Решение № 21-91/2024 от 5 февраля 2024 г. по делу № 21-91/2024Кемеровский областной суд (Кемеровская область) - Административное Судья р/с Алиудинова Г.А. Дело 21-91/2024 г. Кемерово 05 февраля 2024 года Судья Кемеровского областного суда Рюмина О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Колмогоры» (далее по тексту СНТСН «Колмогоры») по жалобе председателя СНТСН «Колмогоры» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору от 05 мая 2023 года №14 и решение судьи Яшкинского районного суда Кемеровской области от 21 декабря 2023 года, Постановлением главного государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору от 05.05.2023 №14, СНТСН «Колмогоры» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 200 000 рублей. Решением судьи Яшкинского районного суда Кемеровской области от 21.12.2023 вынесенное постановление изменено, исключено указание на нарушение СНТСН «Колмогоры» п.67 и п.68 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 в виде не организации проведения своевременной уборки мусора, сухой растительности, покоса травы на территории СНТСН «Колмогоры» и устройства на территории СНТСН «Колмогоры» 3-х свалок горючих отходов (1 с западной стороны овраг и 2 с восточной стороны рядом с дорогой в лесу). В поданной жалобе, председатель СНТСН «Колмогоры» ФИО1 просит отменить вынесенные в отношении СНТСН «Колмогоры» акты, ссылаясь на их незаконность, и прекратить производство по делу. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя СНТСН «Колмогоры» ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам. Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи. В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон N 69). В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» Правительством Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Согласно п. 70 Правил противопожарного режима, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. Согласно п.71 Правил противопожарного режима, правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения. Согласно п.76 Правил противопожарного режима, паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, паспорт территории организации отдыха детей и их оздоровления, паспорт территории садоводства или огородничества, которые подвержены угрозе лесных пожаров (далее - паспорт населенного пункта, паспорт территории), ежегодно к началу пожароопасного сезона разрабатываются и утверждаются в соответствии с разделом XX настоящих Правил в отношении территории садоводства или огородничества - председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. Статьей 30 Федерального закона N 69-ФЗ, определено, что особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях. Постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 28.03.2023 №186 на территории Кемеровской области-Кузбасса в период с 15.04.2023 до 01.06.2023 установлен особый противопожарный режим. СНТСН «Колмогоры» включено в перечень территории садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, утв. Постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 29.03.2023 №193. Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением (приказом) главного государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 от 10.04.2023 № 2304/14-42/1-В в отношении юридического лица СНТСН «Колмогоры» была назначена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, с целью исполнения поручения Президента Российской Федерации, данного в ходе оперативного заседания Совета безопасности Российской Федерации от 08.02.2023 по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период, а также эффективности проводимых мероприятий по ликвидации их последствий», утверждённого Президентом Российской Федерации от 14.02.2023 № Пр-267, указания МЧС России от 22.02.2023 №М-АМ-41. В ходе проверки 20.04.2023 выявлены нарушения требований пожарной безопасности: - в нарушение п. 76 Правил противопожарного режима к началу пожароопасного сезона не предоставлен паспорт территории садоводства, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров; - в нарушение п. 70 Правил противопожарного режима не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяющей лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьерам; - в нарушение п. 67 Правил противопожарного режима не организовано проведение своевременной уборки мусора, сухой растительности и покоса травы на территории СНТСН «Колмогоры»; - в нарушение п. 71 Правил противопожарного режима не обеспечен подъезд к зданиям и сооружениям на территории СНТСН «Колмогоры» (закрыты на ключ вторые ворота); - в нарушение п. 68 Правил противопожарного режима на территории СНТСН «Колмогоры» устроено 3 свалки горючих отходов (1 с западной стороны овраг и 2 с восточной стороны рядом с дорогой в лесу). Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения СНТСН «Колмогоры» к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, о чем должностным лицом вынесено соответствующее постановление. Суд первой инстанции с выводами должностного лица и принятым им решением согласился, правомерно при этом исключив из обжалуемого постановления должностного лица указание на нарушение юридическим лицом п.67 и п.68 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, выразившиеся в не организации проведения своевременной уборки мусора, сухой растительности, покоса травы на территории СНТСН «Колмогоры» и устройства на территории СНТСН «Колмогоры» 3-х свалок горючих отходов. При этом, исключение вышеуказанных нарушений из обжалуемого постановления на квалификацию действий СНТСН «Колмогоры» не влияет, поскольку установлено несоблюдение СНТСН «Колмогоры» требований п. п. 70, 71, 76 Правил противопожарного режима в условиях особого противопожарного режима, образующее состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Фактические обстоятельства подтверждаются представленными в дело доказательствами, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ, на основании которых должностное лицо органа административной юрисдикции пришло к обоснованному выводу о наличии в деянии СНТСН «Колмогоры» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. При проверке законности и обоснованности постановления о назначении административного наказания судьей районного суда все материалы дела были проверены в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка доводам жалобы и приведены мотивы законности и обоснованности привлечения СНТСН «Колмогоры» к административной ответственности и отсутствия оснований для отмены постановления должностного лица. В свою очередь, несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судьи о виновности СНТСН «Колмогоры». Вопреки доводам жалобы, представленные в материалы дела доказательства подтверждают обстоятельства имевшихся нарушений требований пожарной безопасности, вину юридического лица, допустившего наличие данных нарушений. Так в материалы дела представлен акт проверки от 24.04.2023, в котором приведены конкретные нарушения требований п.п. 70, 71, 76 Правил противопожарного режима. Указанному акту нижестоящей судебной инстанцией дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется. Вопреки доводам жалобы, именно результаты акта проверки указывают о событии административного правонарушения. Данных о том, что вышеуказанный акт проверки содержит недостоверные сведения, в материалах дела не имеется. Более того, с указанным актом проверки был ознакомлен и лично председатель СНТСН «Колмогоры» ФИО1, от которого замечаний по факту выявленных нарушений не поступило. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. СНТСН «Колмогоры» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность. Действия СНТСН «Колмогоры» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку достоверно установлено, что Садоводческим некоммерческим товариществом допущено нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима. Принимая во внимание финансовое положение юридического лица, характер деятельности, а именно, что в соответствии с Уставом СНТСН «Колмогоры» является некоммерческим товариществом, то есть его деятельность не направлена на извлечение прибыли, должностное лицо сделало правильный вывод, что изложенное является исключительными обстоятельствами и на основании положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначил СНТСН «Колмогоры» административное наказание по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы. Назначенное наказание отвечает принципам соразмерности и справедливости. Доводы, аналогичные доводам настоящей жалобы, были предметом тщательной проверки судьи районного суда и с приведением убедительной аргументации обоснованно отвергнуты как несостоятельные, по мотивам, изложенным в судебном решении. Оснований не согласиться с такой оценкой и повторно излагать соответствующие мотивы отсутствуют. При этом, новых доводов, имеющих правовое значение и не учтенных при рассмотрении дела об административном правонарушении, в жалобе заявителя не содержится. Порядок и срок давности привлечения СНТСН «Колмогоры» к административной ответственности соблюдены. Кроме того, установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, 05.05.2023 должностное лицо, руководствуясь ст. 29.13 КоАП РФ, внесло СНТСН «Колмогоры» представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Названным представлением СНТСН «Колмогоры» предложено рассмотреть данное представление, принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, сообщив о принятых мерах не позднее одного месяца со дня получения этого документа. Представление содержит нормативное обоснование совершенного нарушения, в нем указано на совершение действий и срок исполнения. Правовых оснований для отмены представления также не имеется. Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу, позволяющих рассматривать состоявшиеся по делу постановление и судебное решение как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, постановление главного государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору от 05 мая 2023 года №14 и решение судьи Яшкинского районного суда Кемеровской области от 21 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Колмогоры» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.30.12-30.14 КоАП РФ. Судья О.С. Рюмина Суд:Кемеровский областной суд (Кемеровская область) (подробнее)Судьи дела:Рюмина Олеся Сергеевна (судья) (подробнее)Судебная практика по:По пожарной безопасностиСудебная практика по применению нормы ст. 20.4 КОАП РФ |