Решение № 2А-575/2024 2А-575/2024(2А-6365/2023;)~М-5892/2023 2А-6365/2023 М-5892/2023 от 26 января 2024 г. по делу № 2А-575/2024Рыбинский городской суд (Ярославская область) - Административное Дело № 2а-575/2024 УИД76RS0013-02-2023-005921-82 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 января 2024 года Рыбинский городской суд Ярославской области в составе Председательствующего судьи Альштадт С.Н. При секретаре Поткиной А.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Рыбинске административное исковое заявление ФИО1 к Призывной комиссии городского округа город Рыбинск, Военному комиссариату г.Рыбинска и Рыбинского района Ярославской области о признании решения незаконным, ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании решения призывной комиссии городского округа город Рыбинск Ярославской области от 27.11.2023 года протокол № о призыве на военную службу и признанию годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями. Административный истец ФИО1 ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в административном исковом заявлении указал, что решением от 27.11.2023 года призван на военную службу, признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями. При принятии решения о призыве на военную службу были допущены нарушения, в частности на момент медицинского освидетельствования отсутствовали результаты обязательных диагностических исследований, при предъявлении жалоб не был направлен на дополнительное медицинское обследование. Также при прохождении медицинской комиссии и составлении акта исследования состояния здоровья, определено что заболеваний препятствующих прохождению военной службы не имеется. Вместе с тем, административным истом заявлялись жалобы на состояние здоровья. В частности заявлялись жалобы на <данные изъяты>. Данные заболевания соответствуют статьям 43, 59 Расписания болезней. При проведении медицинского освидетельствования при призыве на военную службу призывной комиссией указанные жалобы проигнорированы, административный истец не направлялся на дополнительные обследования. Представитель административных ответчиков призывной комиссии городского округа город Рыбинск, Военного комиссариата г.Рыбинска и Рыбинского района Ярославской области» по доверенностям ФИО2 требования не признала и пояснила, что 27.11.2023 года ФИО1 явился по повестке в призывную комиссию для прохождения медицинской комиссии. По результатам медицинского обследования и представленных медицинских документов было установлено, что заболеваний, препятствующих прохождению военной службы установлено не было. На основании акта исследования состояния здоровья, призывной комиссией принято решение о призыве на военную службу с определением категории годности – Б, годен к военной службе, показатель предназначения 3. Диагноз: <данные изъяты>. На момент прохождения освидетельствования административный истец на диспансерном учете в медицинских учреждениях не состоял, документов о наличии заболеваний, препятствующих прохождению военной службы не представил. Заявленные жалобы на состояние здоровья без подтверждающих документов не являются основанием для направления на дополнительное медицинское освидетельствование. Ранее ФИО1 неоднократно проходил медицинское освидетельствование, наличие заболеваний не выявлялось. Представление обязательных диагностических исследований является обязанностью призывника, при выдаче повестке о явке в военкомат, выданной 03.11.2023 года, было отражено на необходимость представить результаты диагностических исследований, к медицинскому освидетельствованию 27.11.2023 года ФИО1 данные результаты исследований не представил. Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В соответствии со ст. ст. 22, 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе). От призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости врачами других специальностей. По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Федерального закона). Исходя из данных положений закона, призывная комиссия при принятии решения обязана учитывать результаты медицинского освидетельствования гражданина. Решение призывной комиссии может быть оспорено в суде в порядке, установленном положениями Кодекса административного судопроизводства РФ. При рассмотрении дела об оспаривании решения призывной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого решения, так и соответствие выводов призывной комиссии результатам медицинского освидетельствования состояния здоровья гражданина, а также положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к ограничениям при призыве на военную службу. В судебном заседании установлено, что 27.11.2023 года в отношении ФИО1 призывной комиссией городского округа город Рыбинска по результатам медицинского освидетельствования принято решение о призыве на военную службу, с присвоением категории годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями (протокол №), установлен диагноз: <данные изъяты>. На момент прохождения медицинского освидетельствования административный истец под диспансерным наблюдением в медицинских организациях не находился, представил медицинские документы о наличии заболеваний: осмотр врача терапевта от 12.11.2023 года Медицинского центра МультиМед диагноз <данные изъяты>. Согласно протоколу заседания призывной комиссии городского округа город Рыбинск от 27.11.2023 года № ФИО1 предъявлялись жалобы на <данные изъяты> В ноябре 2023 года обращался к терапевту в МЦ Мультимед по поводу <данные изъяты>, находился на амбулаторном лечении. В соответствии с пунктами "б,в" статьи 43 Расписания болезней (Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе") основанием для определения категории годности "В" является гипертоническая болезнь с умеренными, незначительным или без нарушения функций «органов-мишиней». К пункту "б" относится гипертоническая болезнь II стадии с артериальной гипертензией II степени (в покое - систолическое давление составляет 160 мм рт.ст. и выше, диастолическое - 100 мм рт.ст. и выше), не достигающей оптимальных показателей без проведения постоянной медикаментозной терапии, подтвержденных в том числе результатами повторного суточного мониторирования артериального давления и умеренным нарушением функции "органов-мишеней". В клинической картине II стадии гипертонической болезни с умеренным нарушением функции "органов-мишеней" преобладают сосудистые расстройства, которые не всегда тесно и непосредственно связаны с гипертензивным синдромом (инфаркт миокарда, стойкие нарушения ритма сердца и (или) проводимости, наличие атеросклеротических изменений в магистральных артериях с умеренным нарушением функции и др.). Кроме того, возможны церебральные расстройства - гипертонические церебральные кризы, транзиторные ишемические атаки или дисциркуляторная энцефалопатия II стадии с двигательными, чувствительными, речевыми, мозжечковыми, вестибулярными и другими расстройствами, а также стенокардия напряжения II ФК и (или) хроническая сердечная недостаточность II ФК. К пункту "в" относится гипертоническая болезнь II стадии с артериальной гипертензией I - II степени (в покое - систолическое давление составляет от 140 до 179 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 109 мм рт.ст.) с незначительным нарушением функции "органов-мишеней" (хроническая сердечная недостаточность I ФК, преходящие нарушения ритма сердца и (или) проводимости, дисциркуляторная энцефалопатия I стадии) или без нарушения функции "органов-мишеней", а также I стадии с повышенными показателями артериального давления (в покое систолическое давление составляет от 140 до 159 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 99 мм рт.ст.). При I стадии гипертонической болезни возможно кратковременное повышение артериального давления до более высоких цифр. Признаки поражения "органов-мишеней" отсутствуют. Наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления. Административным истцом как на медицинское освидетельствование 27.11.2023 года, так и в судебное заседание не представлены документы, подтверждающие обследование в стационарных условиях по <данные изъяты>, а также сведения о диспансерном наблюдении с <данные изъяты> В соответствии с пунктом "б" статьи 59 Расписания болезней (Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе") основанием для определения категории годности "В" являются другие болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни печени, желчного пузыря, желчевыводящих путем и поджелудочной желены с умеренным нарушением функций и частыми обострениями. К пункту "б" относятся: гастриты, гастродуодениты с нарушением секреторной, кислотообразующей функций, частыми обострениями и нарушением питания (ИМТ 18,5 - 19,0 и менее), требующими повторной и длительной госпитализации (более 2 месяцев) при безуспешном лечении в стационарных условиях; хронические гепатиты с нарушением функции печени и (или) умеренной активностью; хронические холециститы с частыми (2 и более раза в год) обострениями, требующими лечения в стационарных условиях; хронические панкреатиты с частыми (2 и более раза в год) обострениями и нарушением секреторной или инкреторной функции; последствия хирургического лечения панкреатитов с исходом в псевдокисту (марсупилизация и др.). Доказательств неоднократного обращения за медицинской помощью с частыми обострениями и нарушением питания, нарушением секреторной или инкреторной фукнции административным истцом не представлено. Таким образом, административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования в период осеннего призыва 2023 года он имел заболевания, дающие основания для установления ему категории годности "В", а равно того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушение, которые привели к принятию необоснованного решения. Вместе с тем, именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств того, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов. При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 574. Административный истец, считая себя негодным к военной службе, не воспользовался вышеуказанным правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574. Оспаривая решение призывной комиссии городского округа город Рыбинск от 27.11.2023 года протокол № ФИО1 оспаривает процедуру проведения медицинского освидетельствования, а именно, в той части, что при наличии жалоб на состояние здоровья, его должны были направить на дополнительное обследования, до проведения медицинского освидетельствования не были представлены обязательные диагностические исследования. Указанные доводы административного истца, суд находит необоснованным. В силу пункта 4 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565. Пунктом 4 указанного выше Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе). Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. Таким образом, на комиссию возлагается обязанность направить призывника на медицинское обследование только в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности призывника к военной службе. Поскольку у призывной комиссии при исследовании состояния здоровья административного истца не установлено каких-либо заболеваний, которые не препятствуют прохождению военной службы, основания для направления его на дополнительное углубленное медицинское обследование у призывной комиссии отсутствовали. Доводы административного истца о допущенных нарушениях в части несвоевременной выдачи направлений для прохождения диагностических исследований, суд также находит необоснованным. Согласно пункту 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565, не ранее 30 календарных дней до начала медицинского освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения обязательные дитагностические исследования: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); общий клинический анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиографическое исследование; исследования крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «В» и «С». Обязанность по представлению медицинских документов о состоянии здоровья законом возложена на призывника. Запрета на проведение медицинского обследования до получения результатов анализов не предусмотрено. Повестка о явке на призывные мероприятия вручена ФИО1 заблаговременно, в повестке отражено необходимость предоставления результатов анализов для прохождения медицинской комиссии. Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска истца, поскольку у призывной комиссии городского округа город Рыбинск имелись законные основания для принятия решения о призыве административного истца на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования, проведенного 27.11.2023 года, призывник по состоянию здоровья признан годным к военной службе. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение призывной комиссии городского округа город Рыбинск от 27.11.2023 года в отношении ФИО1 (протокол №) является законным и обоснованным, вынесено в пределах своей компетенции, с учетом данных медицинских освидетельствований и медицинских документов, которые имелись у призывной комиссии на момент принятия оспариваемого решения. Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 Призывной комиссии городского округа город Рыбинск, Военному комиссариату г.Рыбинска и Рыбинского района Ярославской области» отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Альштадт С.Н. Суд:Рыбинский городской суд (Ярославская область) (подробнее)Судьи дела:Альштадт С.Н. (судья) (подробнее) |