Решение № 2А-1767/2025 2А-56/2026 2А-56/2026(2А-1767/2025;)~М-1541/2025 М-1541/2025 от 15 марта 2026 г. по делу № 2А-1767/2025




УИД 58RS0008-01-2025-003856-90

Дело №2а-56/2026


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г.Пенза 16 марта 2026 года

Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Евсеевой А.С.,

при секретаре Захаровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области к ФИО1 о взыскании пени,

УСТАНОВИЛ:


УФНС России по Пензенской области обратилось в суд с настоящим административным иском к ФИО1, указав, что согласно сведениям, полученным в порядке п. 4 ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, ФИО1 является плательщиком транспортного налога по объекту, указанному в налоговом уведомлении, приложенному к заявлению:

- автомобиль грузовой (кроме включенных по коду 57000), государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: <данные изъяты>, 1995 года выпуска, дата регистрации права 11 апреля 2012 года.

В адрес налогоплательщика заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление № 43102211 от 10 августа 2018 года, согласно которому налогоплательщику предлагалось уплатить транспортный налог за 2017 год в размере 31 450 рублей до 03 декабря 2018 года.

В соответствии с Приказом ФНС России от 02 ноября 2021 года № ЕД-7-10/952@ «Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения» срок хранения доказательства направления налогового уведомления истек 10 августа 2023 года, что подтверждается актом об уничтожении объектов хранения, не подлежащих хранению от 25 сентября 2023 года.

Кроме этого, в адрес налогоплательщика заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление № 43846969 от 25 июля 2019 года, согласно которому налогоплательщику предлагалось уплатить транспортный налог за 2018 год в сумме 31 450 рублей до 02 декабря 2019 года.

В соответствии с Приказом ФНС России от 02 ноября 2021 года № ЕД-7-10/952@ «Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения» срок хранения доказательства направления налогового уведомления истек, что подтверждается актом об уничтожении объектов хранения, не подлежащих хранению от 21 июня 2024 года.

По срокам уплаты, указанным в уведомлениях, налогоплательщиком налоги не оплачены.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате задолженности № 25140 (по состоянию на 25 сентября 2023 года, по сроку уплаты - до 28 декабря 2023 года). Согласно данному требованию налогоплательщику предлагалось уплатить задолженность:

- транспортный налог в сумме 60 900 рублей, в том числе: за 2017 год в сумме 29 450 рублей, за 2018 год в сумме 31 450 рублей;

- штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за неявку свидетеля по делу о налоговых правонарушениях, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний) в сумме 1 000 рублей;

- пени в сумме 19924,24 рубля.

Факт направления требования подтверждается копией списка рассылки заказных писем № 179775 от 16 октября 2023 года. В установленный срок налогоплательщиком требование не было исполнено.

В установленный срок налогоплательщиком требование не было исполнено.

В связи с неисполнением требования об уплате задолженности на основании ст. 46 НК РФ принято решение о взыскании за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств № 239171 от 07 апреля 2024 года.

Факт направления решения подтверждается копией списка рассылки почтовых отправлений № 227 от 11 апреля 2024 года.

Мировым судьей судебного участка № 5 Железнодорожного района г.Пензы 29 мая 2025 года был вынесен судебный приказ №2а-1111/2025 о взыскании с ФИО1 в пользу УФНС России по Пензенской области задолженности в сумме 13 122,47 рублей.

В связи с поступлением от налогоплательщика заявления об отмене судебного приказа 04 июня 2025 года мировым судьей судебного участка № 5 Железнодорожного района г. Пензы вынесено определение об отмене судебного приказа.

Также, согласно сведениям, имеющимся у налогового органа, ФИО1 состоит на учете в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (далее НПД) с 18 марта 2024 года по настоящее время.

Обязательства по налогу на профессиональный доход, подлежащие уплате ФИО1, за март 2025 года составляют 173 рубля, по сроку уплаты 28 апреля 2025 года.

На основании вышеизложенного, с учетом принятых судом уточнений УФНС России по Пензенской области просило взыскать с ФИО1 задолженность по пеням в общем размере 12 949,37 рублей, в том числе:

пени в сумме 0,54 рублей, начисленные в период с 29 июня 2024 года по 04 июля 2024 года за несвоевременную уплату по налогу на профессиональный доход за май 2024 года на сумму недоимки 168 рублей;

пени в сумме 0,07 рублей, начисленные в период с 01 октября 2024 года по 01 октября 2024 года за несвоевременную уплату по налогу на профессиональный доход за август 2024 года на сумму недоимки 114 рублей;

пени в сумме 0,9 рублей, начисленные в период с 29 ноября 2024 года по 06 декабря 2024 года за несвоевременную уплату по налогу на профессиональный доход за октябрь 2024 года на сумму недоимки 160,50 рублей;

пени в сумме 0,67 рублей, начисленные в период с 29 января 2025 года по 05 февраля 2025 года за несвоевременную уплату по налогу на профессиональный доход за декабрь 2024 года на сумму недоимки 119,10 рублей;

пени в сумме 0,12 рублей, начисленные в период с 29 апреля 2025 года по 29 апреля 2025 года за несвоевременную уплату по налогу на профессиональный доход за март 2024 года на сумму недоимки 119,10 рублей;

пени в сумме 6 325,48 рублей, начисленные в период с 16 апреля 2024 года по 15 октября 2024 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 60 900 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 29 450 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 718,62 рублей, начисленные в период с 16 октября 2024 года по 02 ноября 2024 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 60 899,81 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 29 449,81 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 1 914,61 рублей, начисленные в период с 03 ноября 2024 года по 17 декабря 2024 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 60781,31 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 29 331,31 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 80,97 рублей, начисленные в период с 18 декабря 2024 года по 19 декабря 2024 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 57 834,68 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 26 384,68 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 187,84 рублей, начисленные в период с 20 декабря 2024 года по 24 декабря 2024 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 53 669,28 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 22 219,28 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 2 226,72 рублей, начисленные в период с 25 декабря 2024 года по 04 марта 2025 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 45 443,20 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 13 993,20 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 63,43 рублей, начисленные в период с 05 марта 2025 года по 06 марта 2025 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 45 305,34 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 13 855,34 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 30,46 рублей, начисленные в период с 07 марта 2025 года по 07 марта 2025 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 43516,27 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 12 066,27 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 207,60 рублей, начисленные в период с 08 марта 2025 года по 14 марта 2025 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 42 367,51 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 10 917,51 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 1 191,34 рублей, начисленные в период с 15 марта 2025 года по 29 апреля 2025 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 37 012,51 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 5 562,51 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей.

Представитель административного истца УФНС по Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении заместитель руководителя ФИО3 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в отзыве на административный иск возражал против его удовлетворения, указав, что объект налогообложения - транспортное средство <данные изъяты> не является его собственностью, поскольку решением Каменского городского суда Пензенской области от 18 апреля 2016 года по делу № 2-226/2016 право собственности на автомобиль марки <данные изъяты> VIN №, год выпуска 1995, регистрационный номер № признано за ФИО4 На него указанным решением возложена обязанность передать ФИО5 указанное транспортное средство. Вместе с тем, передать транспортное средство он не смог, ввиду угона транспортного средства, о чем он в 2018 году он обратился с заявлением в полицию. Снять данное транспортное средство с учета в органах ГИБДД он также не мог в связи с наличием запрета на регистрационные действия, наложенного Каменским городским судом Пензенской области в качестве обеспечительных мер по делу № 2-226/2016. Поскольку он с 2016 года не являлся собственником спорного транспортного средства, оснований для взыскания с него транспортного налога за период 2017 года не имеется.

Информация о назначении дела была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Железнодорожного районного суда г.Пензы в соответствии со ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Исследовав материалы дела, материалы административного дела 2а-1111/2025, находившегося в производстве мирового судьи судебного участка №5 Железнодорожного района г.Пензы, копию решения Железнодорожного районного суда г.Пензы от 26 декабря 2025 года по административному делу 2а-1747/2025, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст.14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.

В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Пензенской области от 18 сентября 2002 года № 397-ЗПО «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» на физических лиц возложена обязанность по уплате платежей по месту нахождения транспортного средства.

Согласно абз.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса.

В силу ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Законом Пензенской области от 18 сентября 2002 года № 397-ЗПО «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» (действовавшего на период спорных правоотношений) ставки по транспортному налогу устанавливались в следующих размерах:

автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло до 15 лет включительно) – 21 руб.; до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло свыше 15 лет) – 15 руб.; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 30 руб.; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 45 руб.; свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 75 руб.; свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 150 руб.

В силу п.1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно п.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно сведениям, полученным в порядке п. 4 ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, ФИО1 является плательщиком транспортного налога по объекту, указанному в налоговом уведомлении, приложенному к заявлению:

- автомобиль грузовой (кроме включенных по коду 57000), государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: <данные изъяты>, 1995 года выпуска, дата регистрации права 11 апреля 2012 года.

В адрес налогоплательщика заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление № 43102211 от 10 августа 2018 года, согласно которому налогоплательщику предлагалось уплатить транспортный налог за 2017 год в размере 31 450 рублей до 03 декабря 2018 года.

В соответствии с Приказом ФНС России от 02 ноября 2021 года № ЕД-7-10/952@ «Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения» срок хранения доказательства направления налогового уведомления истек 10 августа 2023 года, что подтверждается актом об уничтожении объектов хранения, не подлежащих хранению от 25 сентября 2023 года.

Кроме этого, в адрес налогоплательщика заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление № 43846969 от 25 июля 2019 года, согласно которому налогоплательщику предлагалось уплатить транспортный налог за 2018 год в сумме 31 450 рублей до 02 декабря 2019 года.

В соответствии с Приказом ФНС России от 02 ноября 2021 года № ЕД-7-10/952@ «Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения» срок хранения доказательства направления налогового уведомления истек, что подтверждается актом об уничтожении объектов хранения, не подлежащих хранению от 21 июня 2024 года.

По срокам уплаты, указанным в уведомлениях, налогоплательщиком налоги не оплачены.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 58 НК РФ).

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (п.2 ст. 57 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки.

Начисление пени прекращается в момент фактической уплаты суммы налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с п.1 ст.45 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (в редакции, действовавшей до 01 января 2023 года).

В связи с неуплатой налогов в установленный срок, руководствуясь ст.ст. 69,70 НК РФ, налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате задолженности № 25140 (по состоянию на 25 сентября 2023 года, по сроку уплаты - до 28 декабря 2023 года).

Согласно данному требованию налогоплательщику предлагалось уплатить задолженность:

- транспортный налог в сумме 60 900 рублей, в том числе: за 2017 год в сумме 29 450 рублей, за 2018 год в сумме 31 450 рублей;

- штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за неявку свидетеля по делу о налоговых правонарушениях, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний) в сумме 1 000 рублей;

- пени в сумме 19924,24 рубля.

Факт направления требования подтверждается копией списка рассылки заказных писем № 179775 от 16 октября 2023 года.

В установленный срок налогоплательщиком требование не было исполнено.

В связи с неисполнением указанного требования об уплате задолженности на основании ст. 46 НК РФ было принято решение о взыскании за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств № 239171 от 07 апреля 2024 года.

Факт направления решения подтверждается копией списка рассылки почтовых отправлений № 227 от 11 апреля 2024 года.

В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 НК РФ решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января, которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января, которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января, которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Согласно п.4 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В силу ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.

В связи с образованием после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с п.3 ст. 48 НК РФ, в сумме более 10 тысяч рублей и неисполнению ФИО1 обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, Управление было вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени в рамках приказного судопроизводства до 01 июля 2025 года.

Мировым судьей судебного участка №5 Железнодорожного района г.Пензы 29 мая 2025 г. был вынесен судебный приказ № 2а-1111/2025 о взыскании с ФИО1 в пользу УФНС России по Пензенской области задолженности в соответствующей сумме.

В связи с поступлением от налогоплательщика заявления об отмене судебные приказа 04 июня 2025 года мировым судьей судебного участка №5 Железнодорожного района г.Пензы было вынесено определение об отмене судебного приказа.

Задолженность должником не погашена до настоящего времени.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена (п.5 ст.48 НК РФ).

Таким образом, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением – не позднее 04 декабря 2025 года. С настоящим иском административный истец обратился в суд 27 августа 2025 года (штамп входящей корреспонденции суда), то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным истцом был соблюден срок обращения в суд с требованиями о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пеням, установленный п. 2, 3 ст. 48 НК РФ.

Довод административного ответчика о несогласии с начислением пени по неуплате транспортного налога за 2017 год является необоснованным ввиду следующего.

Обстоятельства неуплаты ФИО1 задолженности по транспортному налогу установлены вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Пензы от 26 декабря 2025 года по административному делу 2а-1747/2025, которое в силу положений статьи 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, и не нуждаются в доказывании.

Так, решением Железнодорожного районного суда г.Пензы от 26 декабря 2025 года с ФИО1 в пользу УФНС России по Пензенской области взыскана задолженность по налогу и пеням в общей сумме 10502,80 рублей, в том числе:

- транспортный налог за 2017 год в сумме 9 994,36 рублей;

- пени в сумме 508,44 рублей, начисленные в период с 04 декабря 2018 года по 04 февраля 2019 года за несвоевременную уплату транспортного налога с физических лиц за 2017 год в сумме 31 450 рублей.

Указанным решением с ФИО1 в муниципальный бюджет г.Пензы взыскана госпошлина в размере 4000 рублей.

Принимая во внимание, что ответчиком задолженность по транспортному налогу и пени до настоящего времени не уплачена, доказательств обратного административным ответчиком не представлено, суд находит административные исковые требования налогового органа законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования административного истца о взыскании с ФИО1 налога на профессиональный доход за март 2025 года на сумму 173,10 рублей, суд исходит из следующего.

Так, согласно сведениям, имеющимся у налогового органа, ФИО1 состоит на учете в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (далее НПД) с 18 марта 2024 года по настоящее время.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ установлено, что налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (ч. 7 ст. 2 Федерального закона).

Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (ч. 8 ст. 2 Федерального закона).

Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) (ч. 1 ст. 6 Федерального закона).

В целях настоящего Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках, на его счет цифрового рубля либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 1 ст. 7 Федерального закона).

Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода (ст. 8 Федерального закона).

Налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 1 ст. 9 Федерального закона).

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам (ст. 10 Федерального закона).

Мобильное приложение «Мой налог» - программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 3 Федерального закона).

Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки, уполномоченную кредитную организацию или единый портал, на бумажном носителе по почте не направляются (ч. 8 ст. 3 Федерального закона).

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода (ч. 2 ст. 1 Федерального закона).

Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности (ч.3 ст. 11 Федерального закона).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, повлекшие формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требования об уплате задолженности, предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, а в случае неисполнения требования об уплате задолженности в срок, установленный в таком требовании, - решения о взыскании задолженности в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание задолженности осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. 6 ст. 11 Федерального закона).

Порядок передачи сведений в налоговый орган при произведении расчётов осуществляется в соответствии со статьёй 14 Федерального закона с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию.

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется (ст. 13 Федерального закона).

Обязательства по налогу на профессиональный доход, подлежащие уплате ФИО1, составляют: за март 2025 года - 173 рубля, по сроку уплаты 28 апреля 2025 года.

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01 января 2023 года в НК РФ внесены изменения, введена в действие статья 11.3 «Единый налоговый платеж, единый налоговый счет», в связи с чем, изменен порядок учета налоговых обязательств и уплаты налогов, все налогоплательщики перешли на уплату единого налогового платежа, а также для учета налоговых обязательств открыты единые налоговые счета (ЕНС).

В соответствии с п.1 ст.11.3 НК РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п.2 ст.11.3 НК РФ единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности (п.3 ст.11.3 НК РФ).

В силу пп.1 п.9 ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Согласно представленной административным истцом копии платежного поручения № 748632 от 24 октября 2025 года задолженность по налогу на профессиональный доход за март 2025 года в сумме 173,10 рублей добровольно уплачена ФИО1

Оплаченная 24 октября 2025 года ФИО1 сумма соответствует сумме, первоначально заявленной к уплате в административном исковом заявлении.

Кроме этого, суд принимает во внимание уточнение требований административного истца, согласно которым в соответствии с п.8 ст.45 НК РФ вышеуказанный платежный документ учтен на ЕНС ФИО1 в недоимку по налогу на профессиональный доход за март 2025 года на сумму 173,10 рублей.

Согласно ч.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В данном случае, поскольку УФНС России по Пензенской области в силу положений п.п. 19 п. 2 ст. 333.36 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину в размере 4000 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области к ФИО1 о взыскании задолженности по пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ИНН №) в пользу Управления Федеральной налоговой службы (ИНН <***>, ОГРН <***>) задолженность по пени в общем размере 12 949 (двенадцати тысяч девятисот сорока девяти) рублей 37 копеек, в том числе:

пени в сумме 0,54 рублей, начисленные в период с 29 июня 2024 года по 04 июля 2024 года за несвоевременную уплату по налогу на профессиональный доход за май 2024 года на сумму недоимки 168 рублей;

пени в сумме 0,07 рублей, начисленные в период с 01 октября 2024 года по 01 октября 2024 года за несвоевременную уплату по налогу на профессиональный доход за август 2024 года на сумму недоимки 114 рублей;

пени в сумме 0,9 рублей, начисленные в период с 29 ноября 2024 года по 06 декабря 2024 года за несвоевременную уплату по налогу на профессиональный доход за октябрь 2024 года на сумму недоимки 160,50 рублей;

пени в сумме 0,67 рублей, начисленные в период с 29 января 2025 года по 05 февраля 2025 года за несвоевременную уплату по налогу на профессиональный доход за декабрь 2024 года на сумму недоимки 119,10 рублей;

пени в сумме 0,12 рублей, начисленные в период с 29 апреля 2025 года по 29 апреля 2025 года за несвоевременную уплату по налогу на профессиональный доход за март 2024 года на сумму недоимки 119,10 рублей;

пени в сумме 6 325,48 рублей, начисленные в период с 16 апреля 2024 года по 15 октября 2024 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 60 900 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 29 450 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 718,62 рублей, начисленные в период с 16 октября 2024 года по 02 ноября 2024 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 60 899,81 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 29 449,81 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 1 914,61 рублей, начисленные в период с 03 ноября 2024 года по 17 декабря 2024 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 60781,31 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 29 331,31 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 80,97 рублей, начисленные в период с 18 декабря 2024 года по 19 декабря 2024 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 57 834,68 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 26 384,68 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 187,84 рублей, начисленные в период с 20 декабря 2024 года по 24 декабря 2024 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 53 669,28 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 22 219,28 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 2 226,72 рублей, начисленные в период с 25 декабря 2024 года по 04 марта 2025 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 45 443,20 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 13 993,20 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 63,43 рублей, начисленные в период с 05 марта 2025 года по 06 марта 2025 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 45 305,34 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 13 855,34 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 30,46 рублей, начисленные в период с 07 марта 2025 года по 07 марта 2025 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 43516,27 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 12 066,27 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 207,60 рублей, начисленные в период с 08 марта 2025 года по 14 марта 2025 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 42 367,51 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 10 917,51 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей;

пени в сумме 1 191,34 рублей, начисленные в период с 15 марта 2025 года по 29 апреля 2025 года за несвоевременную уплату совокупной обязанности (отрицательное сальдо ЕНС) в сумме 37 012,51 рублей, состоящую из транспортного налога за 2017 год на сумму 5 562,51 рублей, за 2018 год на сумму 31 450 рублей.

Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ИНН №) государственную пошлину в доход муниципального образования «город Пенза» в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2026 года.

Судья А.С. Евсеева



Суд:

Железнодорожный районный суд г. Пензы (Пензенская область) (подробнее)

Истцы:

УФНС России по Пензенской области (подробнее)

Судьи дела:

Евсеева Алина Сергеевна (судья) (подробнее)