 150 КАС РФ и положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Изучив материалы административного дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора ФИО7, полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 НК РФ).

Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 401 НК РФ, признается расположенное в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании пунктов 1 статьи 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3 ст. 402 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 12 и пункту 2 статьи 399 НК РФ, представительному органу муниципального образования предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ).

В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 05.11.2014 года № 140-З «О применении с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй НК РФ с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Впоследствии решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года № 169 на территории города Нижнего Новгорода был установлен налог на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 НК РФ» (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 02 июня 2017 года № 387, от 30 июля 2018 года № 557) Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183, в том числе, издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п. 4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (п. 4.31).

Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят: 1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области; 2) нормативные правовые акты Губернатора области; 3) нормативные правовые акты Правительства области; 4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.

Пунктом 1 статьи 6 указанного закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 года № 140-З «О применении с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года № 169 «О налоге на имущество физических лиц», суд приходит к выводу о том, что приказ от 16 ноября 2022 года № 326-13-826786/22, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения его в действие. Оспариваемый нормативный правовой акт был размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года № 401-ФЗ); 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В пунктах 3, 4 статьи 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года № 401-ФЗ); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года №401-ФЗ); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории Нижегородской области, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.

Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: - земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (п. 1.2.1); - земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (п. 1.2.2); - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5.); - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7.); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Таким образом, действующее законодательство разграничивают вид разрешенного использования земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и виды разрешенного использования иных земельных участков.

Как следует из материалов дела, ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются собственниками объекта недвижимого имущества: жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, наименование: жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей: 3, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: [адрес] (право собственности зарегистрировано за ФИО4 за [номер] от [дата] – 1/4 доля, право собственности зарегистрировано за ФИО3 за [номер] от [дата] – 1/2 доля, право собственности зарегистрировано за ФИО2 за [номер] от [дата] – 1/4 доля).

В материалы дела представлен технический план здания от [дата].

Административным ответчиком суду представлен акты обследования спорного жилого здания № Сл-326-139205/23 от 21.02.2023г. и № Сл-326-747119/23 от 11.09.2023г.

Согласно актам обследования объекта недвижимости не менее 20 % общей площади здания (22,5 % о суммарной площади помещений или 21,6 % от площади здания по ЕГРН) используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли.

Обследованием здания с КН <данные изъяты> проведенным [дата], установлено: помещения №1 и часть помещения №10 (по плану) на 1 этаже общей площадью 237,2 кв. м. используются для размещения объектов торговли - залы торгово-выставочных экспозиций бассейнов, саун и каминов. Помещения обустроены бассейнами, выставочными образцами саун, различными видами каминов, мебелью для клиентов; - часть помещений № 3, 10, и помещения № 6, 7 (по плану) на 1 этаже общей площадью 41,1 кв. м. используются в целях делового, административного или коммерческого назначения - офисные помещения. Помещения оборудованы стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемой для обработки и хранения документов, устроены специальные вспомогательные помещения, предназначенные для сотрудников офиса; - часть помещения № 3, помещения №1, 5, 8, 9, 11, 12 (по плану) на 1 этаже, помещение № 2 (по плану) на 2 этаже и помещение № 2 (по плану) на 3 этаже общей площадью 160,6 кв.м. используются для размещения объектов прочего назначения - склады мебели и строительных материалов, кладовка, лестничные клетки; - помещение № 1 (по плану) на 2 этаже и помещение № 1 (по плану) на 3 этаже общей площадью 798,7 кв. м. - не используются. В помещениях осуществляются отделочные работы. При внешнем осмотре здания выявлены наружные рекламные вывески: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» (Акт от 31.01.2023).

Обследованием здания с КН <данные изъяты>, проведенным [дата], установлено: помещения № 2 и часть помещения № 10 (по плану) на 1 этаже общей площадью 237,2 кв. м. используются для размещения торгового зала «<данные изъяты>». Помещения обустроены бассейнами, выставочными образцами саун, различными видами каминов, мебелью для клиентов. Фирма «Маркопул», занимающиеся строительством бассейнов - ООО «<данные изъяты>», <данные изъяты>, основной вид деятельности: Торговля оптовая неспециализированная (46.90), а так же шоурум компании «<данные изъяты>» (камины и сауны) - ООО «ТД «<данные изъяты>», <данные изъяты>, основной вид деятельности: Торговля оптовая прочими машинами, приборами, аппаратурой и оборудованием общепромышленного и специального назначения (46.69.9). - часть помещений № 3, 10, и помещения № 6, 7 (по плану) на 1 этаже общей площадью 41,1 кв. м. используются для размещения офисных помещений. Помещения оборудованы стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемой для обработки и хранения документов, устроены специальные вспомогательные помещения, предназначенные для сотрудников офиса; - часть помещения № 3, помещения №1, 5, 8, 9, 11, 12 (по плану) на 1 этаже, помещения № 1,2 (по плану) на 2 этаже и помещения №1, 2 (по плану) на 3 этаже общей площадью 959,3 кв.м. используются для размещения неиспользуемых помещений, склады мебели и строительных материалов, кладовка, лестничные клетки.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1, пояснила, что спорное здание является недостроенным жилым домом без отделки, фактически никак не используется, в аренду не сдавалось.

Жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты> расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, который относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

Иные сведения об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, в ЕГРН отсутствуют.

Соответственно, на момент принятия Перечня на 2023 год, видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был «для индивидуального жилищного строительства».

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, действующего на момент постановке на кадастровый учет вышеуказанных земельных участков (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код 1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (код 1.2.1); земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (код 1.2.2), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9.) и др.).

Такой вид разрешенного использования земельного участка как «для индивидуального жилищного строительства», не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, относится к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, вступившим в силу 24 декабря 2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков.

Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанные земельные участки также не отнесены к земельным участкам, на которых возможно размещать офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В настоящее время действует приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 10 ноября 2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», которым вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Данный приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Приказ Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 утрачивает силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 12 февраля 2021 года № 68, вступающего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – 25 марта 2021 года).

В пункт <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащий на праве собственности административным истцам, однако анализ изложенного указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты> не подпадает под критерии, установленные статьей 387.2 НК РФ, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего указанный объект недвижимости, не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 указанной статьи).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий: - расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пп. 1).

Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не требует наличия одновременно всех условий, предусмотренных в ней как основание для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.

Однако, рассматривая требования административных истцов, суд учитывает, что согласно закрепленным в п.п.3 и 4 ст.378.2 НК РФ условиям отнесения поименованных выше видов недвижимого имущества к объектам налогообложения, включаемых в оспариваемый Перечень, указанные объекты должны быть отдельно стоящими нежилыми зданиями (строениями или сооружениями).

Пунктом 3 статьи 11 НК РФ предписано, что понятия в том числе «объект налогообложения», «налоговая база» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях этого кодекса.

Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества и определяя признаки административно-делового и торгового центров, не раскрывает понятия «отдельно стоящее нежилое здание», не содержится такого определения и в пункте 2 статьи 11 НК РФ, предусматривающем понятия, используемые для целей названного кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах, следовательно, подлежат применению предписания пункта 1 названной статьи, согласно которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Здание – результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2017 года, назначение здания определялось как нежилое и жилое, после указанной даты – нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие приказом Госстандарта от 12 декабря 2014 года №2018-ст, жилые здания имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от иных (нежилых) зданий и сооружений - «ОК 013-2014 (СНС 2008)».

Приведенные федеральные правовые нормы в их системном единстве с положениями ст. 378.2 НК РФ, предписывающими получать сведения об объекте недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, позволяют утверждать, что в Перечень подлежит включению исключительно здание, имеющие назначение нежилое согласно перечисленным документам, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в ст. 378.2 НК РФ.

Кроме того, из системного толкования приведенных выше норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

Между тем, как следует из материалов административного дела, принадлежащее административным истцам спорное здание, является жилым домом.

Назначение спорного здания как «жилое» подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, где он имеет наименование как «жилой дом».

Таким образом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что спорное здание, состоит на государственном кадастровом учете и зарегистрировано как объект права в качестве жилого дома, следовательно, не отвечает предусмотренным п. 4 ст. 378.2 КАС РФ условиям, определяющим критерии отнесения объектов недвижимости к торговому центру (комплексу) и не может быть отнесено к объектам, подлежащим включению в оспариваемые Перечни.

В силу прямого предписания, содержащегося в ч. 9 ст. 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем доказательства, подтверждающие, что спорное здание является нежилым, административным ответчиком в материалы административного дела не представлены.

Доводы административного ответчика о фактическом использовании помещений площадью не менее 20 % от общей площади спорного объекта недвижимости в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли судом отклоняются, поскольку данные обстоятельства относятся к вопросу целевого/нецелевого использования объекта недвижимости, выходящего за пределы спорных правоотношений и заявленных требований.

Кроме того, из ответ на судебный запрос из МРИ ФНС России [номер] по Нижегородской области следует, что по адресу [адрес] отсутствует на регистрационном учете контрольно-кассовая техника за период 2022 года.

Поскольку в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, подтверждающие соответствие спорного здания условиям, установленным требованиями статьи 378.2 НК РФ, и необходимым для включения этого здания в Перечни, то суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год» от 16 ноября 2022 года № 326-13-826786/22, в части включения пункта <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>» приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона № 140-З.

В связи с чем, административное исковое заявление ФИО2, ФИО3, ФИО5 подлежит удовлетворению.

Кроме того, суд принимает во внимание, что решением Нижегородского областного суда от 22.03.2023 года (дело № 3а-213/2023) дана надлежащая оценка всем доказательствам, представленным в деле, признан недействующими соответствующие пункты Перечней на 2021, на 2022 годы и суд обязал Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области исключить спорный объект из указанных Перечней. Указанное решение вступило в законную силу.

Определяя дату, с которой пункт <данные изъяты> раздела <данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, подлежит признанию недействующим, суд, исходя из положений статьи 383 НК РФ, а также из того, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2023 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административных истцов (статья 3 КАС РФ), должно быть достигнуто путем признания его недействующим со дня принятия.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Поскольку оспариваемый нормативный акт был размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, суд считает возможным возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Помимо указанного, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд считает возможным, исходя из конкретных обстоятельств административного дела, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Административное исковое заявление ФИО2, ФИО3, ФИО4 удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья Е.С. Дудина

Решение в окончательной форме принято 12 февраля 2024 года.

Судья Е.С. Дудина



Суд:

Нижегородский областной суд (Нижегородская область) (подробнее)

Судьи дела:

Дудина Елена Сергеевна (судья) (подробнее)