Решение № 3А-42/2024 3А-42/2024~М-420/2023 М-420/2023 от 8 февраля 2024 г. по делу № 3А-42/2024Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) - Административное Дело № 3а-42/2024 УИД 27OS0000-01-2023-000469-94 ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД именем Российской Федерации 8 февраля 2024 года город Хабаровск Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Федоренко Н.В., при секретаре Мут А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДальИнтер-Сервис» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, министерству имущества Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, ООО «ДальИнтер-Сервис» обратилось в суд с административным иском к министерству имущества Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 94 100 кв.м., расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, вблизи с. Благодатное, примыкающий с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – строительная промышленность. Право аренды подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03.08.2023, договором аренды земельного участка от 10.12.2021 № А314/21. Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена приказом министерства имущества Хабаровского края от 24.10.2022 № 70 по состоянию на 01.01.2022 в размере 20 941 014 рублей. Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта кадастрового учета от 24.11.2023 № 313/ЗУ/2023, выполненному ООО «Оценка-Партнер», рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2022 составляет 3 713 186 рублей. Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: сооружение электроэнергетики с кадастровым номером №, иное сооружение производственного назначения с кадастровым номером №, сооружение дорожного транспорта №, сооружение дорожного транспорта № которые расположены на арендуемом земельном участке. Общество имеет намерения и преимущественное право приобрести земельный участок с кадастровым номером № в собственность, где цена земельного участка применяется в данном случае равной кадастровой стоимости земельного участка. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка выше рыночной стоимости земельного участка. Данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение стоимости приобретения земельного участка в собственность под объектами недвижимого имущества и стоимости земельного налога после приобретения земельного участка в собственность. Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 3 713 186 рублей. Определением судьи от 10.01.2024 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края. В судебном заседании представитель административного истца ООО «ДальИнтер-Сервис» ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. В судебное заседание административный ответчик Управление Росреестра по Хабаровскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направил. Предоставили письменный отзыв, из которого следует, что правовую оценку требований административного истца оставляют на усмотрение суда, самостоятельной заинтересованности по данному вопросу не имеют. В судебное заседание административный ответчик министерство имущества Хабаровского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направил. В судебное заседание заинтересованное лицо администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направило. Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц. В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Из статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с названным Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. Также пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Согласно разъяснениям, данным в абзацах 1, 8 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.10.2015 № 354-пр утвержден Порядок определения цены земельного участка, находящегося в собственности Хабаровского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории Хабаровского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, из положений которого следует, что цена земельного участка определяется исходя из его кадастровой стоимости. Из материалов дела следует, что ООО «ДальИнтер-Сервис» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 94 100 кв.м., расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, вблизи с. Благодатное, примыкающий с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером № категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – строительная промышленность, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 03.08.2023, договором аренды земельного участка от 10.12.2021 № А314/21. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03.08.2023 кадастровая стоимость указанного земельного участка, внесенная в государственный реестр недвижимости 15.12.2022, составляет 20 941 014 рублей, определена по состоянию на 01.01.2022 приказом министерства имущества Хабаровского края от 24.10.2022 № 70 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков на территории Хабаровского края и о признании утратившими силу отдельных приказов министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, министерства имущественных отношений Хабаровского края и министерства имущества Хабаровского края». Как следует из материалов дела, ООО «ДальИнтер-Сервис» является собственником объектов недвижимости: сооружения электроэнергетики с кадастровым номером №, иного сооружения производственного назначения с кадастровым номером №, сооружения дорожного транспорта №, сооружения дорожного транспорта №, расположенных в пределах спорного земельного участка с кадастровым номером №. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 06.02.2024. Учитывая, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, относящемся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, он обладает исключительным правом на выкуп названного земельного участка по цене, установленной Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.10.2015 N№ 354-пр исходя из его кадастровой стоимости, соответственно общество вправе оспорить кадастровую стоимость земельного участка. В подтверждение рыночной стоимости указанного земельного участка административным истцом представлен отчёт об определении рыночной стоимости объекта кадастрового учёта № 313/ЗУ/2023, составленный 24.11.2023 оценщиком ООО «Оценка-Партнер» ФИО2, согласно которому рыночная стоимость названного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2022 составила 3 713 186 рублей. Оценивая представленный административным истцом отчёт об определении рыночной стоимости объекта кадастрового учёта, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», основан на Федеральных стандартах оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)», «Виды стоимости (ФСО II)», «Процесс оценки (ФСО III)», «Задание на оценку (ФСО IV)», «Подходы и методы оценки (ФСО V)», «Отчётом об оценке (ФСО VI)», утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.04.2022 № 200, Федеральном стандарте оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденном приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25.09.2014 № 611. Из данного отчёта следует, что оценщиком описан процесс оценки объекта недвижимости с обоснованием применения сравнительного подхода, с целью определения стоимости объекта оценки данным подходом был использован метод прямого сравнения. От применения доходного и затратного подходов оценщик отказался, подробно обосновав в отчёте причины отказа. Из отчёта об определении рыночной стоимости объекта кадастрового учёта следует, что оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости; провёл подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнил необходимые корректировки. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учётом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств. При этом отчёт содержит ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки. Приведенные в отчёте об определении рыночной стоимости объекта кадастрового учёта выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение. Представленный в материалы дела отчёт пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком, скреплен печатью оценочной организации. Отчёт об определении рыночной стоимости объекта кадастрового учёта подготовлен оценщиком ООО «Оценка-Партнер» ФИО2, имеющей квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» от 17.05.2021 № 199, с 06.07.2021 являющейся членом Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет». При таких данных, принимая во внимание, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, у суда не имеется оснований не доверять отчёту оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости. Следовательно, представленный административным истцом отчёт об определении рыночной стоимости объекта кадастрового учёта является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость указанного объекта недвижимости, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежат удовлетворению. Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Как следует из материалов дела, общество обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением 28.12.2023, в связи с чем суд считает необходимым указать в резолютивной части решения на эту дату подачи административным истцом заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ДальИнтер-Сервис» удовлетворить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 94 100 кв.м., расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, вблизи с. Благодатное, примыкающий с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – строительная промышленность, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 3 713 186 рублей. Дата обращения общества с ограниченной ответственностью «ДальИнтер-Сервис» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 28.12.2023. Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья Хабаровского краевого суда Мотивированное решение изготовлено 08.02.2024. Суд:Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) (подробнее)Судьи дела:Федоренко Наталья Викторовна (судья) (подробнее) |