Решение № 2А-175/2026 2А-175/2026~М-30/2026 М-30/2026 от 29 марта 2026 г. по делу № 2А-175/2026Сычевский районный суд (Смоленская область) - Административное Дело № 2а-175/20265 УИД 67RS0022-01-2026-000044-02 Именем Российской Федерации 30 марта 2026 года с. Новодугино Смоленской области Сычевский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Ковязиной Е.А., при секретаре Егоровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления федеральной налоговой службы по Смоленской области к ФИО1 о взыскании налогов и пени, Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области (далее по тесту УФНС России по Смоленской области) обратилось в суд административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам на общую сумму 60 605 рублей, указав, что ФИО1 состоит на учете в УФНС России по Смоленской области в качестве налогоплательщика, в её собственности находится доля в праве на квартиру, иные строения, земельные участки, транспортные средства, которые являются объектами налогообложения. В нарушение налогового законодательства административный ответчик не произвел уплату налогов, в связи с чем, образовалась недоимка в 2023 году: налог на имущество в размере 776 рублей, земельный налог в размере 14177 рублей, транспортный налог с физических лиц в размере 45652 рубля 00 копеек. Ответчику было выставлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, которое в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено. В связи с тем, что вышеуказанное требование не было исполнено, МИ ФНС России № по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка №32 Долгопрудненского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ по делу №2а-375/2025, который впоследствии был отменен определением мирового судьи от 12.11.2025 года в связи с поступившими возражениями ответчика. Поскольку до настоящего времени задолженность не уплачена, просит суд взыскать с административного ответчика в доход бюджета вышеуказанные суммы задолженности. Протокольным определением от 3 марта 2026 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечен финансовый управляющий ФИО2 В судебное заседание представитель административного истца УФНС России по Смоленской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах имеется заявление о рассмотрении дела без его участия. Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования УФНС России по Смоленской области не признала, пояснила, что находится в стадии банкротства, суммы задолженности не оспаривает. Заинтересованное лицо финансовый управляющий ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Выслушав участков процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений. В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. На основании ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 Кодекса). В соответствии с положениями ст. 69 Налогового кодекса РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В силу п. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Статьей 400 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В соответствии с п. 1 ст. 403 Налогового кодекса РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Согласно ст. 405 Налогового кодекса РФ, налоговым периодом признается календарный год. Статьей 406 Налогового кодекса РФ Ф закреплен порядок исчисления налоговой ставки. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы регистрирующими органами в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам, в силу пункта 1 статьи 361 налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. На основании ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу статьи 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ). Согласно частям 1, 2 ст. 390, ч. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговые ставки в соответствии с ч. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В соответствии с положениями ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Как следует из материалов дела, в 2023 году ФИО1 являлась собственником транспортного средства - автомобиля УАЗ 315195, государственный регистрационный знак №, автомобиля MERCEDES-BENZ GLS-CLASS, государственный регистрационный знак №, земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, земельный участок 17А, земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, р-н Новодугинский, с/п Новодугинское, <адрес>, квартиры с кадастровым номером 67:13:0010251:75, расположенной по адресу:, <адрес>, иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В связи с неуплатой налогов должнику направлялось требование об уплате задолженности по налогам (л.д.46). Административным истцом были приняты меры о взыскании задолженности путем обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа. Однако ответчиком были поданы возражения относительного его исполнения, в связи с чем, определением мирового судьи судебного участка №32 Долгопрудненского судебного района Московской области от 12.11.2025 судебный приказ №2а-375/2025 от 21.02.2025 был отменен (л.д.18). На момент предъявления настоящего административного искового заявления задолженность по налогам не погашена. Учитывая изложенное, принимая во внимание соблюдение процедуры взыскания, направление налогового уведомления и требования ФИО1 с соблюдением положений ст. ст. 52, 69, 70 Налогового кодекса РФ, обоснованности представленного расчета задолженности, который не опровергнут стороной административного ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании задолженности по налогам. Доводы административного ответчика о том, что решением Арбитражного суда Московской области от 6 марта 2025 года она признана банкротом, не принимаются судом во внимание по следующим основаниям. В соответствии с абзацем 7 пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Согласно части 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве, после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина. В соответствии с частью 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве, требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Исходя из части 1 статьи 5 Закона о банкротстве, в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. По смыслу вышеназванных разъяснений для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу. Применительно к транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество за 2023 года таким днем является дата 31 декабря 2023 года. Поскольку дело о несостоятельности (банкротстве) в отношении ФИО1 возбуждено Арбитражным судом Московской области 17 ноября 2023 года, а недоимка за несвоевременную уплату налогов за 2023 год образовалась после принятия судом заявления о признании ФИО1 несостоятельным (банкротом) и относится к текущим платежам. В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15 декабря 2004 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в сил) законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). При решении вопроса о взыскании судебных издержек по делу, суд исходит из следующего. Статьей 333.36 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины. В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета. Учитывая положения подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ФИО1 в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд Административное исковое заявление Управления федеральной налоговой службы по Смоленской области к ФИО1 о взыскании налогов и пени - удовлетворить. Взыскать с ФИО1 (паспорт №, ИНН №) в доход бюджета задолженность по налогам в размере 60605 (шестьдесят тысяч шестьсот пять) рублей, из которых: земельный налог в размере 14177 рублей, налог на имущество 776 рублей, транспортный налог в размере 45652 рубля. Взыскать с ФИО1 (паспорт №, ИНН №) в доход бюджета государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сычёвский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (6 апреля 2026 года). Судья Е.А. Ковязина Суд:Сычевский районный суд (Смоленская область) (подробнее)Истцы:УФНС России по Смоленской области (подробнее)Судьи дела:Ковязина Елена Алексеевна (судья) (подробнее) |